Культурная эволюция

Почему эксперты заговорили о театральном ренессансе в регионах

 
Российский провинциальный театр давно уже не воспринимается в качестве «довеска» к достижениям столичных сцен. Внушительное количество спектаклей вполне способно составить им достойную конкуренцию.
Причем этот процесс бурного развития в последние пару десятилетий охватил всю территорию России: от северо-запада до Дальнего Востока. Да, конечно, где-то результаты и достижения поражают в большей степени, где-то в меньшей. Случается, что стремительный прогресс вдруг тормозит и начинается откат назад (такие явления наблюдались в Краснодаре, на Алтае, на Сахалине), но все равно процесс идет вперед быстрыми темпами, не собираясь останавливаться…

Метаморфозы ярославской сцены


Российский театр драмы имени Волкова обладает титулами «первого» и «старейшего», статусом «кладезя традиций» и до недавнего времени имел консервативно-патриархальную репутацию. Несколько лет назад перед ним встал глобальный вопрос: может ли добротный, патриархально-культурный организм вписаться в кардинально меняющиеся социальные и сценические реалии без потери собственной репутации?

В 2008 году сюда на лидерские посты пришли директор Борис Мездрич и главный режиссер Сергей Пускепалис. Отменив переходный период и длительные прелюдии к обновлению, они решили начать с шоковой терапии. Друг за другом здесь выпустили спектакли сам Пускепалис, Владимир Петров, Тимофей Кулябин и Евгений Марчелли. Зрители вздрагивали от шумов и выстрелов на «Горе от ума». Демонстративно выходили из зала, отпуская едкие реплики в эпизодах с обнаженной натурой в «Екатерине Ивановне». Бурно негодовали по поводу неадекватности сестер Прозоровых. Не знали, как воспринимать пародийно-пластические красоты «Кармен» с минимумом привычного текста…

Актеры же, которых названные режиссеры лишили привычных подпорок из хорошо артикулированной декламации и бытового антуража, изрядно занервничали. Началось то, что обычно начинается в таких случаях: собрания, обвинительные речи, упреки в разрушении традиционных устоев, письма в вышестоящие инстанции… Но при этом – вот ведь парадокс! – расколовшаяся на сторонников и противников новаций труппа явно демонстрировала свою профессиональную состоятельность. А еще всего за пять лет и актеры, и зрители Волковского театра словно бы перелистнули страницы мини-энциклопедии российских режиссерских поисков. Не выезжая из города, освоили и манеру площадного театра, и психологический надрыв, и экспрессивный фарс, и невербальные пластические импровизации. И постепенно бунты угасли сами собой, зато появились престижные гастроли и фестивали, признание столичной критики, постоянные номинации на «Золотую маску», которую театр получил уже дважды.

Сегодняшний лидер театра Евгений Марчелли, работающий в связке с директором Юрием Итиным, политику театрального обновления продолжает не агрессивно, зато уже более уверенно, потому что театральная почва вполне удобрена и дает отличные всходы. А сам театр стал одним из лидеров российского театрального процесса.

Страсти по-псковски


Зато кипение самых жарких страстей, кажется, переместилось в город Псков, где Театр драмы имени Пушкина в начале 2013 года возглавил молодой режиссер Василий Сенин, ученик Петра Фоменко и недавний выпускник столичной «Школы театрального лидера». Псковский театр давно уже не становился культурным ньюсмейкером, к тому же здание театра долгое время находилось на реставрации, а потому и старые спектакли играть было негде. Василий Сенин в первую очередь задумался о том, как совместить давние традиции «театра с историей» с актуальными сценическими поисками, причем сделать это так, чтобы и публике, и актерам было интересно. А поскольку помещения не было, начать решил именно с публики, дабы расширить ее кругозор и хоть немного потренировать восприятие на примере современных, непривычных здесь постановок. Причем учитывался как взрослый, так и детский зритель.

Специально для детей был предназначен приезд французской компании Non Nova со спектаклем «Послеполуденный отдых фена», обладателем престижной премии Total Fringe Award на международном фестивале FRINGE 2013 в Эдинбурге.

Гастрольная программа для взрослого зрителя получилась уникальной и качественной. Кто только ни приезжал в Псков за этот еще не завершившийся год. Например, столичный Liquid Theatre с двумя спектаклями («Свадьба» и «Пока ты здесь»), причем один из них игрался в формате уличного представления, а второй представлял собой социальный проект. Питерский Театро Ди Капуа показал панк-оперу «Медея», не раз был гостем Пскова и артист Борис Драгилев. Что уж говорить об участниках Пушкинского фестиваля, который прошел в обновленном формате и представил действительно лучшие постановки по произведениям классика, причем как уже ставшие современной классикой (вроде спектаклей Театра на Таганке и «Школы драматического искусства»), так и самые современные версии. А впереди – гастроли знаменитого на весь мир английского театра «Глобус», спектакли Деклана Доннеллана, Русского театра Литвы. Пару месяцев назад было подписано соглашение о двухгодичном культурном сотрудничестве Псковского академического театра драмы имени Пушкина с театрами Швеции.

Да, Сенина упрекают в отсутствии нового репертуара. Но не будем забывать, что обновленное здание театра открылось только в феврале нынешнего года. Сам худрук успел выпустить только один спектакль – экстравагантного «Графа Нулина», но уже репетирует новую постановку по пьесам Чехова. Работают и приглашенные режиссеры. И, кажется, скандальные страсти начинают потихоньку угасать. Но до полного художественного обновления театра и признания этого процесса в зрительской среде, конечно, еще не близко.

Красноярский масштаб


Красноярский регион интересен тем, что там сценическая жизнь бурлит не только в столице края, но и в самых отдаленных, небольших городах. В прошлом номере мы рассказали о Мотыгинском театре (в городе живут всего 6 тыс. человек), но внимания заслуживают еще два – Шарыповский театр и театр в Лесосибирске – оба они родились на основе любительских коллективов, но сегодня их постановки пользуются успехом за пределами края.

В самом же Красноярске в качестве творческих руководителей работают режиссеры Олег Рыбкин (Театр драмы) и Роман Феодори (ТЮЗ). И многие их достижения известны во всей России, причем не только спектакли. Например, Рыбкин в драме придумал фестиваль «ДНК», который расшифровывается как «Драма Новый Код», где публика знакомится с произведениями современных авторов, которые сначала показываются в форме читок. А Феодори в ТЮЗе впервые начал приучать зрителей к формату спектакля в технике вербатим. Такой стала его постановка «Подросток с правого берега», в документально-художественной форме отразившая реальную жизнь города. А уж его знаменитая «Снежная королева» является безусловным фаворитом среди всех детских спектаклей России.

Классика и современность Новосибирска


Это, пожалуй, один из самых театральных городов Сибири с множеством театров, работающих в самых разных жанрах. Взять хотя бы Театр оперы и балета, который называют не иначе, как «Сибирским Колизеем», входящий в категорию лучших музыкальных театров страны. По-разному, каждый в своем эстетическом ключе, работают театры «Глобус», «Старый дом», Театр под руководством Сергея Афанасьева. Но в драматическом разряде несколько лет назад стремительно вырвался вперед театр «Красный факел», вызывающий интерес далеко не только в Новосибирске. Как, впрочем, и споры, которые связаны с новаторской режиссурой молодого постановщика Тимофея Кулябина. Кстати, Кулябин – редкий пример не столичного «варяга», приезжающего в провинцию, а режиссера, выросшего в этом городе. Да, он получил театральное образование в ГИТИСе, но потом вернулся домой, где и продолжает работать по нынешний день. Правда, сегодня его активно приглашают на постановки петербургские и московские театры. Тимофей Кулябин – один из самых ярких представителей нового режиссерского поколения, а его лучшие спектакли появились именно в «Красном факеле». Среди них – «Макбет», «Гедда Габлер», «Онегин», Kill и другие. Его последние спектакли – это настоящая лаборатория нового театра, предназначенная новосибирским зрителям, где можно познакомиться с пластическим театром, инсталляцией, мультимедиа и прочими актуальными вещами. Хотя, конечно, в «Красном факеле» работают и другие интересные режиссеры – Александр Баргман, Дмитрий Егоров, Екатерина Гранитова. А еще этот театр нередко приглашает для гастрольного участия в своих спектаклях звезд столичных сцен: Александра Балуева, Семена Фурмана, Ольгу Прокофьеву.

Новосибирск интересен еще и тем, что здесь проводятся весьма значимые театральные фестивали. Так, «Глобус» уже который год организует Рождественский фестиваль, в котором принимают участие лучшие спектакли России. А «Красный факел» знаменит проведением «Ново-Сибирского транзита» – крупнейшего театрального биеннале, куда входят наиболее громкие постановки театров от Урала до Сахалина.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Деятели культуры выступили против празднования юбилея Сталина в воронежском Доме актера

    В Доме актера в Воронеже региональное отделение КПРФ собирается провести празднование 140-летия Сталина. Деятели культуры возмущены не только самим фактом празднования этого события на театральной сцене, но и тем, что по всему Воронежу развешано большое число рекламных плакатов и баннеров с портретом Сталина. ...
  • «Наш театр оказался под угрозой своего существования»

    Одним из спикеров завершившегося в Москве Всероссийского театрального форума СТД стал основатель и художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев, который, напомним, в ноябре заявил о своем уходе, поскольку власти Новосибирска, несмотря на многолетние обещания, ничего не делают для того, чтобы Городской театр, который пользуется большим зрительским успехом, обрел полноценное помещение. ...
  • Пермскому театру запретили использовать историческое здание

    Трехэтажное кирпичное здание начала ХХ века, в котором располагаются офисы, кафе и служебные квартиры Пермского театра оперы и балета, запрещено эксплуатировать по решению суда. В иске, поданном прокуратурой, написано, что объект является культурным наследием и для дальнейшей его эксплуатация необходимо провести капитальный ремонт и реставрацию. ...
  • «Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»

    В Москве 9 и 10 декабря в СТД прошел Всероссийский театральный форум. Среди выступавших на мероприятии, собравшем театральных деятелей со всей страны, представила свой доклад профессор Института экономики РАН, Института искусствознания и Школы-студии МХАТ Валентина Музычук, которая изложила основные экономические противоречия, существующие во взаимоотношениях культуры и государства. ...
Читайте также