Жанр без кризиса

«Золотая Маска»: размышления о номинации «оперетта/мюзикл»

 
С номинацией «оперетта/мюзикл» из года в год складывается непростая ситуация. Собираемые в ней спектакли не отражают реальную ситуацию – ни по количеству, ни по качеству. Случаются, конечно, исключения, как прошлогодний конкурс с очень сильным и разнообразным подбором названий. В этом же году список номинантов оказался коротким – всего три наименования (кстати, это число превышается довольно редко), среди которых – ни одной оперетты.
А меж тем в театрах разных городов за минувший сезон вышел целый ряд удачных спектаклей – как оперетт, так и мюзиклов. В том числе в «Московской Оперетте», руководство которой аккурат в день завершения фестиваля распространило открытое письмо, где объявило, что больше не будет сотрудничать с «Золотой Маской». Справедливости ради надо сказать, что в минувшие годы спектакли, выпущенные «Московской Опереттой», от «Метро» до «Монте-Кристо» и «Фанфана-тюльпана», в конкурс попадали регулярно, и тем огорчительнее тот факт, что в будущем на афише не будет одного из самых крупных, успешных и значительных театральных коллективов.

Основное недовольство вызвало решение экспертного совета с нынешнего конкурса не номинировать спектакли, исполняемые под «минус». Вопрос, действительно, спорный. С одной стороны, это логично – все-таки разница в звуке спектакля с живым оркестром и спектакля под запись, очевидна. С другой – из-за этого список сужается еще сильнее, и из него выпадают высокого качества спектакли с превосходными актерскими работами. Такие как «Граф Орлов» той же «Московской Оперетты», который идет под «минус» из-за сложной, с огромным количеством использованных инструментов, партитуры. Подобные примеры есть еще, и, конечно, встретятся в будущем.

В итоге музыкальное жюри нынешнего года оказалось в сложной ситуации: распределить награды между такими разными работами как «Месса» Новосибирского театра оперы и балета, «Русалочка» компании «Stage Entertainment» и «Белая гвардия» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. И радостно видеть, что финальное решение оказалось грамотным, насколько это было возможно.
Две премии, за лучшую работу дирижера и лучшую мужскую роль, получила «Месса». Строго говоря, это не совсем мюзикл: произведение Леонарда Бернстайна изначально называется «театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра». В основе лежит взятая полностью каноническая латинская служба, соединенная с современными номерами на английском языке о размышлениях на темы веры, переживаний, поисков себя у самых разных людей. Воспринимается «Месса» непросто, но завораживает великолепием музыки и пения – оперные артисты отлично освоили новую для себя манеру исполнения, а мастерская работа дирижера Айнарса Рубикиса позволила услышать все разнообразие мотивов бернстайновского сочинения. В «Мессе» можно услышать отзвуки и госпела, и джаза, и блюза, и рока. Сыгравший главную роль Дмитрий Суслов впечатляет сильным вокалом и актерским исполнением: его Священник, монолитный в начале, переживающий трагедию сомнений и вновь обретающий себя – серьезная, достойная работа. 

Лучшим спектаклем жюри назвало «Русалочку». Примечательно, что работа «SE» оказалась номинирована впервые – и сразу настолько удачно. Очень важно расширение рамок номинации в этом смысле: не вызывает вопросов тот факт, что спектакль частично сделан иностранной командой (например, грандиозный «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, победивший в номинации в прошлом году, тоже лицензионная продукция, созданная западными постановщиками). Возможно, «Русалочка» не самая выдающаяся работа из всех проектов «SE», но это качественный продукт, абсолютно отвечающий мюзикловым стандартам. И именно благодаря роли в «Русалочке» вторую подряд награду за лучшую женскую роль получила Манана Гогитидзе, одна из самых ярких актрис жанра, обладательница потрясающих вокальных данных и эффектной, запоминающейся актерской индивидуальности. Ее злодейка Урсула в «Русалочке» нравилась публике порой даже больше «положительных» героев. К тому же именно на ее счету – самые интересные с точки зрения музыки сольные номера. А вот премию за лучшую режиссуру в этот раз решили не присуждать. Что, безусловно, огорчает. Но если бы выбор спектаклей (и, соответственно, имен постановщиков) был бы больше, этой проблемы бы не было.
Без наград остался третий номинант – «Белая гвардия» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. Увы, один из важнейших российских театров, активно развивающих жанр мюзикла, привез на этот раз работу неудачную. Определенную роль в восприятии спектакля сыграла площадка – звук был искажен, и адекватно оценить работу солистов не представлялось возможным. Но не порадовала и вторичная музыка Владимира Кобекина, и пафосные, временами абсурдные тексты, и все больше расплывающаяся к финалу сюжетная линия, где от пьесы Булгакова остались лишь смутные намеки.  

Можно ли сегодня говорить о «кризисе жанра» касаемо и оперетты, и мюзикла? Ни в коем случае. Качественных, разнообразных спектаклей становится все больше, жанр как никогда динамично развивается, конкуренция растет, потому что многие режиссеры и продюсеры хотят работать именно в этом направлении. Создаются новые площадки, выпускаются целевые актерские курсы в театральных вузах по всей стране. И хочется верить, что номинация крупнейшего российского общетеатрального конкурса все-таки перестанет быть «нелюбимым дитя». 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Преступление и наказание» представят на новой сцене Театра мюзикла

    С 15 ноября рок-опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» в постановке Андрея Кончаловского переедет на новую сцену Театра мюзикла и будет идти в обновленном здании кинотеатра «Россия».   Спектакль 26 ноября отметит на новой площадке свое 100-е представление. ...
  • На день театра в Москву приедет легенда Бродвея

    С 27 по 30 марта в рамках культурной программы «Московский Бродвей» Москву посетит продюсер и самый титулованный режиссер бродвейских спектаклей Харольд Принс, подаривший миру «Вестсайдскую историю», «Кабаре», «Скрипача на крыше», «Эвиту», «Призрак оперы» и другие мюзиклы. ...
  • На Бродвее поставят мюзикл о судьбе дочери Николая II

    Мюзикл о якобы выжившей в годы революции дочери императора Николая II, великой княжне Анастасии, скоро появится в Америке. Автором идеи выступил российский продюсер Дмитрий Богачев, познакомивший Москву с «Кошками», «Призраком оперы» и другими мировыми мюзиклами. ...
  • «Призрак оперы» покидает московскую сцену

    Компания «Стейдж Энтертейнмент» объявила о завершении московского проката мюзикла «Призрак оперы» – главного достижения российского отделения холдинга за 10 лет его работы в Москве, выдержавшего два сезона ежедневных показов. ...
Читайте также