Лев Додин

«Обжигает только смысл»

 
– В одном из интервью вы сказали, что в вашей новой постановке подняты вопросы, которые еще не ставились на русской сцене. Что вы имели в виду?

– Мне кажется, что на русской сцене никогда не звучала всерьез тема Холокоста на территории нашей страны. Для русского исторического сознания холокост – это что-то, что располагалось где-то далеко от нас. Но это было и в нашей стране. Согласно новым данным, количество погибших евреев на территории России – одно из самых больших в мире. Подсчет шел в процентном соотношении: скажем, во Франции – 50%, в Дании – 0%, а в России – 90%. То есть здесь евреев никто и ничто не защищало. И в этой связи возникает также тема антисемитизма, и в том числе государственного антисемитизма, который существовал в России, в Советском Союзе. Бытовой антисемитизм и сейчас существует. И мне кажется, что об этом надо говорить. Есть фраза у Гроссмана: «Когда мы говорим, что все хорошо, чаще всего мы скрываем за этим свое знание, что на самом деле все не так уж благополучно». Когда мы начинаем говорить о том, что действительно страшно, мы всегда находим то, что этому страшному противостоит. И что сохраняет нас как народ, как страну.

– Вы пять лет занимались со студентами «Жизнью и судьбой» Василия Гроссмана. Как возникла эта идея?

– Я решился набирать курс, когда для себя понял, чем я с ним буду заниматься. Потому что сегодня набирать курс, чтобы просто учить мастерству, – невозможно. Традиционное обучение строится на том, что студентов ведут от маленьких упражнений к упражнениям посложнее, от отрывков без смысла к отрывкам побольше. Мне кажется, что это ничего не дает. Начинать надо со смысла, обжигает только смысл. И студентам должно быть понятно, какая тяжелая дорога ведет к этому смыслу. Я думаю, что первый спектакль должен быть и самым сложным спектаклем в их жизни. Это обратно привычной логике. Но я убежден, что театр всегда ниже школы. Школа – это попытка идеала. А театр – все-таки всегда некий компромисс. Придя в театр, студенты должны знать, что они вступают в зону компромисса, в которой они должны отстаивать свои идеалы. Об этом поколении принято говорить, что оно выбрало что-то не то – «пепси». И тем более важно их ввести в контекст истории культуры. Поскольку одна из главных проблем сегодняшнего театра, как мне кажется, именно полная потеря этого контекста истории и культуры.

– А когда вы решили присоединить к студентам артистов своего театра?

– Когда мне стало понятно, что из наших попыток действительно может вырасти спектакль. Изначально мы договаривались, что просто пробуем материал, погружаемся в него. А получится ли – это не так важно. Студенты, конечно, не идиоты и понимали, что просто так в течение пяти лет вряд ли кто-нибудь будет работать, не имея конечной целью спектакль. Но момент первоначального отказа от прагматики был важен. Потом, когда я увидел, что спектакль может получиться, то пригласил уже артистов театра. Поскольку спектакль, если он войдет в репертуар МДТ, не может быть чисто учебной работой. Он считается дипломным спектаклем моего курса, но одновременно это еще и спектакль Малого Драматического Театра. Да и для студентов было полезно оказаться в обществе мастеров. Оказываясь на сцене рядом с Курышевым, рядом с Шестаковой, они понимают, куда им двигаться, чего им не хватает.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В театре «Гешер» прошли Дни российского кино

    Со 2 по 4 ноября в Израиле показывали российское кино.  Семь лет продолжается творческое содружество фестиваля «Кинотавр» с театром «Гешер», куда, российские кинематографисты ежегодно привозят свои новые картины. ...
  • «Не ожидал, что получится целый спектакль»

    Фестиваль СТД «Артмиграция-детям» стартовала спектаклем Большого театра кукол (Санкт-Петербург) «Мой дедушка был вишней» по книге итальянской писательницы Анджелы Нанетти. Примечательно, что это редкое для отечественных подмостков произведение, согласно рейтингу Международной мюнхенской юношеской библиотеки, входит в список выдающихся книг для детей. ...
  • Русский театр из Берлина привез в Москву спектакли про Иуду и Нуреева

    Театр «Русская сцена» из Берлина приехал с гастролями в Москву. В первых числах ноября коллектив покажет столичным зрителями два спектакля - «И вот пришел Иуда» и «Рудольф Нуреев. 48 часов». Корреспондент «Театрала» пообщался с художественным руководителем труппы Инной СОКОЛОВОЙ-ГОРДОН. ...
  • «Лучшее время, чтобы добавить тепла»

    С 19 по 25 ноября в Рязани пройдет III Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Подробнее об этом «Театралу» рассказал директор Рязанского театра драмы, руководитель фестиваля Семен ГРЕЧКО. ...
Читайте также