Хороший, плохой, злой

«Последнее китайское предупреждение», Молодёжный театр на Фонтанке

 
Странно, что выбор Семёном Спиваком пьесы «Добрый человек…» кого-то удивил. Режиссёр, которого театральная критика давным-давно и навеки назначила «добрым» (порой, правда, она язвительно заменяет слово «доброта» на «милота», но ярлык от этого не меняется), просто обязан был уже наконец высказаться на эту тему.  Добрый — это ведь почти ругательство, юродивый, дурачок. Сегодня быть добрым даже как-то стыдно. О сильных и талантливых с восхищением пишут «злой»: драматург, спектакль, критик… а доброта хуже воровства, её с успехом заменили толерантность и политкорректность.

Несколько лет назад историю о добром человеке пытался прокричать Геннадий Тростянецкий в Театре им. Ленсовета, но увы — судьба спектакля не сложилась, зритель не расслышал этот отчаянный призыв. Прогремела хитом московская премьера Юрия Бутусова, решительно закрывшего тему разговоров о том, что тема «Доброго человека…» в России закрыта раз и навсегда легендарной Таганкой. И вот — Молодёжка. Знающие, как надо ставить Брехта, еще до первого показа на публику скептически пожимали плечами: помилуйте, что там может получиться?! Спивак старомоден и сентиментален, социальных проблем не знает, к политике глух, в Фейсбуке не сидит…» Вышел спектакль — и стало ясно, что большинство претензий сводится к одному: «Мы-то думали, что…», «мы-то хотели, чтобы…», а художник, стыда у него нет, опять о чём-то своём.  Ещё и дочь в главной роли занял, ну надо же! Беспрецедентный случай в истории театра…

Труднейшая роль, между тем, сыграна Эмилией Спивак почти безупречно. Другое дело, что это роль Шен Де, и только Шен Де — в том числе и неумело изображающая двоюродного братца-ковбоя. Актриса ведет персонаж по тернистому пути от бездумного, невоспитанного, угловатого существа (сплошные руки и ноги) к очаровательной, рано повзрослевшей женщине, и делает это тем убедительнее, чем ближе финальная сцена. То, что зритель ни на минуту не поверит в существование Шой Да, лишь подтверждает: она и правда добра, такие редко умеют притворяться. Можно спрятать рыжие кудри под шляпой, но куда девать искренний взгляд, набегающие слезы, хрустальные переливы голоса? Странно даже, чтосоплеменники её не узнали — это ж какой страх перед пистолетами, какая озабоченность исключительно собственной судьбой… а может, и жажда выгоды, как у героини великолепной Екатерины Дроновой, давно не игравшей больших ролей — или слепая материнская любовь, блестяще сыгранная Татьяной Григорьевой?.. Кто знает?

В каждой принципиальной работе Молодёжного театра можно при желании разглядеть альтер эго его художественного руководителя. Если им стала в своё время девочка Жанна из французской деревни, то чем не годится проститутка Шен Де из Сычуани? Прошло время, вместо Михаила Архангела приходит к маленькому человеку святая троица в чиновничьих пиджаках, но опять требует невозможного.  Добро должно быть с кулаками, как намекает зрителю финал фильма «Великолепная семёрка», проецируемый на задник. Двери, в которые бесполезно стучаться в поисках ночлега, ведут в никуда — волею художника они стали простым элементом декора. И существует ли вообще Шой Да, лихой ковбой с мегафоном, нагло жующий гамбургер? Видно, лишь в воображении безотказной девушки, которой каждый норовит сесть на шею, да истосковавшейся по мужчине вдовушки (замечательное исполнение Аллы Одинг). Накормить голодного не трудно — труднее отказать еще десятерым, которые стучат в нетерпении ложками по мискам. И неважно, что не будет дохода, что честная жизнь опять под угрозой, и надо каким-то образом выживать.

Сценография Владимира Фирера иллюзорно минималистична. Кажется, будто на сцене ничего нет, а начнёшь загибать пальцы — тут и деревянная мебель, и табачная лавочка-фурка, и «солнечные» диски, плавно спускающиеся с колосников, а присмотреться — урбанистически-открыточный пейзажик на горизонте. Холмы, устремленные ввысь заводские трубы… Почти физически чувствуешь холод не столько китайского, сколько нашего, российского неприветливого климата в непомерно большом и хмуром пространстве дождей. Здесь каждый мечтает о прекрасной и тёплой стране, которую видел на киноэкране. Но кто-то помечтал и ушёл, а кто-то «завис» в этих сладких грёзах, которые тоже не в моде, как и манера задаром раздавать сигареты.

Меньше всего волновало Спивака брехтовское смыслообразующее — невозможность самой категории Добра в конкретных социальных условиях, когда сначала хлеб, а нравственность потом. На том, что вот-вот появится ребёнок Шен Де и захочет есть, не делается никакого акцента. Может даже показаться, что вся проблематика пьесы сводится к рухнувшей свадьбе — девушку обманули, и она теперь готова мстить всему миру. Но здесь другое. Ключевая сцена спектакля — уход богов на лукавой реплике «Оставайся доброй, и всё будет хорошо». Здесь исповедальная интонация режиссера звучит особенно ясно. Растерянный «добрый человек», ни на что изначально не претендовавший, но обязанный теперь нести свой крест до конца, остаётся один — перед пустым и холодным будущим. Бесполезно взывать к Ним, всесильным и всемогущим. Боги с кейсами отработали грант и закрыли бюджет.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Французские ангелы впали в Rage

    Театры кукол – не такие уж частые гости на Чеховском фестивале. Обычно за эту область отвечает Филипп Жанти – кукольник, маг и волшебник визуального и предметного театра. Но в этом году гостям смотра удалось познакомиться с новым коллективом – известной труппой театра марионеток «Ангелы на потолке», тоже из Франции. ...
  • Театр Марка Розовского едет в Авиньон

     С 5 по 28 июля в рамках внеконкурсной программы Авиньонского театрального фестиваля театр «У Никитских ворот» представит спектакль «Папа, мама, я и Сталин», поставленный по автобиографической повести художественным руководителем театра Марком Розовским. ...
  • Молодые силы

    Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре. ...
  • Новосибирский театр оперы и балета выступит в Будапеште

    Балетная труппа Новосибирского театра оперы и балета открывает гастроли в Будапеште. В рамках Летнего фестиваля, который ежегодно проходит в столице Венгрии, сибирские танцовщики представят балет Адольфа Адана «Жизель, или Вилисы» в хореографической редакции Никиты Долгушина, информирует пресс-служба Министерства культуры. ...
Читайте также