Рассказываем, какие апрельские премьеры Москвы и Петербурга ловить до конца месяца и не пропустить в мае.
«РАЗБОЙНИКИ»
Поэтическая бойня Евгения Закирова «Разбойники» по пьесе Шиллера происходит в пространстве, похожем одновременно на университетскую кафедру, залы старого замка, а еще – на грозовое небо. Один из главных бестселлеров XVIII века и один из самых известных текстов движения «бури и натиска» – это, по словам режиссера, «своеобразный «поучительный» эксперимент персонажей над самими собой». Куда может завести путь мести и безудержного насилия, желание идти по головам, бороться за справедливость прогибать мир под себя, дышать полной грудью и платить жизнью за секунды полноты? Это предстоит выяснить братьям Мор (Макар Запорожский и Кирилл Кусков), которые решили, что, быть может, величие в том и состоит, чтобы «сгореть красиво».
Где: Театр Маяковского, Сцена на Сретенке
Когда: 25 и 26 апреля, 5 и 12 мая
«ВЕЩИ И УЩИ»
Мультижанровый проект Кирилла Люкевича (лауреата премий «Прорыв», «Золотой софит» и «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент») соединяет театр предмета, актерский стендап и пространство инсталляции, чтобы рассказать о городе и горожанах, точнее – показать абсурдную изнанку жизни в одном из типовых районов с панельками. Крошечные фигурки местных жителей и «случайно подсмотренные сценки» попадают на экраны, благодаря ручной камере, а четыре актера транслируют их истории, становятся «свидетелями, авторами или проводниками в миры маленьких людей». Эти миниатюры – из сборника Александры Горбуновой – стыкуют между собой бытовое и метафизическое, «вещи» и «ущи» – тоже вещи, только сделанные не из вещества, а из ума.
Где: театр «Практика»
Когда: 5 и 6 мая
«ЖЕНИТЬБА»
Худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли готовит «совершенно невероятное событие в двух действиях» – премьеру «Женитьбы» с участием Ольги Остроумовой, Александра Яцко, Валерия Ярёменко и даже профессионального хора в русских национальных костюмах, «хора невест». Встреча женского и мужского мира, любовь случившаяся и не случившаяся – вот что, прежде всего, занимает режиссера. Премьера выведет на первый план двоих – их встречу, «узелок» их отношений, который завязывается несмотря на унизительный и мучительный процесс «смотрин», но наспех, на скорую руку – и развязка происходит так же быстро, как первый поцелуй невесты. Позорным побегом жениха. Но так ли это страшно для девушки, переполненной детским нетерпением и любопытством настолько, что для неё все претенденты хороши?
Где: Театр Моссовета, Основная сцена
Когда: 26 апреля, 10 и 24 мая
«СОЛНЦЕ ЛАНДАУ»
Театр Вахтангова обратился к личности выдающегося ученого, нобелевского лауреата Льва Ландау. Анатолий Шульев поставил спектакль об абсолютно экстраординарном человеке, который не меньше, чем наукой, был поглощен своей «теорией счастья», об ученом-художнике, потому что «наука и искусство занимаются одним и тем же: познанием Вселенной, а квантовая механика, имеющая дело с абстракциями, с предметом изучения, который невозможно представить, уж точно зашла на территорию искусства». Для премьеры придумали свой жанр – «вспышки памяти» – и пробовали заглянуть в голову Дау, передать «плотность» потока сознания, спрессовав множество событий жизни. Павел Попов играет и трудного ребенка, и невыносимо трудного мужа, и физика, который проверял границы возможного, и лирика, который настаивал на свободе, несмотря на арест, брак и участие в ядерном проекте.
Где: Театр Вахтангова
Когда: 22 апреля, 18, 24 мая
«ПРИРЕЧНАЯ СТРАНА»
Спектакль Полины Айрапетовой по бестселлеру современного норвежского писателя Руне Белсвика – «добрая, уютная история для детей и взрослых, не расставшихся с детством». Герои историй о Простодурсене – существа необычные, похожие, скорее, на духов природы, чем на детей. Хотя очень любят есть коврижки и «засахаренные понарошки», кидать «бульки» в воду и дышать на лёд, чтобы «продышать в нем дырку». На Старой сцене уместился весь их маленький мир: три дома, одна речка с песчаным берегом и одна гора с детской горкой. Эти жители маленькой Приречной страны умеют видеть глубину в самых обыкновенных моментах жизни и находить счастье в мелочах, а ещё – радовать и радоваться.
Где: Мастерская Петра Фоменко
Когда: 26 и 27 апреля, 1 и 2 мая.
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН»
В спектакле Романа Габриа незавершенный роман Михаила Булгакова получит продолжение. Опираясь на документы, письма и многочисленные воспоминания артистов и литераторов, постановочная команда додумала, каким мог бы быть путь, связанный с появлением на мхатовской сцене спектакля «Дни Турбиных», смешала историческое расследование с игрой и почти детективным сюжетом про театральную Москву 1920-х, про судьбу художника на фоне истории и, конечно, про сложный механизм превращения текста в театр. Главную роль репетировал Илья Дель. В созерцателе-сочинителе Максудове он искал «булгаковскую настойчивость, жёсткость, даже брутальность», потому что Максудов – это, в сущности, сам Булгаков.
Где: Театр им. Ленсовета
Когда: 29 апреля, 8 и 23 мая
«ОБЛОМОВ»
В этой премьере Андрей Прикотенко продолжает исследовать «русскую матрицу» и видит в главном герое Ивана-дурака, юродивого, воля которого парализована максимализмом мечты. Обломов понимает, что Обломовка, к которой он устремлен всем своим существом, – «рай, даже не утраченный, а просто невозможный», идеал, к которому человек изначально обречен не прийти. А Штольц, по словам режиссера, «не понимает, что обломовская мечта – это утопия, и пытается его убедить: надо идти по шажочку, step by step, и вообще суть жизни в самом движении, а не в цели». Илья Ильич, на самом деле, обладает внутренней энергией движения, но «не хочет растворять свою жизнь в скоростях, которые предлагает современная реальность». В главной роли – Иван Трус.
Где: Александринский театр, Новая сцена
Когда: 25, 26, 27 апреля, 24 и 25 мая

Поэтическая бойня Евгения Закирова «Разбойники» по пьесе Шиллера происходит в пространстве, похожем одновременно на университетскую кафедру, залы старого замка, а еще – на грозовое небо. Один из главных бестселлеров XVIII века и один из самых известных текстов движения «бури и натиска» – это, по словам режиссера, «своеобразный «поучительный» эксперимент персонажей над самими собой». Куда может завести путь мести и безудержного насилия, желание идти по головам, бороться за справедливость прогибать мир под себя, дышать полной грудью и платить жизнью за секунды полноты? Это предстоит выяснить братьям Мор (Макар Запорожский и Кирилл Кусков), которые решили, что, быть может, величие в том и состоит, чтобы «сгореть красиво».
Где: Театр Маяковского, Сцена на Сретенке
Когда: 25 и 26 апреля, 5 и 12 мая

Мультижанровый проект Кирилла Люкевича (лауреата премий «Прорыв», «Золотой софит» и «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент») соединяет театр предмета, актерский стендап и пространство инсталляции, чтобы рассказать о городе и горожанах, точнее – показать абсурдную изнанку жизни в одном из типовых районов с панельками. Крошечные фигурки местных жителей и «случайно подсмотренные сценки» попадают на экраны, благодаря ручной камере, а четыре актера транслируют их истории, становятся «свидетелями, авторами или проводниками в миры маленьких людей». Эти миниатюры – из сборника Александры Горбуновой – стыкуют между собой бытовое и метафизическое, «вещи» и «ущи» – тоже вещи, только сделанные не из вещества, а из ума.
Где: театр «Практика»
Когда: 5 и 6 мая

Худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли готовит «совершенно невероятное событие в двух действиях» – премьеру «Женитьбы» с участием Ольги Остроумовой, Александра Яцко, Валерия Ярёменко и даже профессионального хора в русских национальных костюмах, «хора невест». Встреча женского и мужского мира, любовь случившаяся и не случившаяся – вот что, прежде всего, занимает режиссера. Премьера выведет на первый план двоих – их встречу, «узелок» их отношений, который завязывается несмотря на унизительный и мучительный процесс «смотрин», но наспех, на скорую руку – и развязка происходит так же быстро, как первый поцелуй невесты. Позорным побегом жениха. Но так ли это страшно для девушки, переполненной детским нетерпением и любопытством настолько, что для неё все претенденты хороши?
Где: Театр Моссовета, Основная сцена
Когда: 26 апреля, 10 и 24 мая

Театр Вахтангова обратился к личности выдающегося ученого, нобелевского лауреата Льва Ландау. Анатолий Шульев поставил спектакль об абсолютно экстраординарном человеке, который не меньше, чем наукой, был поглощен своей «теорией счастья», об ученом-художнике, потому что «наука и искусство занимаются одним и тем же: познанием Вселенной, а квантовая механика, имеющая дело с абстракциями, с предметом изучения, который невозможно представить, уж точно зашла на территорию искусства». Для премьеры придумали свой жанр – «вспышки памяти» – и пробовали заглянуть в голову Дау, передать «плотность» потока сознания, спрессовав множество событий жизни. Павел Попов играет и трудного ребенка, и невыносимо трудного мужа, и физика, который проверял границы возможного, и лирика, который настаивал на свободе, несмотря на арест, брак и участие в ядерном проекте.
Где: Театр Вахтангова
Когда: 22 апреля, 18, 24 мая

Спектакль Полины Айрапетовой по бестселлеру современного норвежского писателя Руне Белсвика – «добрая, уютная история для детей и взрослых, не расставшихся с детством». Герои историй о Простодурсене – существа необычные, похожие, скорее, на духов природы, чем на детей. Хотя очень любят есть коврижки и «засахаренные понарошки», кидать «бульки» в воду и дышать на лёд, чтобы «продышать в нем дырку». На Старой сцене уместился весь их маленький мир: три дома, одна речка с песчаным берегом и одна гора с детской горкой. Эти жители маленькой Приречной страны умеют видеть глубину в самых обыкновенных моментах жизни и находить счастье в мелочах, а ещё – радовать и радоваться.
Где: Мастерская Петра Фоменко
Когда: 26 и 27 апреля, 1 и 2 мая.

В спектакле Романа Габриа незавершенный роман Михаила Булгакова получит продолжение. Опираясь на документы, письма и многочисленные воспоминания артистов и литераторов, постановочная команда додумала, каким мог бы быть путь, связанный с появлением на мхатовской сцене спектакля «Дни Турбиных», смешала историческое расследование с игрой и почти детективным сюжетом про театральную Москву 1920-х, про судьбу художника на фоне истории и, конечно, про сложный механизм превращения текста в театр. Главную роль репетировал Илья Дель. В созерцателе-сочинителе Максудове он искал «булгаковскую настойчивость, жёсткость, даже брутальность», потому что Максудов – это, в сущности, сам Булгаков.
Где: Театр им. Ленсовета
Когда: 29 апреля, 8 и 23 мая
«ОБЛОМОВ»

Где: Александринский театр, Новая сцена
Когда: 25, 26, 27 апреля, 24 и 25 мая