«А судьи кто?»

 
В позапрошлом номере зампредседателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ, которые коснутся судьбы артистов, работающих на бессрочных договорах. Напомним: теперь каждые пять лет этой категории артистов надлежит проходить комиссию, где будет решаться, востребован ли человек в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить. Тема вызвала много откликов. Публикуем некоторые из них.

Анна Якунина, директор Хабаровского ТЮЗа:


– Я бы не назвала эту проблему самой острой в сегодняшнем театре. По крайней мере, в театрах нашего города. К сожалению, мы уже привыкли к тому, что пока вся история дойдет до реальных решений, большинство страстей поутихнет.

Учитывая, что с руководителями еще не заключены так называемые «эффективные контракты», слабо верится в то, что так быстро будут разработаны все необходимые нормативно-правовые документы, если еще сегодня нет поправок в Гражданском и Трудовом кодексах.

И, на мой взгляд, самый сложный момент – это критерии оценки деятельности артистов. Если документ, четко и ясно разъясняющий порядок «аттестации» не пройдет на федеральном уровне, мы утонем в судопроизводстве.

Также я не разделяю высказанного оптимизма по поводу того, что артист найдет себя в другом театре. Учитывая, что в нашем городе два драматических театра, куда должен отправиться артист? Тогда пострадавшей стороной, наверняка, будут артисты, которым далеко за…, при этом имеющие заслуги, звания и прочее. И то, что они будут протестовать всеми доступными способами, у меня не вызывает сомнений.

Сергей Казаков, худрук Пензенского областного драматического театра имени Луначарского:


– По-моему, переизбрание на творческие должности в России не может существовать категорически. Самое главное: «А судьи кто?» В провинции это все стопроцентно будет проходить по одной из двух схем: или всех поголовно будут переаттестовывать, чтобы не поднимать шума, или же – что самое страшное – начнется сведение счетов. Не понравился какой-то артист, выступил с критикой – и он не проходит переаттестацию. У нас уже есть опыт конца 80-х, когда это пробовали применить в первый раз. Я наблюдал своими глазами, как в одном из поволжских театров главный режиссер серьезно поругался с народным артистом. И народного артиста не переаттестовали! Оценка актерской профессии не должна превращаться в «судилище». В театре существует единственный критерий – творческий профессионализм.

Мне кажется, что эту проблему помогло бы решит введение контрактной системы. Скажу о нашем опыте. У нас в театре сейчас работают актеры и на срочных договорах, и на бессрочных. И вот, если, допустим, человек, работающий «в штате», по объективным причинам в течение сезона мало занят в репертуаре, то вполне может прийти трудовая инспекция и спросить: почему он не занят? В случае контракта этот вопрос отпадает – там, к примеру, прописано: «одна роль в сезон». Ну, или две. И всё!

Но в первую очередь контрактная система – это мощный стимулятор работы. Возникает – в хорошем смысле – конкуренция, актер мобилизуется. А это, естественно, очень важно для качества спектаклей в целом. Актеры, работающие на контракте, развиваются, они более управляемы в творческом плане. Перед окончанием контракта я каждого из них приглашаю к себе и говорю: ребята, вы не сделали то-то и то-то, вам нужно работать над тем-то и тем-то. И «срочники» знают, что если не станут работать над собой, то следующего разговора на эту тему может и не быть. И неслучайно большинство актеров-контрактников, которые недавно пришли в театр, сейчас активно заняты в репертуаре, с ними охотно работают режиссеры, они становятся популярны у зрителей.

«Театрал» готов предоставить слово всем заинтересованным сторонам. Присылайте письма на teatral@newnews.ru


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!