В чём сила, Брат?

Премьера по «Братьям Карамазовым» в петербургском театре «Приют комедианта»

 
Постановка Евгении Сафоновой «Братья» представляет собой сценический коллаж на тему вседозволенности. В романе воплощённая в фигуре Фёдора Павловича Карамазова, в спектакле она обернулась в абстрактную идею, в некую питательную среду, из которой вышли  персонажи Достоевского. Режиссёром выбрано шесть: Иван (Константин Малышев), Митя (Филипп Дьячков), Алексей (Евгений Перевалов), Свидригайлов (Вячеслав Коробицин), Катерина Ивановна (Надежда Толубеева) и Груша (Вера Параничева). Каждый из них ведёт свою «партию». И здесь неожиданностей нет: всё по Достоевскому.

Каждый из персонажей и по-своему прав, и трагичен, и надрывно-невротичен, каждый – носитель своей идеи. Митя – воплощение необузданной звериной силы и страсти, которая всё сносит на своём пути. Иван – интеллектуал, который неизменно Богу билет в Рай возвращает, Катерина Ивановна – женщина, которая больше всего любит свою добродетель… Инфернальная Груша, подлец Свидригайлов и Алексей, который всем и посыльный, и ангел, и правдивое зеркало.

Но всё в «Братьях» не так очевидно. Спектакль разыгрывается в условном пространстве, под которое лучше всего подходит определение – «нигде». В ходе действия фрагменты хрестоматийного текста вольно тасуются, накладываются друг на друга. Например, поэма о Великом Инквизиторе рассказывается Иваном параллельно с тем, как в глубине сцены Митя, доведённый до отчаянья, просит у невидимого Кузьмы Кузьмича три тысячи и будто этим демонстрирует пороки той толпы, которой, по мнению Инквизитора, помешает второе пришествие Христа.

Есть в спектакле и новое прочтение знакомых сцен романа. Например, встреча Катерины Ивановны и Груши полна намёков на их гомоэротические отношения, которые, если прибавить к ним Митю, выстраиваются в любовный треугольник. Эта вольность обращения с текстом могла бы смотреться излишней, если бы не подкрепляла магистральеную тему спектакля – пробы вседозволенности.

В сущности, именно от её имени и действуют персонажи. В спектакле все они – несколько обезличены, будто сами себе не принадлежат, говорят либо как в бреду, либо в состоянии аффекта. В результате такой установки получился довольно завораживающий гипнотический эффект. Не случайно в «Братьях» важен ритм. Спектакль ускоряется от первого действия к последнему. И если поначалу он представляет собой подборку сцен из романа, которые накладываются друг на друга, то в третьем действии это уже – коллекция коротких цитат, произносимых героями из морока, из ужаса (вседозволенности?), которая в спектакле берёт верх над всеми надеждами. «Меня убивают не частности, <…> а всё вместе, всё в целом, вот чего я не могу вынести».
Фото — М. Шахмаметьев «В сущности, если всё целое взять, то Бога – жалко». В финале спектакля почти все – убийцы, и каждый виноват. И персонажи как бы «расчеловечиваются», они уже не люди и даже не идеи, а механические куклы, которые танцуют как сумасшедшие, как больные падучей болезнью. Но разве может быть иным «привет» тот вседозволенности, существующей уже в полную силу?

Вседозволенность, по Достоевскому, равна отсутствию Бога. А свято место, как известно, пусто не бывает. Поэтому-то в финале спектакля прежде послушник, человек Божий Алексей становится орудием Сатаны, во всяком случае, говорит от его имени так же, как в начале первых двух действий читал молитвы. Прежде Алексей спасал души, а теперь подписался «губить тысячи, чтобы спасся один». И у Карамазовых, кажется, нет шансов.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также