Три года назад не стало Александра Ленькова

 
В память о замечательном артисте хочется напомнить читателям одну из его последних встреч с «Театралом», когда Александр Леньков провел экскурсию по Театру им. Моссовета и разыграл целый спектакль в лицах.

- А сейчас я покажу вам набросок к новой роли, - сказал актер. Але оп и на голове у него - женский парик с накрученными бигуди. За время нашей прогулки Александр Леньков еще не раз менял образ, обыгрывая буквально все, что попадется под руку. В бутафорском цехе схватил шпагу и напал на невидимого противника, в костюмерном – прочитал стихи, завернувшись в плащ Плятта, а, услышав в буфете громкий спор, обратился к нашему фотокорреспонденту: «Снимайте скорее, это же настоящий скандал».


В трудовой книжке Ленькова стоит лишь одна запись, сделанная летом 1964 года, - актер. Правда, впервые на моссоветовскую сцену он вышел десятью годами ранее, когда школьником сыграл эпизод в спектакле. Его и сегодня трудно представить в роли профессора или маститого генерала: режиссеры часто назначали артиста на роли чудаковатых персонажей, любовников и больших оригиналов – словно на всю жизнь сохранил он юношеский задор от первой своей роли. Наверное поэтому трудно понять, когда Леньков в образе, а когда говорит всерьез.

«Вы нас не так поняли»
В 1950-е годы Театр Моссовета располагался еще не в саду «Аквариум» (сюда он переехал в 1959 году), а возле станции метро Электрозаводская. Артисты тут же прозвали станцию ЭлектрозавАдская – в честь своего худрука.

– Это было удивительное время и люди были совершенно другие, – вспоминает актер, пока мы идем с ним от служебного входа к гримеркам. – Например, если Завадский и гневался, то выглядело это как моноспектакль. Под рукой на режиссерском столике у него всегда были остро отточенные карандаши. Во время репетиций он водил ими по бумаге, но если что-то не ладилось, бросал карандаши и шел к выходу. И следом за ним тут же бежал кто-то из актеров: «Юрий Александрович, вы нас не так поняли». Завадский останавливался, смотрел неудачнику в глаза и степенно возвращался за стол к своим карандашам. Я никогда не видел, чтобы он унижал своих коллег: это вообще не в природе нашего театра, хотя здесь всякое бывало. У нас если кого и отравят, то сделают это красиво.

Закулисная атмосфера в каждом театре разная. В Театре Моссовета просторные коридоры, светлые стены и модная мебель напоминают дорогой отель: здесь и персонал чуткий, и атмосфера домашняя. Если однажды, вернувшись в гримерку, артист попросит стакан воды, то каждый раз в такой же точно момент спектакля, ему будут подавать стакан воды. А еще спина становится равнее, когда идешь на сцену мимо мемориальных табличек, укрепленных на дверях: Раневская, Орлова, Плятт, Марков, Марецкая, Жженов, Бортников… За кулисами тишина и идиллия и лишь актерские капризы время от времени нарушают этот уют.

– У нас был актер Борис Лавров, который трепетно относился к своим парикам, – продолжает Леньков. – Однажды ему показалось, будто гример перепутал парик. «Что ты мне принес?» – возмутился Лавров и швырнул парик в урну. Тогда второй гример незаметно достал парик, вышел за дверь, встряхнул его, причесал, вошел и снова надел на Лаврова. «Ну, вот видишь, – обрадовался тот, – вот этот уже точно мой». Наши гримеры умеют обмануть красиво.


Кстати, в гримерном цеху театра до сих пор по старинке шьют парики (хотя многие коллективы давно пользуются готовой продукцией).

«Не приходите в театр»
Александр Леньков помнит, как по этим коридорам широким шагом торопился на сцену Ростислав Плятт, как опираясь на палочку шла Фаина Раневская, как по-королевски вышагивала Любовь Орлова… Кстати, однажды юные Маргарита Терехова и Елена Козелькова поинтересовались у Орловой, как ей удается всегда хорошо выглядеть, на что актриса ответила: «Девочки, секрет прост – если вы плохо себя чувствуете или у вас какие-то проблемы, не приходите в театр». Говорят, этим правилом ни Терехова, ни Козелькова не воспользовались до сих пор.

Как и многие, Леньков боготворил Раневскую, однако избегал с ней встреч в коридоре:
–  После спектакля Фаина Георгиевна неизменно спрашивала: «Как я играла»? И не дай бог, кто-нибудь скажет: «Нормально». Надо было отвечать: «Гениально» или «Я плакал, когда наблюдал за вашей игрой». Предсказать ее реакцию было невозможно. Однажды мой коллега стал давать ей советы: «Вы знаете, Фаина Георгиевна, сегодня в такой-то сцене вы слегка пережали». Раневская недоуменно посмотрела на него, сказала: «Дурак», - и направилась к лифту. Конечно, ей не его замечания были важны, в этих расспросах проявлялась природа парадоксальной личности.

Мы поднимаемся с актером на пятый этаж, где находятся репетиционные залы. По пути Леньков вспоминает, что с мужской комнатой тоже связан эпизод из жизни Раневской:
– На самом деле ей было тяжело спускаться этажом ниже, и Фаина Георгиевна забавно это обыгрывала: она подходила к двери и говорила своим низким голосом: «Ну, прочь отсюда, старуха идет!» И все, кто был внутри, выскакивали и, почему-то краснея, отходили подальше.

В репетиционном зале, куда привел нас Леньков, – зеркальные стены, вдоль которых установлен балетный станок, рояль и несколько стульев. Обстановка доведена до минимализма: ничего не должно отвлекать от творческого процесса. Актер показал нам небольшое углубление в стене и рассказал, что эта дырка здесь появилась после визита министра культуры СССР Фурцевой:


– Дело так было. Раньше перед тем, как выпустить спектакль, его должны были показать вышестоящему начальству. И вот однажды Екатерина Фурцева с целой комиссией принимала спектакль «Двери хлопают». Легкая французская комедия вызвала много споров. В особенности чиновникам не нравилось, что французская семья хранит в подвале бочонки с вином, у них есть машина, а у дочки мотороллер. То есть все признаки буржуазности, которые никак не вписывались в представление о жизни нашего человека из хрущевки. И когда в конце спектакля началось обсуждение, Фурцева так вошла в раж, что нечаянно ударилась головой о торчащую из стены железяку - одну из тех, в которые вставляют балетный станок. Ушиблась и еще больше разозлилась. В итоге, это очередное обсуждение сказалось не очень выгодно для спектакля. А на следующий день эту железяку спилили, и с тех пор на этом месте остается отверстие – в память о визите Фурцевой.

Кстати, с постановкой спектакля связан еще один памятный эпизод. На сцене, по задумке режиссера Инны Данкман, герой Александра Ленькова должен был появиться с гирляндой из воздушных шаров. Времена были застойные, на шарах реквизиторы решили сэкономить (дескать, хороший артист и без них сыграет) и Александр Леньков, спасая ситуацию, нашел где-то радиозонд, надул его и вытащил на сцену, ожидая режиссерской похвалы. На прогон пришел Юрий Завадский и, увидев эту картину, закричал: «Это что такое? Почему у вас Леньков с надутым презервативом?» –  «Что вы, Юрий Александрович! – стали ему объяснять, – это зонд...» –  «Прекратите, – хлопнул по столу мэтр, – я, слава Богу, еще помню, как выглядит презерватив».

Кстати, бутафорский цех в Театре Моссовета напоминает музей. Бесчисленные баночки, коробки, атрибуты роскошной жизни сюда часто поставляли артисты.

– Например, Любовь Орлова одна из немногих имела право выезжать за границу и здесь многое из того, что она когда-то привезла: красивые бутылочки из-под алкоголя, коробочки от пудры, зарубежные журналы с красивыми обложками.


Пожар в «Аквариуме»
Сегодня в фойе Театра Моссовета стоят буфетные столики и посажен зимний сад. Теперь мало кто помнит, что когда-то здесь проходили громкие театральные эксперименты  Бориса  Щедрина. Именно ему принадлежала идея создания «Театра в фойе». Спектакли начинались в десять вечера и заканчивались за полночь.

– Это была жизнь какая-то буржуазная, не советская. – продолжает Александр Леньков. – Началось все со спектакля «Дуэль» Мара Байджиева. Потом появилась «Эдит Пиаф» с Ниной Дробышевой в главной роли, написанной будто специально для нее. Был еще потрясающий спектакль «Виндзорские насмешницы» в постановке Завадского. Он шел на основной сцене, но когда начинался антракт, то в зал вбегал актер и кричал: «А теперь ярмарка», –  и все зрители, не очень понимая, что происходит, шли за ним в фойе, где стояли помосты и выступали бродячие актеры. Замечательный комик Александр Костомолоцкий рисовал шаржи на зрителей. Другой актер, в костюме персонажа спектакля, играл со зрителями в кости. А если человек проигрывал, то таким жутким звенящим бычьим пузырем бил его по башке, и все при этом были счастливы. Ни в одном театре такого эксперимента еще не проводилось. Юрий Александрович решил, что в шекспировском народном площадном спектакле в антракте должно быть что-то необычное. Не может зритель просто пойти в буфет и жевать бутерброды.

Большие окна фойе и балкон выходят в сад «Аквариум». Однажды все артисты, занятые в спектакле о Великой Отечественной войне, выбежали на этот балкон прямо во время репетиции, поскольку после режиссерской команды поджечь Рейхстаг, –  в самом деле почувствовали запах дыма. По случайному совпадению в это время в «Аквариуме» загорелась старая деревянная постройка.


А самый трудный день в жизни Ленькова связан с другим балконом – с правительственной ложей, установленной над сценой театра. В советское время за ней был надзор:
–  Никогда в эту ложу я не лез. Но однажды после трудного спектакля (помню, день был сумасшедший и страшно хотелось есть), нас втроем - Леню Маркова, Георгия Степановича Жженова и меня пригласили как исполнителей главных ролей в спектакле «Успех». В ложе сидела большая величина – президент Монголии Цеденбал со своей русской женой. Поэтому перед тем, как пустить в ложу, нас похлопали по карманам. Президента, а заодно и нас, обслуживала девушка в белом передничке, но чувствовалось, что под передником у нее погоны. И она угощала нас бутербродами, запечатанными и привезенными, наверное, из Кремля. По всему было видно, что она не дала бы отравиться никому из высоких гостей. Тогда казалось все настолько вкусное… Умирал, хотел есть, но угоститься так и не осмелился – так и поплелся домой

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также