Вячеслав Дурненков: «Для подростков общество – это компьютерный квест»

 
Недавно Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола получил грант от Фонда Михаила Прохорова. Выделенные средства пошли на реализацию необычного социального проекта. Его главными героями и полноправными соавторами стали провинциальные тинейджеры. Целую неделю местные подростки общались в неформальной обстановке с известным драматургом и сценаристом Вячеславом Дурненковым, приехавшим по такому случаю в Кузбасс. По замыслу авторов, многочисленные интервью, в которых мальчики и девочки делились наболевшим, лягут в основу документальной пьесы. Текст драматург обещает написать за рекордно короткий срок - две недели. В интервью «Театралу» Вячеслав Дурненков рассказал о том, чем отличается поколение айфонов и социальных сетей от поколения девяностых, на что надеются, во что верят и чем живут сегодня подростки в российской глубинке. Напомним, что в 2011 году Прокопьевский театр стал первым театром в Кузбассе, получившим престижную театральную премию России «Золотая маска» за спектакль «Экспонаты» по пьесе Вячеслава Дурненкова в постановке Марата Гацалова.
Вячеслав Дурненков берет интервью у подростков в детском оздоровительном лагере «Олимпиец»
— Прокопьевский театр пригласил вас написать пьесу о провинциальных тинейджерах. Спектакль появится в репертуаре театра в новом сезоне. Какие задачи авторы проекта  поставили  перед вами? 

— Я должен написать пьесу  о прокопьевских детях, а если быть точнее – для них. В этом случае тексты условно делятся по принципу: взрослым о детях и детям о  детях. Хочется, чтобы подросткам в итоге было интересно смотреть спектакль о себе. Фактуру я собирал в самых разных местах. Ездил в детские оздоровительные лагеря, выслеживал  будущих героев в  парках и скверах. Меня интересовали подростки  от четырнадцати до семнадцати лет, самые разные типажи.  Среди них были представители диаметрально разных социальных слоев и субкультур: юные спортсмены, музыканты, начинающие журналисты и просто дворовые хулиганы. Каждому из них я задавал вопрос: «Что тебе было бы интересно в театре?».  По факту оказалось, что наши дети вообще плохо понимают, что такое театр. Для них это, прежде всего, какое-то очень скучное место, пафосное, с колоннами и портьерами, куда иногда ходят их родители. В то же время, они не отрицают, что в будущем, когда станут взрослыми, возможно, будут сами его посещать.  Конечно, хотелось бы  во многом их разубедить. Думаю, конечная цель проекта – привести в театр неохваченную аудиторию, сделать подростков не просто зрителями, а соучастниками процесса, заинтересованными лицами. 
 
— Вы уже решили о чем будет пьеса? 

— Да. Какие-то элементы у меня в голове уже сложились. Вот, например, на днях мы побывали в детском оздоровительном лагере. Это место  показалось  мне очень  символическим. На территории лагеря сохранились постройки советских времен, но стали возводить и современные, обшитые сайдингом здания. И в этом я увидел примету времени. Раньше здесь жили пионеры: висели флаги, стенные газеты. А теперь в домах, построенных на советском фундаменте, живут  совершенно другие ребята, с дредами на голове и модными гаджетами в руках. Это очень яркая иллюстрация модели, по которой мы сейчас живем. Модели,  которая не безуспешно реанимирует и культивирует преемственность между прошлым и нынешним поколением, спекулирует на ностальгии. Это явление я условно называю  печеньем «Юбилейным». Почему «Юбилейным»? Ну, вы же помните его? Я вот помню. Потому что другого не было.  Сейчас, когда полки магазинов ломятся от доступных  сладостей, снова появляется тренд – «Юбилейное». И это очень печально. Потому, что это возврат в советский застой, которого люди уже не хотят. Мы уже не нуждаемся в таком оголтелом коллективизме. И дети открытым текстом говорили мне об этом  в  своих интервью. Подростка ведь не обманешь. Он упертый, он не научился ещё приспосабливаться и пристраиваться. У него есть две-три мысли в голове. Но это его мысли. 

Вячеслав Дурненков осматривается в спортивном лагере «Елочка» — Почему они были откровенны с вами и  делились этими самыми мыслями? Что  такого волшебного вы им говорили? 

— На самом деле, ничего такого особенного. Я просто говорил: «Привет, расскажи, как ты стал чемпионом, журналистом, почему пришел в музыку?» И подросток сам включался в разговор. А я попутно задавал какие-то вопросы. Мне кажется, они отвечали откровенно ещё и потому, что здесь срабатывал эффект «попутчика в поезде». Незнакомый человек, не местный, уедет и не вернется, почему бы ни рассказать ему о себе? И в этом смысле, мне была важна вся информация, все возможные монологи. Потому что в конечном итоге никогда не знаешь, что в спектакле  «выстрелит»: рассказ примерной отличницы  или исповедь  хулигана.  В любом случае, для меня принципиально сохранить их голоса, документальную достоверность их рассказов. Я уверен, что все мои герои придут на премьеру, хотя бы из чистого любопытства. Захотят  услышать свои истории, посмотреть на себя со стороны. 

— Вы вспоминали себя в шестнадцать, сравнивали со своими героями? Похожи  они в чем-то на советских  пионеров или же наоборот этакие  совершеннейшие инопланетные существа? 

—  С одной стороны, современные дети очень похожи на советских подростков, в том числе и на меня лет двадцать пять назад,  с другой же – резко отличаются. Они более прагматичны, сознательны. У них очень трезвый, взрослый взгляд на действительность. Они прекрасно социально и технологически адаптированы. При этом они ужасно инфантильны в отношении брака и семьи. Для них общество – это своеобразный компьютерный квест. Чтобы пройти на следующий уровень и стать победителем, нужно заниматься определенными вещами, общаться с определенными людьми. Начинать лучше с низов, делать карьеру постепенно. Подростки понимают, что большие дяди и тети предлагают им готовую схему, модель поведения. И духовные, личностные качества в этой схеме занимают  далеко не лидирующие позиции. На работе ты должен быть одним, а дома, с друзьями,  вполне можешь быть другим. Получается, что твоя человеческая цельность становится ненужной. И это пугает меня больше всего. Такие тенденции отнюдь не способствуют прогрессу. Потому, что все мы любим печенье «Юбилейное», но почему-то не покупаем его. 

Вячеслав Дурненков общается со спортсменкой Полиной в спортивном лагере «Елочка» — Можно ли сказать, что современные подростки более циничны в отношениях друг с другом?

—  Мне они не показались циничными. По-моему, в смысле отношений с противоположным полом все точно так же, как было у нас. Трепет прикосновений, ожидание встреч и так далее…. Быть может в среде продвинутых московских подростков все решается в ночных клубах, какие-то легкие связи, снятие эротического напряжения. И то мне кажется, что это по большому счету бравада, попытка самоутверждения. Здесь, в провинции, совсем другие тусовки, другая романтика, может быть какая-то дворовая, но не циничная. Нет, мне вообще кажется, что это один из мифов, который сложился в отношении современной молодежи. Подростки к своим чувствам подходят  очень осознанно. Они уже в этом возрасте понимают, что есть секс, а есть отношения. И это совершенно разные вещи.   

— Есть ли у ребят какие-то ориентиры, кто их кумир, на кого они хотят быть похожими? 

—  Как ни странно, но кумиров у них сегодня, практически нет. Они не верят в риторику СМИ, не верят современным политикам, отрицают георгиевский пафос, которым их повсюду пытаются накормить. Они понимают, что есть молодежный парламент, есть какой-то детский шоу-бизнес и так далее. Но причислять себя ни к тем, ни к другим не хотят. Они наблюдают за всей этой социальной жизнью как бы со стороны. И при этом подростки  открыто говорят, что хотят быть индивидуалистами, хотят быть самими собой. Потому что только так, по их мнению, можно сохраниться.

—  Были ли такие ребята, которые чем-то вам запомнились, удивили, поразили? 

— В  Прокопьевске я  познакомился с подростками из творческого объединения «Побочный эффект», он существует при местном Дворце молодежи.  Это юные журналисты, очень думающие ребята, те самые, у которых есть понимание жизни и серьезные цели. Так вот, многие из них  говорили мне по секрету, что хотели бы  уехать из родного города и больше никогда сюда не возвращаться. Но были и такие (их, конечно, меньше), которые рассказывали, что и в этих, провинциальных условиях они  пытаются сделать для города что-то хорошее: занимаются волонтерством, пишут социальные проекты. Эти подростки – необыкновенные, они похожи на зеленые ростки, которые вопреки законам здравого смысла пробиваются через бетон. Своим существованием они ещё раз подтвердили мысль о том, что по большому счету неважно, где ты находишься. Спиться, сколоться  можно и живя в Нью-Йорке. В то же самое время можно жить в провинциальном уголке страны, развиваться, заниматься любимым делом и прекрасно себя чувствовать.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр кукол привезет в Москву лучшие спектакли

    Впервые за последние десятилетия Санкт-Петербургский Большой театр кукол представит на гастролях в Москве сразу три спектакля – для детей и взрослых. Гастроли пройдут с 23 по 25 сентября в Театре им. Вахтангова и в Московском детском театре теней. ...
  • Волковский театр выступит в Бишкеке

    Театр драмы им. Волкова отправляется с гастролями в Бишкек. В афише – спектакли для взрослых и детей по произведениям русских классиков и современных российских авторов. Выступления пройдут на сцене Русского театра драмы им. ...
  • В Москве открылся фестиваль DanceInversion

    Юбилейный XX фестиваль современного танца DanceInversion открылся на сцене Большого театра во вторник, 10 сентября, постановкой «Весна священная» в исполнении китайской компании «Павлин». «Мы открываем крупнейший фестиваль современного танца в Москве. ...
  • В Германию едет Театр балета им. Леонида Якобсона

    13 и 14 сентября Санкт-Петербургский театр балета им. Леонида Якобсона представит на сцене Государственного театра Дармштадта балет «Дон Кихот» на музыку Минкуса. Гастроли входят в программу международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также