В предлагаемых обстоятельствах

Как в уходящем сезоне изменилась жизнь российского театра

 
Такого количества нововведений в театре не было давно. С одной стороны, стремление государства реформировать сферу культуры (отсюда множество новых постановлений и законов), с другой – целый ряд новшеств, которых много лет добивалось СТД (например, возобновление гастрольной практики).
И хотя многие процессы еще не сформировались окончательно, психологический фон театра стал заметно меняться. Любые перемены сопровождаются, как правило, острым вопросом: как жить и что будет?

Под занавес сезона «Театрал» предлагает вспомнить нововведения, которые громко прозвучали в этом году.

1. Переизбрание на должность


Отныне каждые пять лет артистам, которые работают на бессрочных договорах, надлежит проходить комиссию, где будет решаться, насколько тот или иной человек востребован в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить.

Подчеркнем, что эти нововведения не относятся к артистам-срочникам или, например, к худрукам, поскольку они тоже работают на срочных трудовых договорах. В театральных кругах эти поправки получили название «аттестация актеров», однако понятие аттестации есть Трудовом кодексе и сейчас. И некоторые театры, в особенности музыкальные, имеют такую практику – прощаются с артистами по итогам аттестации. Иными словами, если балерина не крутит 32 фуэте, то она не соответствует должности.

Цель нововведения – оптимизация трупп, избавление от искусственного их «раздувания», создание механизмов избавления от так называемого «балласта» и освобождение мест для молодых актеров.

Впрочем, здесь остается много нерешенных проблем.

– Возьмем, к примеру, артиста, который не прошел эту процедуру переизбрания, и его попросили уйти из театра, – говорит зам. председателя СТД Евгений СТЕБЛОВ. – Министерство культуры говорит, что в таком случае будет действовать система так называемых парашютов, когда на протяжении первых месяцев после увольнения артист получает зарплату. Но возникает проблема. По отношению к бизнесу это огромные деньги. А в театрах (особенно в провинции) люди получают маленькие деньги, и в случае если работу человек будет искать долго, то никакой парашют его не спасет. Устроиться в другой театр (особенно в возрасте) довольно трудно. Кроме того, на актерскую психологию такие слова, как конкурс и переаттестация, оказывают угнетающее влияние.

2. Усиление цензуры


Минкульт опубликовал «Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики». В двух словах его суть такова: государство должно отказаться от «поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы». Как ни странно, у этого законопроекта нашлось много сторонников среди деятелей культуры, которые назвали нововведение «настоящим актом патриотизма». Доцент ГИТИСа Павел РУДНЕВ считает это тревожным признаком:

– Опубликованный текст об основах государственной культурной политики представляет из себя прелюбопытнейший документ. Его цель утвердить параметры культуры, которая будет поддерживаться государством. А вернее – параметры той культуры («псевдоискусства», как безаппеляционно заявляется в документе), которая НЕ будет поддерживаться. Вот это очень важное дополнение.

Перед нами политический документ репрессивного ограничительного свойства, в котором не учтен опыт взаимоотношения культуры и государства в XX веке. Культуру нельзя спланировать, спроектировать, остановить или ограничить. Ею физически нельзя управлять. Культура как дикая природа все равно будет пробиваться сквозь любые запреты, и никто не волен остановить мистическую, непостижимую игру фантазии.

3. Возобновление гастрольной практики


В России создан федеральный Центр по организации гастролей. Предполагается, что ведущие столичные театры, как в прежние времена, будут вывозить в регионы свои лучшие постановки. Возглавила Центр бывшая зам. главы Департамента культуры Евгения ШЕРМЕНЕВА.

– Гастрольная программа была запущена еще в прошлом году и опробована на нескольких театрах, – говорит она. – Это были гастроли Театра наций по Северному Кавказу, гастроли МХТ имени Чехова в Иркутске, гастроли Театра Вахтангова в Смоленске, которые прошли очень успешно. И на их опыте были сформулированы основные принципы этого года. Не могу сказать, что сейчас мы четко понимаем, как Федеральный центр будет работать, но путем проб и ошибок обязательно отработаем новую схему. Говорить о кальке советского времени не стоит, поскольку все прекрасно знают, что и перевозчики, и гостиницы нынче частные, и мы не имеем возможности выстраивать недоговорные отношения с руководителями частных организаций. Это надо принимать во внимание.

Перед нами стоит еще одна очень сложная задача – найти дополнительные внебюджетные деньги на эти проекты. Потому что 300 миллионов рублей (а это общая сумма на всю гастрольную деятельность на территории России) не позволяет осуществить проекты в полном объеме.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
  • Суд на месяц отложил процесс по делу «Седьмой студии»

    Мещанский суд Москвы отложил до 13 марта рассмотрение дела «Седьмой студии», в связи с тем, что еще не завершена третья экспертиза.   Третью экспертизу по делу суд поручил экспертному центру при министерстве юстиции, в качестве экспертов выбрав театрального критика Ольгу Королеву (Галахову) и замдиректора МХАТ им. ...
  • В Шахтинском драматическом театре произошел пожар

    В ночь с 15 на 16 февраля произошел пожар в драматическом театре города Шахты в Ростовской области. На сайте театра сообщается, что в 02.30 в театре сработала автоматическая пожарная сигнализация. «Согласно инструкции, пожарно-сторожевая служба театра приступила к проверке сигнала и обнаружила задымление на втором этаже возле камерного зала». ...
Читайте также