«Репетиции Петра Фоменко буду помнить всю жизнь»

Зрители номинируют Нонну Гришаеву на "Звезду Театрала-2014"

 
– Раньше я годами ждала, когда режиссер предложит мне новую роль. Такова специфика любого репертуарного театра. Но теперь, пустившись в свободное плавание, я могу, наконец, делать то, о чем мечтала, – говорит Нонна Гришаева, которая недавно сыграла Гелену в «Варшавской мелодии» и уже успела завоевать внимание зрителей. По числу откликов работа попала в лонг-лист премии «Звезда Театрала-2014» (голосование начнется в июне).
 – Нонна, странно получается: театральной публике вы известны как драматическая актриса, но открываешь энциклопедию, там написано: комедиантка…
– Да, а еще часто называют клоунессой. Раз смешу людей, значит, клоунесса. От этого никуда не деться. Пусть называют, как хотят. Театральные зрители знают меня как драматическую актрису. Многие плачут на спектакле «Варшавская мелодия». Вот вам и клоунесса!

…Я давно мечтала сыграть Гелену в «Варшавской мелодии». Ведь я поющая актриса. Но в репертуарном театре множество планов, и работу можно ждать годами. Но в какой-то момент махнула рукой. И решила осуществить эту постановку сама.

Сначала в Одессе как благотворительный проект в помощь Одесскому ТЮЗу. Сейчас продолжаю прилетать в Одессу раз в месяц и играть спектакль, чтобы поддержать театр финансово. А в июне состоялась премьера и в Москве, но уже с другим партнером (здесь Виктора играет Дмитрий Исаев. – «Т»).
Теперь мы играем спектакль в Москве и в других городах. Хочется покатать его по стране, по миру, чтобы люди увидели и прочувствовали эту замечательную пьесу Леонида Зорина. Слава Богу, настал момент, когда я сама могу решать, что буду играть и с кем. Наверстываю упущенное.

Любопытно, что непосредственно саму премьеру мы играли на Вахтанговской сцене. Никогда не забуду, как после спектакля в гримерке открылась дверь и на пороге стояла Юлия Константиновна Борисова. Оказывается, она пришла специально, чтобы меня поддержать, хотя, по ее признанию, никогда не смотрит свои роли в чужом исполнении. Я бесконечно благодарна ей за поддержку.

– Вас поддержали и зрители. Пришло множество откликов и работа попадет в лонг-лист премии «Звезда Театрала». А вообще «внешняя» оценка важна для вас?
– Когда номинируют – это, конечно, приятно. Значит, мечтала не зря. Это дает силы. Я ведь прочувствовала свою Гелену каждой клеточкой, поэтому спорила с режиссером Сергеем Дубровиным: «Нет, в этой сцене так поступить она не может» – «Откуда ты знаешь?» – «Я ее чувствую».

Зато в области композиции всего спектакля я дала ему карт-бланш. Например, он замечательно придумал, что в финале моя героиня должна петь песню Анны Герман «Последняя встреча».

Еще одна оценка для меня очень важна. Мечтаю позвать на спектакль автора этой пьесы Леонида Зорина, но очень волнуюсь.  Недавно в Одессе драматург Семен Злотников был у нас на спектакле, сказал: «Вы обязательно позовите Зорина. Ему понравится. Я шел на ваш спектакль, нервничал, а ухожу на взлете».

Камертоном спектакля звучит фраза вашей героини: «Певица – это не только голос». И, судя по всему, фраза выстраданная…
– Да, я хотела сделать акцент на актерской судьбе.  Конечно, все, что происходит в реальной жизни, становится питательной почвой для ролей. Кто знает, не случись в моей жизни столько трудностей, может быть, моя Геля была бы иной.

– Принято считать, что в театральном мире многое зависит от воли случая.  Помните моменты счастливого стечения обстоятельств?
– Репетиции с Петром Фоменко я буду помнить всю жизнь. Я вводилась в оба его спектакля «Пиковая дама» и «Без вины виноватые», и поэтому репетировала с ним один на один. Это была фантастика. В своем кабинете он говорил тихо, практически шепотом, глядя глаза в глаза. Рассказывал мне, какая она, моя Лиза. Я смотрела изумленно: откуда этот седой пожилой мужчина так точно знает и чувствует Лизу, девушку 17 лет? Поразительно. Он мне говорил такие тонкие, абсолютно точные вещи, которые мужчина знать не может. А вот он знал. До сих пор это для меня загадка. Обе работы мои любимейшие – и Лиза и Шелавина в спектакле «Без вины виноватые».

Говорят, мастерство режиссера состоит в умении выигрышно подать актера?
– Петр Наумович как художник умел создать такую палитру артисту, так смешать краски, что успех был гарантирован. Он вместе с тобой выстраивал роль – тонко, грациозно, со множеством нюансов. Я много ходила в его «Мастерскую», смотрела спектакли, продолжая у него учиться. Петр Наумович великий.

А сегодня кто из театральных режиссеров мог бы добавить красок в вашу палитру? Кто вам интересен?
– Туминас, конечно! Кто еще? Константин Райкин мой режиссер. Театральные эксперименты Юрия Бутусова и Кирилла Серебренникова очень мне интересны.

– Вы называете Туминаса, а между тем, ушли из театра именно при нем…
– Не совпадаем пока. Но надежда меня не покидает. Я смотрела «Евгения Онегина» и думала: вот бы Римас Владимирович и Татьяну сделал в двух возрастных ипостасях... Ох, как бы я сыграла ее на балу!

С Туминасом вы работали только один раз в спектакле «Ревизор» в постановке 2002 года, поиграли и дочку и даже маму…
– Когда заболела актриса, играющая маму, он не захотел вводить человека, который не участвовал в создании спектакля с самого начала. Боялся разрушить ансамбль. И решил меня из роли дочери (я играла эту роль на пару с другой актрисой) перевести в маму.

Сейчас Театр Вахтангова переживает свое второе рождение. Римас Туминас поднял театр на такую высоту!

На премьере «Евгения Онегина» я была вместе со своей 17-летней дочерью. Она потом мне сказала: «Мама, я даже не представляла себе всей глубины «Евгения Онегина», когда читала!» Увиденное было мощнее, чем прочитанное. Очень ценно, когда спектакль открывает классический текст, словно заново. Для меня поворот головы и жест актера были значительнее, чем сам этот гениальный текст, что удивительно. Выход Татьяны Лариной со скамейкой был сильнее, чем текст ее письма к Онегину. А Татьяна на качелях… У Пушкина свои кульминации истории, а у Туминаса свои. Я всегда прихожу на его спектакли с внутренним трепетом. Знаю, что будет почти забытое сегодня в театре ощущение катарсиса.

Ваш супруг Александр Нестеров режиссер. Считается, что близкие люди не должны пересекаться в работе…
– Ну что вы, как раз это счастье работать вместе с мужем. Ведь знание сильных сторон друг друга помогает творчеству.

Вероятно, он кровно заинтересован выстроить вам театральную карьеру?
– Да, ему важно сломать телевизионный стереотип. Он нацеливает меня на серьезную драматургию. Скорее на жанр драмы, трагикомедии. Ему видится образ сильной женщины с яркой судьбой.

Есть много прекрасных персонажей, к которым хочется прикоснуться. Недавно прочитала замечательную пьесу о Джуди Гарленд… А еще судьба певицы Далиды мне очень интересна.


От редакции

Предложить своих претендентов на "Звезду Театрала" читатели могут на странице премии.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Звезда Театрала»-2020: наш ответ пандемии!

    В условиях столь масштабного карантина в приоритете у миллионов зрителей оказались онлайн-трансляции концертов и спектаклей, экскурсий и мастер-классов. В эти дни едва ли не самой топовой новостью в сфере культуры становится любое сообщение о том, что тот или иной театр покажет свой спектакль в Сети (доказательством тому является и бьющая все рекорды по посещаемости новая рубрика «Театрала» «Aфиша онлайн-трансляций»). ...
  • За лучший «артответ» пандемии вручат премию «Звезда Театрала»

    Дирекция международной Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» приняла решение учредить специальную номинацию для лучших  онлайн-проектов, созданных актерами, режиссерами и деятелями культуры в условиях карантина и самоизоляции. ...
  • Верхом на Звезде

    В нынешнем году нашей премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» исполняется 13 лет. Возраст, конечно, ещё не солидный, но уже и не детский. Общее число лауреатов давно перевалило за сотню, но точные цифры назвать невозможно, поскольку у премии помимо именных – множество общих номинаций. ...
  • Спектакль малой формы: кто попадет в лонг-лист?

    Друзья! Международная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» продолжает прием заявок. Как всегда, понравившиеся премьерные работы сезона может выдвинуть на награду любой зритель, сбор предложений проходит на интернет-портале до 15 июня. ...
Читайте также