В предлагаемых обстоятельствах

Как в уходящем сезоне изменилась жизнь российского театра

 
Такого количества нововведений в театре не было давно. С одной стороны, стремление государства реформировать сферу культуры (отсюда множество новых постановлений и законов), с другой – целый ряд новшеств, которых много лет добивалось СТД (например, возобновление гастрольной практики).
И хотя многие процессы еще не сформировались окончательно, психологический фон театра стал заметно меняться. Любые перемены сопровождаются, как правило, острым вопросом: как жить и что будет?

Под занавес сезона «Театрал» предлагает вспомнить нововведения, которые громко прозвучали в этом году.

1. Переизбрание на должность


Отныне каждые пять лет артистам, которые работают на бессрочных договорах, надлежит проходить комиссию, где будет решаться, насколько тот или иной человек востребован в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить.

Подчеркнем, что эти нововведения не относятся к артистам-срочникам или, например, к худрукам, поскольку они тоже работают на срочных трудовых договорах. В театральных кругах эти поправки получили название «аттестация актеров», однако понятие аттестации есть Трудовом кодексе и сейчас. И некоторые театры, в особенности музыкальные, имеют такую практику – прощаются с артистами по итогам аттестации. Иными словами, если балерина не крутит 32 фуэте, то она не соответствует должности.

Цель нововведения – оптимизация трупп, избавление от искусственного их «раздувания», создание механизмов избавления от так называемого «балласта» и освобождение мест для молодых актеров.

Впрочем, здесь остается много нерешенных проблем.

– Возьмем, к примеру, артиста, который не прошел эту процедуру переизбрания, и его попросили уйти из театра, – говорит зам. председателя СТД Евгений СТЕБЛОВ. – Министерство культуры говорит, что в таком случае будет действовать система так называемых парашютов, когда на протяжении первых месяцев после увольнения артист получает зарплату. Но возникает проблема. По отношению к бизнесу это огромные деньги. А в театрах (особенно в провинции) люди получают маленькие деньги, и в случае если работу человек будет искать долго, то никакой парашют его не спасет. Устроиться в другой театр (особенно в возрасте) довольно трудно. Кроме того, на актерскую психологию такие слова, как конкурс и переаттестация, оказывают угнетающее влияние.

2. Усиление цензуры


Минкульт опубликовал «Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики». В двух словах его суть такова: государство должно отказаться от «поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы». Как ни странно, у этого законопроекта нашлось много сторонников среди деятелей культуры, которые назвали нововведение «настоящим актом патриотизма». Доцент ГИТИСа Павел РУДНЕВ считает это тревожным признаком:

– Опубликованный текст об основах государственной культурной политики представляет из себя прелюбопытнейший документ. Его цель утвердить параметры культуры, которая будет поддерживаться государством. А вернее – параметры той культуры («псевдоискусства», как безаппеляционно заявляется в документе), которая НЕ будет поддерживаться. Вот это очень важное дополнение.

Перед нами политический документ репрессивного ограничительного свойства, в котором не учтен опыт взаимоотношения культуры и государства в XX веке. Культуру нельзя спланировать, спроектировать, остановить или ограничить. Ею физически нельзя управлять. Культура как дикая природа все равно будет пробиваться сквозь любые запреты, и никто не волен остановить мистическую, непостижимую игру фантазии.

3. Возобновление гастрольной практики


В России создан федеральный Центр по организации гастролей. Предполагается, что ведущие столичные театры, как в прежние времена, будут вывозить в регионы свои лучшие постановки. Возглавила Центр бывшая зам. главы Департамента культуры Евгения ШЕРМЕНЕВА.

– Гастрольная программа была запущена еще в прошлом году и опробована на нескольких театрах, – говорит она. – Это были гастроли Театра наций по Северному Кавказу, гастроли МХТ имени Чехова в Иркутске, гастроли Театра Вахтангова в Смоленске, которые прошли очень успешно. И на их опыте были сформулированы основные принципы этого года. Не могу сказать, что сейчас мы четко понимаем, как Федеральный центр будет работать, но путем проб и ошибок обязательно отработаем новую схему. Говорить о кальке советского времени не стоит, поскольку все прекрасно знают, что и перевозчики, и гостиницы нынче частные, и мы не имеем возможности выстраивать недоговорные отношения с руководителями частных организаций. Это надо принимать во внимание.

Перед нами стоит еще одна очень сложная задача – найти дополнительные внебюджетные деньги на эти проекты. Потому что 300 миллионов рублей (а это общая сумма на всю гастрольную деятельность на территории России) не позволяет осуществить проекты в полном объеме.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Не надо действовать сталинскими методами»

    Празднование 140-летия Сталина, запланированное 21 декабря коммунистами в Воронежском Доме актера, не состоится. Такое решение приняла директор учреждения Вера Ильяшенко после того, как встретилась с театральной общественностью, а также ознакомилась с петицией, которую за два дня подписали 1200 человек. ...
  • Деятели культуры выступили против празднования юбилея Сталина в воронежском Доме актера

    В Доме актера в Воронеже региональное отделение КПРФ собирается провести празднование 140-летия Сталина. Деятели культуры возмущены не только самим фактом празднования этого события на театральной сцене, но и тем, что по всему Воронежу развешано большое число рекламных плакатов и баннеров с портретом Сталина. ...
  • «Наш театр оказался под угрозой своего существования»

    Одним из спикеров завершившегося в Москве Всероссийского театрального форума СТД стал основатель и художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев, который, напомним, в ноябре заявил о своем уходе, поскольку власти Новосибирска, несмотря на многолетние обещания, ничего не делают для того, чтобы Городской театр, который пользуется большим зрительским успехом, обрел полноценное помещение. ...
  • Пермскому театру запретили использовать историческое здание

    Трехэтажное кирпичное здание начала ХХ века, в котором располагаются офисы, кафе и служебные квартиры Пермского театра оперы и балета, запрещено эксплуатировать по решению суда. В иске, поданном прокуратурой, написано, что объект является культурным наследием и для дальнейшей его эксплуатация необходимо провести капитальный ремонт и реставрацию. ...
Читайте также