Юбилей Вячеслава Шалевича

Худруку Театра им. Рубена Симонова и актеру Театра Вахтангова - 80!

 
Вячеслав Шалевич рос в коммунальной квартире на Арбате и много времени проводил во дворе Театра Вахтангова, где, кстати, еще школьником пересмотрел все спектакли. Когда началась война, во время воздушной тревоги прятался вместе с ребятами в бомбоубежище под театром. Однажды в здание попала бомба, и они с трудом выбрались из-под обломков. Шалевич ходил в драматический кружок при Доме пионеров, участвовал в школьной самодеятельности, но даже когда поступил в Щукинское театральное училище, мама его выбор не одобрила. Лишь когда Шалевича приняли в Вахтанговский театр, стала смотреть спектакли с его участием. Он многому научился у знаменитых вахтанговцев. В спектакле «Неписанный закон» играл с Юлией Борисовой. Не дожидаясь её реплики, на репетиции затараторил свой текст. Борисова остановилась: «Слава, пока я не сказала последнее «ять», не сметь вступать». Играя с Рубеном Симоновым, сначала волновался, но к сотому спектаклю так осмелел, что позволил себе удлинить паузу. Это произвело впечатление на мэтра, на сцене он смутился, а в антракте признал: «Слава, вы так хорошо играли, что я даже текст забыл!» Сниматься Шалевич начал рано. После фильма «Хоккеисты» познакомился со спортсменами и стал устраивать в театре ночные просмотры запрещённых фильмов. Чуть не погорел, но обошлось. Сегодня жизнь Вячеслав Шалевич по-прежнему тесно связана и с Театром Вахтангова, где он играет в спектакле «Пристань», и с Арбатом, в одном из переулков которого приютился Театр им. Рубена Симонова.
Элеонора Шашкова, актриса
Став актрисой Вахтанговского театра, я вместе с мужем и дочкой поселилась в общежитии. Это была коммуналка на 9 квартир, с одним туалетом и одним краном на кухне. Чтобы попасть в душ, мы бегали в театр. Слава жил с двоюродной сестрой и тётей Пашей, очень отзывчивой женщиной. Я частенько оставляла с ней свою дочку. Там же жили наши актёры Миша Воронцов, Олег Хворостенко и рабочий сцены Юра Добронравов. Именно они написали пьесу «Конармия» и настояли на том, чтобы я взялась за роль казачки Насти. Мы со Славой играли любящую пару. Он уходил на фронт, а Настя сходила с ума после того, как над ней надругался барин. Герой Шалевича возвращался и мстил. На репетиции Слава выходил на авансцену и говорил: «И тогда я потоптал барина!» Рубен Николаевич Симонов, который ставил этот спектакль, посоветовал ему, схватившись за голову, говорить с расстановкой, прочувствовав каждое слово. Этот монолог всегда проходил на «ура!»

Мы со Славой во многих спектаклях играли вместе. Он любил розыгрыши. Подстроит каверзу, а потом со стороны наблюдает, как артист выпутывается. Однажды разыграл меня, правда, до сих пор это отрицает. Я играла судью в спектакле «Ковалёва из провинции». В сцене оглашения приговора с листа читала текст. Беру я листок, а он чистый. Все заседатели, свидетели ждут. Я начинаю: «Решение суда…», – а у меня потрясающая зрительная память, увидев текст, мгновенно его запоминаю – и почти без ошибок произнесла весь приговор. По тому, как Шалевич (а он играл свидетеля) уставился на меня, по удивлению, которое было на его лице, я поняла, что это его рук дело. Потом они с Мишей Воронцовым ставили спектакль «Али Баба и 40 разбойников». После прогона решено было сделать состав молодёжным. Шалевич настоял, чтобы я продолжала играть, но пришлось уйти из спектакля. Слава обиделся: «Ты меня подвела, я же тебя одну оставил!» Шел у нас в Вахтанговском спектакль «Дион», с Ульяновым в главной роли. Шалевич стал играть с ним в очередь – и переиграл! Это была явная удача Славы.

Вообще у него было много удач. Он потряс меня в фильме «Красная площадь», в роли белого офицера. Когда я вышла замуж за Валентина Селиванова, режиссёра картины «Большое космическое путешествие», он как раз писал сценарий «Дневник Карлоса Эспинолы». Я посоветовала ему взять на роль Шалевича, на что он мне ответил: «Я как раз о нём думал». Мы снимали в Пущино. В это время Никита Михалков снимал там же своё «Механическое пианино». Мест в местной гостинице не хватило, и мы распределились по избам. После съёмок ездили на Оку и на природе пировали. Слава, конечно, был душой компании. К сожалению, фильм не был оценён по достоинству и шёл по клубам. Когда в СЭВе проходили Дни Чили, его всегда показывали. Многие работы Славы проходили с успехом, особенно те, в которых присутствовал юмор.

Алексей Шейнин, актёр
Когда я переехал в Москву, мы часто выступали в концертах. Ездили на его знаменитом москвиче с площадки на площадку. Потом в 80-м году судьба столкнула нас в проекте «Альманах сатиры и юмора». Он был задуман как серия спектаклей и построен по принципу работ двух театров. Разыгрывались разные сценки. Главным режиссёром в первом был мой любимый Всеволод Семёнович Якут, с которым я много играл, а заведующим музыкальной частью – не менее любимый Слава Шалевич. Очень эксцентричный, с замечательным чувством юмора. Многое было придумано им. Съёмки проходили весело. Мы много шутили. К сожалению, состоялось всего два выпуска. Больше мы на съёмочной площадке не встречались. Потом он стал руководителем Театра имени Рубена Симонова. Однажды позвонил мне и попросил прийти: «Лёша у нас есть спектакль «Тайна целомудренного бабника». Я Дон Жуана сыграл всего два раза. Больше не могу. Ты же видишь, я не важно передвигаюсь.  Думаю, что в Москве сыграть эту роль сможешь только ты». Когда я согласился, он добавил: «Платить много я тебе не смогу. Зал у меня маленький». Мы посмеялись, но не всё же делается за деньги. Пьеса мне понравилась. Я где-то за три недели ввёлся. Он был на моей премьере. Я видел, как непросто ему было, потому что он сам болел этой ролью, но меня поздравил. Я наблюдал его в роли руководителя, и мне показалось, что он совсем не строг, скорее излишне мягок. Он артист и живёт по правилу «не суди, и не судим будешь». Шалевич всегда производил впечатление сильного человека, правильного, справедливого. Таким он был на экране, непохожим ни на кого, таков он и в жизни. К сожалению, болезнь сейчас его подкосила, но он мужественно её переносит, и в спектакле «Пристань» играет Галилея. Я ему желаю здоровья. Славочка, я тебя целую. Большое спасибо за наше общение, за роль, которую ты мне подарил. Да и вообще за все твои роли, которыми ты нас одаривал!

Юрий Кара, кинорежиссёр
Первый раз мы с ним встретились не в моём фильме. Меня попросили помочь завершить в художественном смысле производство картины «Муж собаки Баскервилей» с Шалевичем в главной роли. Там мы и познакомились. Работы на Ялтинской киностудии было мало, и мы много общались. Я понял, насколько он интеллигентный, грамотный, образованный, порядочный, человек. Конечно, я знал его до этого по многим замечательным ролям. Актёра с такой характерной внешностью, харизмой, яркой творческой индивидуальностью не возможно не отметить. Когда я собирал ансамбль для фильма «Мастер и Маргарита», мне хотелось, чтобы участвовали лучшие силы, которые были в стране на тот момент. На роль Пилата был выбран Михаил Ульянов, но между ним и первосвященником Каифой возникали напряжённые споры. Нужен был артист, способный сыграть мощного оппонента, который исход спора мог бы переломить. Я обратился  к Шалевичу. Получился замечательный дуэт. Эти кадры стали украшением картины. То, что они служили в одном театре Вахтангова, сыграло положительную роль, потому что не секрет, что разные театральные школы трактуют актёрское искусство по-разному. То, что они были артистами «одной крови», шло только на пользу. У фильма была трудная судьба. Я долго после этого не снимал. Думал, всё, надо мной проклятие нависло, но потом мне как-то удалось его сбросить, и я приступил к съёмкам фильма «Звезда эпохи». О звёздах сталинского времени, которые приближались чересчур близко к верховной власти, как мотыльки, слетевшиеся на огонь, потом, как Серова, сгоревшие. Шалевича я пригласил на роль Ильи Эренбурга, человека с очень сложной судьбой. Интеллигента, глубоко порядочного, и талантливого. Думаю, что все эти качества заложены и в самом Шалевиче, а сцена, когда он ждёт ареста, сыграна им трагично и в то же время трогательно. В третий раз мы встретились в фильме «Репортёры». С ним работать одно удовольствие. Он мгновенно включает актёрское воображение. У него много ролей в театре, не меньше в кино, но мне кажется, что он артист всё же недооценённый. Конечно, он уже оставил замечательный след в искусстве, но думаю, что он ещё будет сниматься. Хотелось бы видеть его чаще. Мне он очень симпатичен. Я его люблю, и желаю ему долгих лет. И столько же лет творческой жизни!

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов: «Нам надо смутное сделать ясным»

    В начале октября в Музее Москвы состоится премьера спектакля «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову». Режиссер Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман пригласили в свой проект Тимофея Трибунцева, Паулину Андрееву, Михаила Филиппова, Викторию Исакову, Марию Смольникову. ...
  • «Все его картины – это точное попадание в десятку»

    17 сентября кинорежиссер Владимир Меньшов отмечает 80-летие. Свой первый фильм «Розыгрыш» он снял в 37 лет. За второй «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар». Он рискнул пригласить сыграть в комедии Юрского и Тенякову, Алентову и Чурикову. ...
  • Олег Леушин: «Без премьер мы начинаем задыхаться»

    Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и «Театр на Юго-Западе». Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига «Примадонны», которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в «ПрямоДонны». ...
  • Александр Ширвиндт: «Голосовать не будем…»

    В преддверии встречи с Александром Ширвиндтом редакция предложила читателям адресовать артисту свои вопросы. Наиболее интересные из них прозвучали во время интервью, полную версию которого можно будет прочитать в октябрьском номере «Театрала». ...
Читайте также