Символистский рок на новый лад

Студийцы Театра Вахтангова сыграли премьеру «Пелеас и Мелисанда»

 

Метерлинковская драматургия пауз и умолчаний, складывающаяся из едва намеченных пунктиров и неочевидных сюжетных линий, игр зримого и мистического –  непростой материал для постановки. Стоит ли удивляться, что в России главная символистская пьеса с момента ее премьеры в 1907 году в Театре Комиссаржевской (режиссер Мейерхольд) больше не ставилась. Николай Бердяев в эссе, посвященном Метерлинку, как-то пророчески заметил по поводу «Пелеаса»: «это настоящая музыка в поэзии». И действительно, в ушедшем веке пьеса Метерлинка чаще становилась сюжетом для музыкального воплощения, нежели для драматических постановок, если вспомнить имена Дебюсси, Шёнберга, Форе, Сибелиуса.


Рыцарь Голо в лесу при странных обстоятельствах находит совсем юную девушку. Он приводит ее в замок и делает своей женой. Череда таинственных событий – и вот уже Мелисанда постепенно влюбляется в брата Голо, Пелеаса. Владимир Агеев ничуть не лишает текст Метерлинка символистских подтекстов и сложной метафорики, наоборот – обнаруживает в сухом, прозрачном, невесомом, как октябрьская паутина, языке пьесы, в которой действительно больше вопросов и почти нет ответов, богатые возможности для сценический решений.

Любовная драма Пелеаса и Мелисанды в постановке Агеева становится драмой архетипической: в спектакле действует не одна, а целых три пары влюбленных, что позволяет полнее раскрыть женский образ, услышать в нем напряженную игру скрытых мотивов. Первая вариация на образ Мелисанды – это почти прерафаэлитский типаж с картин Россетти с их идеалом une belle froideur – прекрасной холодности, синтеза телесного и мистического (Лада Чуровская). В другой раз Мелисанда превращается в брюнетку, трогательную и невинную (Анастасия Лукьянова). Рыжеволосая Мелисанда Александры Черкасовой – волнующая, чувственная, увлекающая, «гламурная». Три девушки с разным цветом волос словно бы танцуют единый образ «вечной женственности», темного и непознаваемого начала, согласно символистской доктрине, в диапазоне от ange-femme до femme fatale, от женщины-ребенка, женщины-ангела – до исступленной искусительницы, почти Саломеи с ее танцем семи покрывал.

Эмоциональный градус постановки определяет не только разнообразие состояний главной героини, единой в трех лицах. Напряженная тишина, статичность метерлинковской пьесы, полностью выдержанной в нюансе sotto voce («здесь слышно, как дремлет вода») у Агеева преображается в экспрессивный фактурный рисунок спектакля, в мерцающую метафорами историю о желании и соблазне.
Драма Пелеаса и Мелисанды предстает и как игра, и как история, которую комментируют два рассказчика (Джокер, Дмитрий Асташевич и Гимнаст, Андрей Злобин). В конце концов они окончательно перехватывают инициативу у главных героев, разыгрывая смерть Мелисанды. Завершает же спектакль всеобщая пляска под «Depeche mode», оставляя за зрителем право решать, верить или нет в этот шитый белыми нитками happy end.

Впрочем, перехватить инициативу у главных героев не прочь и служанки, и старый король Аркель (Максим Севриновский), вдруг преображающийся в рокера в танце с одной из Мелисанд, и матушка Женевьева (Анна Кривошлыкова). Она, пожалуй, единственная, кто сохраняет благоразумие в этом странном замке, где все переиначено, где вариация и травестирование становятся главным принципом действия, где все пронизано то ли запахом смерти, то ли флюидами любовного томления. Не только герои то и дело меняются партнерами, но и отец c сыном (Голо и Инольд) вдруг путают роли. А кто же все-таки здесь настоящая Мелисанда – большой вопрос даже для Пелеасов (Владимир Логвинов, Юрий Поляк, Василий Цыганцов).

Контрапунктом и комментарием к любовной драме, выстроенной Агеевым, как шахматная партия, служит ансамбль служанок, то декламирующих стихи Веры Павловой, то устраивающих спонтанный тайм-аут в жанре спиричуэлса, то обсуждающих последние события в замке, смакуя кровавые подробности с грубо накрашенными губами в пол-лица. Всякий идеал есть сумма несовершенств, всякая служанка – отчасти Мелисанда и наоборот. Девушки то и дело кружат на сцене, вовлекая в свой круг Мелисанд, и в их стройных рядах уже не разберешь солистов и статистов. Этот буффонный «театр в театре» вносит разрядку в напряженную атмосферу действия, где все предопределено заранее. 

Впрочем, забыть о роке судьбы, idée fixe и главном «нерве» любой символистской драмы все равно не выходит – об этом то и дело напоминает фигура рыцаря в доспехах и шлеме и персонаж с головой быка – то ли Минотавр, то ли аллегория будущей жертвы. Агеев словно бы выуживает из пауз, смысловых «зияний» и недоговоренностей Метерлинка все возможное и невозможное, но это странное кажется вдруг исключительно достоверным, а бесконечная игра вариаций и замещений обнаруживает новые смыслы.

Музыкальный ряд – отдельная удача постановки. Отчасти благодаря звуковой партитуре и сюжет становится более плотным и осязаемым, что не оставляет ему никакого шанса ускользнуть в зыбкую символистскую риторику. Всегда соответствующая моменту и в то же время нередко звучащая на контрапункте, музыка  включает в себя минималистские паттерны и фортепианные соло, танго «Por una cabeza» Карлоса Гарделя и аскетичные скрипичные фрагменты. Задействована и «тяжелая артиллерия» –  брутальный драйв рока («Pink Floyd», «King Crimson», «Depeche mode»). Впрочем, атмосферу создают все-таки не они. Повсюду рассыпанные в спектакле, как конфетти, томительно-щемящие мелодии исландца Олафура Арналдса (Ólafur Arnalds) из альбома «Found Songs» вовлекают зрителей в атмосферу то ли первозданной тишины мира, то ли тишины разрушенного мира…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • Тараканий бег времени

    Михаил Булгаков писал о кастрюле крови, которую из него выпили в Художественном театре. Речь шла о «Кабале святош», которую театр снял с репертуара в 1936 году сразу после премьеры, испугавшись разгромной статьи в «Правде». ...
  • В Театре Табакова выйдет «Моя прекрасная леди»

    Премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» в постановке Аллы Сигаловой состоится 8 июня в Театре Олега Табакова. Спектакль станет версией классического мюзикла Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». ...
  • Мариинский театр впервые представит «Девушку с Запада»

    Кадр из спектакля Премьера оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» состоится 24 мая сцене Мариинского-2 в рамках XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В «Мастерской Фоменко» поставили «Чайку»

    Кирилл Пирогов поставил на Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» чеховскую «Чайку». Премьера спектакля состоится 28 мая. «Тонкие кружева взаимоотношений, виртуозное владение диалогом недоговоренности, тоска по совершенству и музыкально настроенный актерский ансамбль - все, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля, - рассказали в театре. ...
Читайте также