«Целый век играет музыка»

 
«Двое на качелях».
Погоду на театре обычно делают спектакли большого стиля. Многофигурные, масштабные композиции, как правило, говорят о главном и стилистически выражают время. Середина сезона в Питере пока определяется малыми формами: хитом стал моноспектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама», следом идет дуэт – «Двое на качелях» в театре «Приют комедианта».
Популярность пьесы Уильяма Гибсона нередко приписывают именно тому, что персонажей всего двое. Может, оттого она до сих пор до конца и не разгадана, что кажется самоигральной. Ее используют для бенефиса двух звезд (как было в «Современнике») или одной звезды (как было у Виктюка, когда героиню играла прима-балерина Наталья Макарова).

Вениамин Фильштинский избрал иной путь. Сама пьеса ему видится звездой номер один, актерам же предстоит дотянуться до ее высот и глубин. На роль Гитель режиссер пригласил свою ученицу актрису МДТ – Театра Европы Елену Калинину, а на роль Джерри – более опытного Дмитрия Воробьева. В пьесе, впрочем, герои тоже разнятся по возрасту: ему тридцать три года, она моложе. Однако для режиссера был важен не столько возраст, сколько духовный опыт участников спектакля. Как им понять драмы персонажей, если сами не жили, не страдали, не набивали шишек?!

Над текстом пьесы режиссер поработал, существенно сократив, избавив от архаизмов, от примет американского быта 1950-х. Действие, конечно, происходит в Нью-Йорке, о чем напоминает декорация, по зеркальным граням которой бегут, словно нескончаемая реклама, титры. Но встреча двух одиночеств могла состояться и в другое время, и в другом месте. Оттого и в титрах, и вообще – между строк – мелькают параллели с чеховской «Чайкой».

Режиссер делает контекст еще более широким. Прежде чем зазвучит привычный американский джаз, мы слышим арии из оперы «Дидона и Эней» и ухватываем в бегущей строке перевод диалогов, напоминающий об этой античной истории. Считается, что «Двое на качелях» – о любви. Новая постановка обнаруживает в пьесе недочитанные пласты и смыслы. Одиночество и духовные искания, метания критического возраста и потребность обрести опору в мире, где все так шатко и зыбко… Что выше – жизнь или искусство? Что важнее – любить или быть любимым?

Многозначность пьесы влечет за собою многослойность образов. Елена Калинина играет вариации на темы Нины Заречной, словно на наших глазах решая вопросы: талантливая ли она танцовщица или ее «авангардизм» – издержки молодости. Сомнения сменяются отчаянием, надежды – разочарованием. Но Гитель, слабая, тоненькая, хрупкая, оказывается сильней своего избранника. Ее великодушия и мужества хватает на двоих. Танцевальное соло, которое хореограф Сергей Грицай сделал опорой роли, имеет отношение не только к профессии девушки. Это крик отчаяния, голос ее души. Это пьеса Кости Треплева.

У Джерри тоже есть свое соло, но если Гитель летает на качелях, то Джерри склонен к торможению, его тянет к земле, к прозе. Что, собственно, похоже на формулу взаимоотношений мужчины и женщины: «Целый век играет музыка, затянулся наш роман… Вы глядите на него, а он глядит в пространство».

Эти качели напомнили мне о вечном конфликте режиссерского и актерского начал. Гармония тут встречается крайне редко. Обе стороны жаждут самовыразиться. И не могут друг без друга. Вениамин Фильштинский – режиссер без амбиций. Он не устает повторять, что педагогика влечет его гораздо сильнее, чем деятельность постановщика. Оттого мы и видим на сцене двух актеров крупным планом. И не спешим покидать маленький зал «Приюта комедианта».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мир русского театра» завершает прием заявок

    IV Международный фестиваль «Мир русского театра» 2 февраля завершает прием заявок на участие в форуме 2020 года. Напомним, смотр, организованный журналом «Театрал» и некоммерческим фондом «Мир Театрала», представляет спектакли русскоязычных театральных коллективов зарубежных стран. ...
  • Фестиваль «Золотая маска» стартует 25 января

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска» откроется 25 января в Москве показом мюзикла «Стиляги» Театра наций. Об этом информирует в среду пресс-служба фестиваля. «В числе первых участников конкурсной программы значатся спектакли Большого театра и Московского музыкального театра им. ...
  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
Читайте также