Жанр: Комедия
Автор: Николай Гоголь
Режиссер: Андрей Любимов
Исполнители: И. Сигорских, И. Косичкин, Г. Виноградова/ Ю. Голубева, А. Сафронова и др.
Сцена: Малый зал
Возрастное ограничение: 14+
Продолжительность: 3 ч. 20 мин. (1 антракт)
В сценической версии спектакля, основу которой составляют первые (1835 год) редакции комедии, использованы черновики Николая Васильевича Гоголя, а также другие произведения писателя.
В российской истории известно несколько случаев должностного недоразумения в различных вариантах. В воспоминаниях В. А. Соллогуба описан случай в Устюжине, когда авантюрист выдал себя за чиновника министерства и обобрал «всех городских жителей». В пушкинских набросках нашло отражение происшествие в Бессарабии с литератором Свиньиным... И, наконец, самого Пушкина, по рассказам историка Бартенева, однажды в Нижнем Новгороде приняли за человека, имевшего «тайное поручение собирать сведения о неисправностях» - что, кстати, немало развеселило поэта, узнавшего о невольной мистификации пост фактум.
Гоголь, вероятно, знал об этих случаях. Однако его герой – другой. «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит, - подчеркивал писатель. – В нем все сюрприз и неожиданность». Хлестаков чистосердечен и в правде, и во лжи, ибо его ложь сродни фантазиям ребенка.
Или поэта. «Это нечто вроде упоения, наития, сочинительского восторга...», - внушал автор актерам (из воспоминаний И.С. Тургенева)...
Хлестаков в спектакле «Ревизор. 1835» - поэт уже с первого своего появления на сцене, когда эдак вдохновенно что-то записывает на случайном листке. Пленительно наивный, с отчетливо романтическим обаянием, несбывшийся поэт, бессознательно понимающий суть этого несбывшегося и тоскующий по ней. Сцены, в которых разворачивается его прекрасный мимолетный роман с Анной Андреевной, становятся истинным украшением спектакля, теплые, живые человеческие чувства – а вовсе не хрестоматично-привычная сатира – смысловым стержнем всего обширного полифонического действа.
И – никаких «бровей, изогнутых серпом», как у Михаила Чехова. Впрочем, во всех персонажах спектакля гротеск уступает место мягкой «домашней» интонации. И крылатые реплики, с детства знакомые, звучат совершенно иначе... И возникает ощущение, что этот текст, написанный почти двести лет назад, здесь и сейчас произносится впервые...
«Ревизор. 1835» - невероятно трогательный, проникновенный спектакль о тщетных мечтах и несбывшихся надеждах. О любви.
В российской истории известно несколько случаев должностного недоразумения в различных вариантах. В воспоминаниях В. А. Соллогуба описан случай в Устюжине, когда авантюрист выдал себя за чиновника министерства и обобрал «всех городских жителей». В пушкинских набросках нашло отражение происшествие в Бессарабии с литератором Свиньиным... И, наконец, самого Пушкина, по рассказам историка Бартенева, однажды в Нижнем Новгороде приняли за человека, имевшего «тайное поручение собирать сведения о неисправностях» - что, кстати, немало развеселило поэта, узнавшего о невольной мистификации пост фактум.
Гоголь, вероятно, знал об этих случаях. Однако его герой – другой. «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит, - подчеркивал писатель. – В нем все сюрприз и неожиданность». Хлестаков чистосердечен и в правде, и во лжи, ибо его ложь сродни фантазиям ребенка.
Или поэта. «Это нечто вроде упоения, наития, сочинительского восторга...», - внушал автор актерам (из воспоминаний И.С. Тургенева)...
Хлестаков в спектакле «Ревизор. 1835» - поэт уже с первого своего появления на сцене, когда эдак вдохновенно что-то записывает на случайном листке. Пленительно наивный, с отчетливо романтическим обаянием, несбывшийся поэт, бессознательно понимающий суть этого несбывшегося и тоскующий по ней. Сцены, в которых разворачивается его прекрасный мимолетный роман с Анной Андреевной, становятся истинным украшением спектакля, теплые, живые человеческие чувства – а вовсе не хрестоматично-привычная сатира – смысловым стержнем всего обширного полифонического действа.
И – никаких «бровей, изогнутых серпом», как у Михаила Чехова. Впрочем, во всех персонажах спектакля гротеск уступает место мягкой «домашней» интонации. И крылатые реплики, с детства знакомые, звучат совершенно иначе... И возникает ощущение, что этот текст, написанный почти двести лет назад, здесь и сейчас произносится впервые...
«Ревизор. 1835» - невероятно трогательный, проникновенный спектакль о тщетных мечтах и несбывшихся надеждах. О любви.
https://www.aparte.ru/repertuar/revizor