«А судьи кто?»

 
В позапрошлом номере зампредседателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ, которые коснутся судьбы артистов, работающих на бессрочных договорах. Напомним: теперь каждые пять лет этой категории артистов надлежит проходить комиссию, где будет решаться, востребован ли человек в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить. Тема вызвала много откликов. Публикуем некоторые из них.

Анна Якунина, директор Хабаровского ТЮЗа:


– Я бы не назвала эту проблему самой острой в сегодняшнем театре. По крайней мере, в театрах нашего города. К сожалению, мы уже привыкли к тому, что пока вся история дойдет до реальных решений, большинство страстей поутихнет.

Учитывая, что с руководителями еще не заключены так называемые «эффективные контракты», слабо верится в то, что так быстро будут разработаны все необходимые нормативно-правовые документы, если еще сегодня нет поправок в Гражданском и Трудовом кодексах.

И, на мой взгляд, самый сложный момент – это критерии оценки деятельности артистов. Если документ, четко и ясно разъясняющий порядок «аттестации» не пройдет на федеральном уровне, мы утонем в судопроизводстве.

Также я не разделяю высказанного оптимизма по поводу того, что артист найдет себя в другом театре. Учитывая, что в нашем городе два драматических театра, куда должен отправиться артист? Тогда пострадавшей стороной, наверняка, будут артисты, которым далеко за…, при этом имеющие заслуги, звания и прочее. И то, что они будут протестовать всеми доступными способами, у меня не вызывает сомнений.

Сергей Казаков, худрук Пензенского областного драматического театра имени Луначарского:


– По-моему, переизбрание на творческие должности в России не может существовать категорически. Самое главное: «А судьи кто?» В провинции это все стопроцентно будет проходить по одной из двух схем: или всех поголовно будут переаттестовывать, чтобы не поднимать шума, или же – что самое страшное – начнется сведение счетов. Не понравился какой-то артист, выступил с критикой – и он не проходит переаттестацию. У нас уже есть опыт конца 80-х, когда это пробовали применить в первый раз. Я наблюдал своими глазами, как в одном из поволжских театров главный режиссер серьезно поругался с народным артистом. И народного артиста не переаттестовали! Оценка актерской профессии не должна превращаться в «судилище». В театре существует единственный критерий – творческий профессионализм.

Мне кажется, что эту проблему помогло бы решит введение контрактной системы. Скажу о нашем опыте. У нас в театре сейчас работают актеры и на срочных договорах, и на бессрочных. И вот, если, допустим, человек, работающий «в штате», по объективным причинам в течение сезона мало занят в репертуаре, то вполне может прийти трудовая инспекция и спросить: почему он не занят? В случае контракта этот вопрос отпадает – там, к примеру, прописано: «одна роль в сезон». Ну, или две. И всё!

Но в первую очередь контрактная система – это мощный стимулятор работы. Возникает – в хорошем смысле – конкуренция, актер мобилизуется. А это, естественно, очень важно для качества спектаклей в целом. Актеры, работающие на контракте, развиваются, они более управляемы в творческом плане. Перед окончанием контракта я каждого из них приглашаю к себе и говорю: ребята, вы не сделали то-то и то-то, вам нужно работать над тем-то и тем-то. И «срочники» знают, что если не станут работать над собой, то следующего разговора на эту тему может и не быть. И неслучайно большинство актеров-контрактников, которые недавно пришли в театр, сейчас активно заняты в репертуаре, с ними охотно работают режиссеры, они становятся популярны у зрителей.

«Театрал» готов предоставить слово всем заинтересованным сторонам. Присылайте письма на teatral@newnews.ru

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Читатели спасают «Школу современной пьесы»

    Как сообщал «Театрал», пожар, случившийся в «Школе современной пьесы» 3 ноября из-за короткого замыкания, уничтожил чердак и крышу, принес существенный ущерб интерьерам и сценическому оборудованию. В здании начался капитальный ремонт, который растянется, как минимум, до конца года. ...
  • «Мы не сторонники конфликтов»

    Я люблю Театр Станиславского, но в последние годы там творится что-то странное: меняются худруки, бесконечно перекраивается репертуарная политика. Недавно театр возглавил Борис Юхананов и объявил, что старые спектакли морально устарели, а потому новую афишу он будет формировать с нуля. ...
  • «А судьи кто?»

    В позапрошлом номере зампредседателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ, которые коснутся судьбы артистов, работающих на бессрочных договорах. Напомним: теперь каждые пять лет этой категории артистов надлежит проходить комиссию, где будет решаться, востребован ли человек в репертуаре. ...
  • Галочка за оптимизм

    Дзержинский районный суд Петербурга потребовал закрыть лабораторию «ON.Театр» на три месяца в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности. Впрочем, ранее руководитель театра Милена Авимская сообщила «Театралу», что «реальная причина» в том, что площадка по адресу: ул. ...
Читайте также