Достоевский: испытание сценой и временем

ХVIII международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям писателя

 
В Великом Новгороде и Старой Руссе завершился очередной, 18-й уже фестиваль спектаклей по Достоевскому. Форум, который существует с 1992 года (первое время он проводился с периодичностью раз в два года), давно обрел и международный статус, и достаточную популярность среди зрителей и почитателей таланта величайшего русского писателя. И, быть может, одно из главных его значений состоит в том, что он за это время коренным образом изменил культурный облик совсем нетеатрального городка Старая Русса, где и театра-то нет, а заезжие антрепризные гастролеры редко радуют качеством своего «продукта».
Между тем этот старинный русский город, который в будущем году отпразднует свое тысячелетие, хранит множество культурных кодов. Здесь, как известно, несколько лет жила семья Достоевских, и именно в Старой Руссе, выведенной под названием Скотопригоньевска, писал Федор Михайлович своих «Братьев Карамазовых», имея перед глазами прототипы многих персонажей. Здесь же рождались страницы «Бесов» и других его произведений. В Старой Руссе бывали Вера Комиссаржевская и Анна Ахматова – манил знаменитый курорт с его водами и грязями. А сегодня часть спектаклей играется в Доме-музее Достоевского и это рождает как у артистов, так и у зрителей ощущения невероятные, потому что быть не подлинным в этих стенах, пространствах зал и комнат с их «тенями» просто невозможно.

Бывая на этом фестивале неоднократно, приходилось наблюдать, как год от года меняется, взрослеет, растет старорусский зритель. Когда-то, лет десять назад, публика еще не готова была к восприятию «новых форм» -- с новаторских спектаклей уходили, школьники шумно куролесили в зале ДК «Русич», где играется основная масса спектаклей. Сегодня все не так – публика выросла числом и уменьем, а в антрактах весьма любопытно бывает услышать очень точные, меткие и остроумные комментарии к тому, что происходит на сцене. Причем не только хвалебные, но и весьма критические. А учитывая то, что с серьезным театром рушане сталкиваются раз в год, именно на этом фестивале, его заслуги начинаешь ценить все больше. Да, конечно, уровень постановок бывает разным, но ведь и подходы к сложнейшей прозе писателя, который, как известно, для театра вообще ничего не писал, тоже очень непросты.
А еще у этого фестиваля, который организует Новгородский академический  театр драмы имени Достоевского при содействии Департамента культуры и туризма области и Администрации Старорусского муниципального района, есть одна интересная особенность, которая составляет его уникальность. Здесь на равных соревнуются профессиональные театры, студенческие мастерские и любительские коллективы. Причем порой случается так, что именно молодые любительские команды дают фору слегка одряхлевшим профессионалам. В этом году такую характеристику дать, конечно, нельзя. Но, тем не менее, камерный театр «Спичка» из Белгорода, руководимый Ксенией Ломакиной, представил весьма любопытное современное постижение одного из самых известных романов писателя – в спектакле «Искушение Идеологией Идиота». Там соединились пластика, театр теней, игра с предметами, световая партитура и замечательная моно-работа Екатерины Спиридоновой, показавшей князя Мышкина как неземное существо, синтезировавшее детское, мужское и женское начала. Студенческий же театр на сей раз представляла Театральная мастерская 202 из Санкт-Петербурга с постановкой «Кроткая» совсем юной Юлии Шишиной и актеров-студентов Егора Смуткина, Дарьи Алексеевой и Татьяны Воропаевой. Им удалось уловить вечное раздвоение персонажей Достоевского, особенно женских, и попытаться это визуализировать, поделив противоречивость натуры Кроткой между двумя актрисами.
Всего же в фестивале 2014 года участвовало восемь спектаклей из Петрозаводска, Воронежа, Брянска, Белгорода, Кинешмы и Санкт-Петербурга. Международный же статус форума весьма достойно поддержал театр Малый из польского Вроцлава, показавший свою версию «Преступления и наказания» в постановке Станислава Мельского. Европейские вариации на тему «русских страстей» всегда безмерно любопытны,  и подчас «большое видится на расстояньи». Но удивительно, как совсем молодые польские актеры, играя Раскольникова, Соню и Порфирия Петровича абсолютно в традициях нашего психологического театра, сумели убрать дистанцию между тем и нынешним временем, присвоить тексты и попытаться действительно пережить ситуации, в которой оказались их герои. Поэтому совершенно закономерным стало то, что молодой Адам Турчик увез во Вроцлав приз ла лучшую мужскую роль, а Станислав Мельский был признан лучшим режиссером. Хотя, конечно, нужно отметить ансамблевость спектакля, его абсолютно современное звучание и нерв, не переходящий в патриархальный «надрыв».
Еще одной весьма интересной и современной работой стал спектакль «Бедные люди» Воронежского театра юного зрителя, поставленный актером и режиссером Александром Сидоренко, который к тому же сыграл и Макара Девушкина. В основу спектакля была положена пьеса Валерия Семеновского по мотивам повести Достоевского, и уже в ней был намечен некий современный взгляд на персонажей и их истории. И режиссеру удалось соединить моменты традиционные, психологически обоснованные и прекрасно сыгранные, и комедиантское отстранение, воплотить которое выпало на долю актера Василия Маркова, виртуозно сыгравшего персонажа по имени Некто. Этот Некто – Марков давал остроумные комментарии, задавался недоуменными вопросами, привлекал в союзники Белинского и Гоголя, поминутно перевоплощаясь то в кухарку, то в соседа-литератора, то в жениха Вареньки, то в самого «медного всадника». Варенька же в исполнении Екатерины Пухначевой была сдержанна и темпераментна, скромна и отчаянна, прекрасно понимала, чьим созданием в лице писателя она является, и пыталась заглянуть в жизненное и театральное будущее своей героини. В результате именно Пухначевой досталась награда за лучшую женскую роль.

А иные спектакли, сделанные вроде бы с соблюдением временных условностей, все равно пытались соответствовать нынешним реалиям в своем звучании. Особенно тинейджерскому менталитету. Именно таким получилось еще одно «Преступление и наказание» режиссера Михаила Мамедова в Брянском ТЮЗе. Спектакль был поставлен и сыгран в жанре триллера-комикса, шумно, громко, со стремительно сменяющими друг друга сценами и молодым Раскольниковым на грани нервного срыва. Тут уж порой было не до понимания философии писателя и его героев -- успеть бы за два с небольшим часа сценического времени, торопясь и проглатывая слова и ситуации, сыграть все. Зрители же оценили если не глубину, то несомненный темперамент молодых и опытных актеров. А вот спектакль «Настасья Филипповна», поставленный Сергеем Стеблюком в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» из Петрозаводска, наоборот, был неспешен и подробен, с добавлением моментов мистических и условных. Ему выпала честь открыть этот фестиваль на сцене Новгородского театра имени Достоевского и задать определенный тон всему происходящему далее.

Кстати, нынешний директор Новгородского театра и руководитель фестиваля Всеволод Чубенко, когда-то сам неоднократно становился его участником, будучи актером Вологодского Камерного театра. И даже получал его самые престижные награды. Теперь ему приходится быть по ту сторону рампы, зато актерский опыт, вероятно, помогает в формировании фестивальной афиши. Как, впрочем, не оставляет и желание вновь самому поучаствовать в происходящем в актерской ипостаси. Обещают, что к следующему фестивалю Новгородский театр, в этом году не показавший своего спектакля, представит новую постановку. И очень хотелось бы, чтобы замечательный артист Чубенко в нем участвовал.

Гран-при ХVIII форума достался спектаклю «Достоевский. Монологи», представленному Романтическим театром Юрия Томошевского из Санкт-Петербурга. Это был театр слова, однако осуществленный с помощью очень качественных актерских работ Константина Сироткина, Виктории Зайцевой, Анны Некрасовой, Анны Михеевой, Александра Блинова и Татьяны Морозовой. Они представили тщательно отобранные и очень бережно выстроенные режиссером Юрием Томошевским монологи известных героев Достоевского – Неточки Незвановой, Настеньки из «Белых ночей», литератора из рассказа «Бобок» и других. И выразили общее уважение таланту писателя, его обнаженному нерву и умению в слове запечатлеть судьбу человека. Тем самым стали наиболее гармоничным аккордом фестиваля

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Художник, будь человеком!

    Этот спектакль был сыгран в рамках  16-го сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое и стал одним из самых интересных событий этого форума.   Интересным с разных точек зрения. Во-первых, это работа с новым текстом для детского театра, вышедшим из лаборатории Натальи Скороход. ...
  • Театр на Васильевском запускает свой «LOFT»

    С 10 по 26 апреля в Санкт-Петербурге пройдет Международный фестиваль театров «LOFT» – фестиваль, который является правопреемником фестиваля «Всеволожская весна» (проводился до 2018 года). «Известно, что в современном прочтении одно из значений термина «лофт» – это открытое арт-пространство, для творческих людей лофт – это стиль без строгих рамок и границ, – пояснили «Театралу» в пресс-службе театра. ...
  • «Русские сезоны» - 2020 пройдут в Париже

    Международный культурный фестиваль «Русские сезоны» 2020 года пройдет во Франции с особым размахом. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский во время рабочей встречи с Министром культуры Французской Республики Франком Ристером в Париже. ...
  • В Гаване открылся Центр сохранения наследия Хемингуэя

    В субботу, 30 марта, на окраине Гаваны открылся Центр реставрации и хранения работ и документов, оставленных на острове писателем Эрнестом Хемингуэем.   Мастерская по восстановлению документов, расположенная рядом с домом-музеем нобелевского лауреата, насчитывает несколько лабораторий и хранилищ с разным уровнем влажности и системами поддержания особого температурного режима. ...
Читайте также