Памяти Юрия Любимова

Великий русский режиссер скончался на 98-м году жизни

 
Его величие не требует доказательств. Среди немногих Любимов был первым. С его уходом, можно теперь твердо сказать: материк под названием «советский театр» ушел под воду.
Самое дорогое высказывание Любимова такое: «Поймите, – говорил он, – я не делал политического театра, это власть, конфликтовавшая со мной, сделала меня политическим художником. Я делал эстетический театр. Мне навязали борьбу с режимом». И это правда: он один, пришедший в режиссуру поздно, успешный артист, с благополучным прошлым (ансамбль НКВД), вычерчивает зигзаг в истории русского театра. Идет наперекор системе, возвращает русский театр в 1920-е: на площадь, в строго организованную массовку, в гражданственность, в нелирическую, неэлегическую поэтическую стихию, в буйство цвета, отделенного от предмета, вспоминает удушенную сталинизмом формалистическую традицию Мейерхольда, Таирова, Вахтангова.

Выживание стало главной темой Театра на Таганке. Это тема звучала везде – в деревенской прозе, «Деревянных конях» и «Живом», в «Гамлете» и «Добром человеке», «Матери» и «Пугачеве». Жить вопреки обстоятельствам. Жить, когда за тобой охотится роковой занавес, сметающий людей с тарелки истории как крошки. Жить, когда тебя, обнаженного по пояс, душат цепями и обкладывают плахами с топорами. Жить и быть готовым к подвигу, когда серый строй солдат в шинелях оттесняет тебя к заднику. Театр на Таганке утверждал «правильный» коммунизм, коммунизм вечной, нескончаемой борьбы, а не оппортунизма. Коммунизм человеческой твердости и суровой правды. Более небуржуазного, нефилистерского театра в истории искусства России трудно даже и сыскать.

Левый поворот Таганки укрупнил русский театр, нарастил его объем, создал конфликт, «вольтову дугу» внутри самого себя, от которого стали отталкиваться другие художники. Вместе с Давидом Боровским они создали выдающийся формалистический театр: театр самозначащей декорации, которая превращалась в причудливый иероглиф, формулу, театр актера-трибуна и театр предмета – борона в «Конях», цепи и плаха в «Пугачеве» (спектакль оформял Борис Бланк), окровавленная дверь в «Преступлении», борт грузовика в «Зорях», занавес в «Гамлете», березки в «Живом», лифт в «Доме на набережной» – были точно такими же арт-объектами, артефактами, как текст или артист на сцене.

Трагедия с труппой, которая случилась в финале биографии Любимова, только укрупняет его личность: он жил страстно, мучительно, мучая себя и других, и ушел одиноким, непонятым художником, изганным собственной труппой, теми, кого сам же и создал.

До конца жизни ставил спектакли. «Бесы» для вахтанговской труппы были его последней работой в драматическом театре сегодня и работой очень значительной – собственно, единственной в русском театре, где отчетливо и художественно полноценно зазвучала, как ни странно, антилиберальная консервативная нота, нота оторопи. Можно было лично не соглашаться с таким мышлением, но вызывала уважение эстетическая и идеологическая убедительность высказывания мастера. Любимов всегда убеждал, у него были крупные эстетические аргументы.

Театральный критик Ольга Галахова свою статью о Любимове назвала «отец хора». Это очень важная характеристика. Тем более, если под хором подразумевать весь русский театр сегодня. Любимов – не просто режиссер, он организатор театрального пространства. От Таганки идут множественные ветви в разные стороны. Любимов – «питомник» театрального эксперимента, его вечноживые корни, расползающиеся по территории российского театра. Отец хора. Могучая крестьянская натура. Человек-ровесник советского государства, перенесший на своем горбу все коленца отчечественной истории.

В 13 лет меня мама привела на спектакль «Преступление и наказание», в нем, разумеется, уже не играл Высоцкий, но спектакль был все еще силен. Выйдя с этого спектакля, я уже знал, что стану заниматься театром. Такие истории о себе могут рассказать сегодня тысячи тех, кто сегодня работает в театре. Любимов умел вдохновлять, заряжать на годы. Спасибо, Юрий Петрович, покойтесь с миром. Вы заслужили покой.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ посвятят вечер Смоктуновскому

    28 марта исполнится 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского. По этому случаю в МХТ им. Чехова пройдет вечер-посвящение актеру, режиссером которого выступит Николай Скорик. Сценические образы, созданные Смоктуновским, вошли в «золотой фонд» театрального искусства. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ушел из жизни композитор Сергей Слонимский

    В воскресенье, 9 февраля, на 88-м году жизни скончался композитор Сергей Слонимский. Широкой аудитории он известен как автор музыки к кинофильму «Республика ШКИД».  «Сергей Слонимский – один из крупнейших отечественных композиторов, автор 34 симфоний, восьми опер, трех балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам», – отмечается в некрологе, опубликованном на сайте Союза композиторов России. ...
  • «Незабываемый Спартак и Ван Гог»

    Легенда Голливуда актер Кирк Дуглас скончался в возрасте 103 лет, об этом СМИ сообщил его сын актер Майкл Дуглас. «Незабываемый Спартак и Ван Гог, один из последних героев золотого века Голливуда, в которых мужественность была не наигранной и не пародийной, – написал об актере киновед Андрей Плахов. ...
Читайте также