Дело житейское

В прокат выходит фильм «Диалоги» – пять эпизодов о смятенных душах

 
Как смириться с тем, что у близкого человека болезнь блокировала память? Как объяснить неженатому закадычному другу, в чем прелесть отцовства? Как испортить праздник любимой девушке, которая предпочла другого? Все это абсолютно не надуманные вопросы, взятые прямиком из жизни. Несколько эпизодов чужого счастья-несчастья – в дебютном фильме Иры Волковой «Диалоги».
Альманах открывает горький, безысходный диалог отца и сына в исполнении Владимира Меньшова и Евгения Стычкина. Их герои пытаются научиться жить без мамы. Она умерла, но этот факт начисто стерт из памяти ее супруга – пожилого, но вполне бодрого физически мужчины. Ему все кажется, что она куда-то вышла, уехала ненадолго. Он изводит сына вопросом «Когда мама вернется?». Ужасная болезнь, которая свойственна людям в возрасте, и от которой так страдают их близкие. Минут за двадцать экранного времени персонаж Стычкина испытывает всю гамму чувств, естественных в такой ситуации – пытается быть терпеливым, потом раздражается, кричит, приходит в отчаяние. Отец стал, как ребенок – только такой, который не вырастет. Владимир Меньшов задействует тут весь свой темперамент – его герой капризничает на повышенных тонах, ни минуты не может посидеть спокойно.

А у героя Алексея Маслодудова, жителя обычной блочной многоэтажки, только родилась дочка (молодые супруги-спорщики еще даже не успели договориться, какое имя дать девочке). К нему пришел верный друг, они пьют пиво на кухне. То и дело на них шикает молодая мать. Друг оценивает происходящее иронически и уверен, что его товарищ случайно угодил в тиски семейной жизни. Но разговор как-то выруливает на прошлое, на погибшего одноклассника. Парни становятся серьезными. Что-то неуловимое, но важное происходит на банальной кухне. Кажется, люди взрослеют на глазах – как по весне цветы распускаются за несколько часов. И маленькое существо за стеной уже не кажется гостю «козявкой».
У свежеиспеченных супругов из другой новеллы все прелести совместной жизни еще впереди. Они только-только из ЗАГСа, но уже поссорились. Потом помирились. Но явно ненадолго. Молодожены – из тех, что всю дорогу существуют, как на вулкане – и так поддерживают огонь в топке чувства. Их сыграли Мария Шалаева и Александр Яценко – получился хороший дуэт, да и сама новелла неплоха. Гораздо более искусственным вышел диалог разочарованных друг в друге героев Ольги Сутуловой и Евгения Цыганова.  Каждый исповедуется в своих чувствах и обманутых надеждах, но собеседник его не слышит. В новелле про испорченный день рожденья именинница не хочет слышать (да и видеть…) нелепого поклонника. Он пришел с явным намерением оттянуть внимание на себя и высмеять ее нового друга. Фрагменты фильма, вроде, никак не связаны друг с другом – ни героями, ни ситуациями. «Диалоги» - набор зарисовок об обычных людях с обычными, совершенно не экзотическими проблемами. После просмотра возникает чувство, будто побывал в компании старых друзей и наслушался новостей про всех сразу – та замуж вышла, а у этого уж ребенку месяц и т.д. Интонация фильма – доверительная, негромкая. Нет в нем никаких нравоучительных «посланий», глобальных, актуальных тем. Он соткан из обрывков наших будней, и в том его грустное обаяние.

Ира Волкова – документалист, но, как многие ее коллеги по цеху, зашла на соседнюю территорию. Признанные мастера неигрового кинематографа – Алексей Учитель, Сергей Дворцевой, Сергей Лозница – со временем мигрировали в игровое кино и доказали, что документалистские навыки постановщика, его специфическое видение ох как много дают фильму с актерами! Правда, в том случае, если актеры укрощены. Волковой не совсем удалось в дебютном фильме победить актерскую страсть к игре. Пожалуй, самая проникновенная новелла – про двух друзей на кухне, которые начинают с шуточек о семейном «ярме», потом вдруг задаются вопросом о смысле жизни. Тут степень интимного присутствия камеры – практически как в документальном кино, когда героя приучают к «глазу» аппарата постепенно, он привыкает существовать при нем естественно, без зажима. Фильм впервые был представлен почти год назад – в Сочи, на фестивале российского кино «Кинотавр». Там он не снискал призов, а критики его почти не заметили, отнесли к категории «милого дамского рукоделия». Конечно, есть в нем женский взгляд на жизнь – несколько умилительная лиричность, сентиментальность. По большому счету, новеллы кажутся собранными под одной «крышей» симпатичными короткометражками. Но к эпизодам фильма периодически возвращаешься, прокручиваешь их в голове по истечении времени. Со всеми оговорками, фильм поселился в сознании. Это говорит о том, что диалог автора со зрителем установлен.     

 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также