«Репетиции Петра Фоменко буду помнить всю жизнь»

Зрители номинируют Нонну Гришаеву на "Звезду Театрала-2014"

 
– Раньше я годами ждала, когда режиссер предложит мне новую роль. Такова специфика любого репертуарного театра. Но теперь, пустившись в свободное плавание, я могу, наконец, делать то, о чем мечтала, – говорит Нонна Гришаева, которая недавно сыграла Гелену в «Варшавской мелодии» и уже успела завоевать внимание зрителей. По числу откликов работа попала в лонг-лист премии «Звезда Театрала-2014» (голосование начнется в июне).
 – Нонна, странно получается: театральной публике вы известны как драматическая актриса, но открываешь энциклопедию, там написано: комедиантка…
– Да, а еще часто называют клоунессой. Раз смешу людей, значит, клоунесса. От этого никуда не деться. Пусть называют, как хотят. Театральные зрители знают меня как драматическую актрису. Многие плачут на спектакле «Варшавская мелодия». Вот вам и клоунесса!

…Я давно мечтала сыграть Гелену в «Варшавской мелодии». Ведь я поющая актриса. Но в репертуарном театре множество планов, и работу можно ждать годами. Но в какой-то момент махнула рукой. И решила осуществить эту постановку сама.

Сначала в Одессе как благотворительный проект в помощь Одесскому ТЮЗу. Сейчас продолжаю прилетать в Одессу раз в месяц и играть спектакль, чтобы поддержать театр финансово. А в июне состоялась премьера и в Москве, но уже с другим партнером (здесь Виктора играет Дмитрий Исаев. – «Т»).
Теперь мы играем спектакль в Москве и в других городах. Хочется покатать его по стране, по миру, чтобы люди увидели и прочувствовали эту замечательную пьесу Леонида Зорина. Слава Богу, настал момент, когда я сама могу решать, что буду играть и с кем. Наверстываю упущенное.

Любопытно, что непосредственно саму премьеру мы играли на Вахтанговской сцене. Никогда не забуду, как после спектакля в гримерке открылась дверь и на пороге стояла Юлия Константиновна Борисова. Оказывается, она пришла специально, чтобы меня поддержать, хотя, по ее признанию, никогда не смотрит свои роли в чужом исполнении. Я бесконечно благодарна ей за поддержку.

– Вас поддержали и зрители. Пришло множество откликов и работа попадет в лонг-лист премии «Звезда Театрала». А вообще «внешняя» оценка важна для вас?
– Когда номинируют – это, конечно, приятно. Значит, мечтала не зря. Это дает силы. Я ведь прочувствовала свою Гелену каждой клеточкой, поэтому спорила с режиссером Сергеем Дубровиным: «Нет, в этой сцене так поступить она не может» – «Откуда ты знаешь?» – «Я ее чувствую».

Зато в области композиции всего спектакля я дала ему карт-бланш. Например, он замечательно придумал, что в финале моя героиня должна петь песню Анны Герман «Последняя встреча».

Еще одна оценка для меня очень важна. Мечтаю позвать на спектакль автора этой пьесы Леонида Зорина, но очень волнуюсь.  Недавно в Одессе драматург Семен Злотников был у нас на спектакле, сказал: «Вы обязательно позовите Зорина. Ему понравится. Я шел на ваш спектакль, нервничал, а ухожу на взлете».

Камертоном спектакля звучит фраза вашей героини: «Певица – это не только голос». И, судя по всему, фраза выстраданная…
– Да, я хотела сделать акцент на актерской судьбе.  Конечно, все, что происходит в реальной жизни, становится питательной почвой для ролей. Кто знает, не случись в моей жизни столько трудностей, может быть, моя Геля была бы иной.

– Принято считать, что в театральном мире многое зависит от воли случая.  Помните моменты счастливого стечения обстоятельств?
– Репетиции с Петром Фоменко я буду помнить всю жизнь. Я вводилась в оба его спектакля «Пиковая дама» и «Без вины виноватые», и поэтому репетировала с ним один на один. Это была фантастика. В своем кабинете он говорил тихо, практически шепотом, глядя глаза в глаза. Рассказывал мне, какая она, моя Лиза. Я смотрела изумленно: откуда этот седой пожилой мужчина так точно знает и чувствует Лизу, девушку 17 лет? Поразительно. Он мне говорил такие тонкие, абсолютно точные вещи, которые мужчина знать не может. А вот он знал. До сих пор это для меня загадка. Обе работы мои любимейшие – и Лиза и Шелавина в спектакле «Без вины виноватые».

Говорят, мастерство режиссера состоит в умении выигрышно подать актера?
– Петр Наумович как художник умел создать такую палитру артисту, так смешать краски, что успех был гарантирован. Он вместе с тобой выстраивал роль – тонко, грациозно, со множеством нюансов. Я много ходила в его «Мастерскую», смотрела спектакли, продолжая у него учиться. Петр Наумович великий.

А сегодня кто из театральных режиссеров мог бы добавить красок в вашу палитру? Кто вам интересен?
– Туминас, конечно! Кто еще? Константин Райкин мой режиссер. Театральные эксперименты Юрия Бутусова и Кирилла Серебренникова очень мне интересны.

– Вы называете Туминаса, а между тем, ушли из театра именно при нем…
– Не совпадаем пока. Но надежда меня не покидает. Я смотрела «Евгения Онегина» и думала: вот бы Римас Владимирович и Татьяну сделал в двух возрастных ипостасях... Ох, как бы я сыграла ее на балу!

С Туминасом вы работали только один раз в спектакле «Ревизор» в постановке 2002 года, поиграли и дочку и даже маму…
– Когда заболела актриса, играющая маму, он не захотел вводить человека, который не участвовал в создании спектакля с самого начала. Боялся разрушить ансамбль. И решил меня из роли дочери (я играла эту роль на пару с другой актрисой) перевести в маму.

Сейчас Театр Вахтангова переживает свое второе рождение. Римас Туминас поднял театр на такую высоту!

На премьере «Евгения Онегина» я была вместе со своей 17-летней дочерью. Она потом мне сказала: «Мама, я даже не представляла себе всей глубины «Евгения Онегина», когда читала!» Увиденное было мощнее, чем прочитанное. Очень ценно, когда спектакль открывает классический текст, словно заново. Для меня поворот головы и жест актера были значительнее, чем сам этот гениальный текст, что удивительно. Выход Татьяны Лариной со скамейкой был сильнее, чем текст ее письма к Онегину. А Татьяна на качелях… У Пушкина свои кульминации истории, а у Туминаса свои. Я всегда прихожу на его спектакли с внутренним трепетом. Знаю, что будет почти забытое сегодня в театре ощущение катарсиса.

Ваш супруг Александр Нестеров режиссер. Считается, что близкие люди не должны пересекаться в работе…
– Ну что вы, как раз это счастье работать вместе с мужем. Ведь знание сильных сторон друг друга помогает творчеству.

Вероятно, он кровно заинтересован выстроить вам театральную карьеру?
– Да, ему важно сломать телевизионный стереотип. Он нацеливает меня на серьезную драматургию. Скорее на жанр драмы, трагикомедии. Ему видится образ сильной женщины с яркой судьбой.

Есть много прекрасных персонажей, к которым хочется прикоснуться. Недавно прочитала замечательную пьесу о Джуди Гарленд… А еще судьба певицы Далиды мне очень интересна.


От редакции

Предложить своих претендентов на "Звезду Театрала" читатели могут на странице премии.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Олега Меньшикова экстренно госпитализировали

    Вечером в субботу, 24 августа, художественный руководитель Театра им. Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков был доставлен в одну из центральных клиник столицы. Представители актера эту новость пока не прокомментировали. ...
  • Кирилл Крок: «Мы написали огромную программу»

    В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Звезда Театрала» -2019: а кто легенда?

    В редакцию «Театрала» поступают вопросы от читателей: почему дирекция премии до сих пор не объявила лауреатов в самой почетной номинации «Легенда сцены»? В отличие от прочих номинаций лауреаты здесь определяются, напомним, не путем интернет-голосования, а по решению дирекции премии. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: Голосование по лонг-листу завершается

    До окончания голосования по лонг-листу зрительской премии «Звезда Театрала»-2019 остается чуть больше двух недель. В ночь с 31 августа на 1 сентября сайт премии завершит прием голосов, чтобы сформировать шорт-лист, в который войдут по три лидера в каждой номинации. ...
  • «Звезда Театрала-2019»: Театры агитируют за своих

    Активное голосование, определяющее выход номинантов в шорт-лист премии «Звезда Театрала», продолжается. Своим кумирам помогают в этом не только фан-клубы, о невероятной поддержке которых журнал писал раннее, – театры задействуют и собственные информационные ресурсы, призывая голосовать на сайтах и в социальных сетях. ...
  • «Бои» не местного значения

    Голосование по лонг-листу главной зрительской премии «Звезда Театрала» набирает обороты. За три с небольшим недели в голосовании приняли участие около 30 тысяч человек, поставив тем самым своеобразный рекорд. Немалую роль в этой ажиотажной активности сыграли неформальные фан-клубы известных актеров и театров, которые развернули в социальных сетях настоящую информационную кампанию по поддержке своих кумиров. ...
Читайте также