Театральные критики подводят итоги сезона. Серия 2

 
1. Событие сезона
2. Неудача сезона
3. Тенденция сезона

Ксения Ларина, обозреватель «Эха Москвы»:

1. Из лучших спектаклей сезона можно составить целый список. «Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова) - настоящий шедевр пост-модернизма, пример театральной шоковой терапии с элементами садо-мазо, порнографии, педофилии, гомосексуализма и измены Родине. Константин Богомолов еще раз подтвердил свое звание главного эстетического диверсанта и провокатора. «Идиоты» («Гоголь-центр») - Ларс фон Триер в русской интерпретации оказался не менее сокрушительным, чем в первоисточнике. Кирилл Серебренников и Валерий Печейкин достигли в этой яростной, беспощадной работе максимальной правды жизни максимально натуралистичными средствами. Это спектакль без всякого стыда, но с больной совестью. «Евгений Онегин» и «Окаемовы дни» (Театр Вахтангова) - очередной каскад волшебных премьер от Римаса Туминаса. Чувственный, страстный, летящий «Онегин» и наполненная светлой печалью и нежностью «Машенька» (оригинальное навание пьесы Афиногенова) с великолепными дуэтом Владимира Этуша и Дарьи Урсуляк. «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова и «Дама с камелиями» Сергея Землянского - две премьеры в Театре Пушкина, которые решительно вывели театр Евгения Писарева в топ театральных рейтингов. Жесткий, ломаный, надрывный Брехт - совсем не пара изящной, совершенной в своей эротичной хореографии «Даме», но их роднит общее чувство прекрасного, таящее в себе призрачный таировский флер. Лучшая актриса сезона - Александра Урсуляк («Добрый человек из Сезуана»). Лучшие актеры - Игорь Миркурбанов («Идеальный муж») и Владимир Вдовиченков («Евгений Онегин»).

2. Главное разочарование - Театр имени Ермоловой. От Меньшикова ждали многого - и даже не столько успеха, сколько события! Но события не случилось. И вообще как-то грустно. Печальная история «Таганки» стала еще печальнее в тот момент, когда из театра по болезни ушел Валерий Золотухин, и артисты, совсем недавно гнавшие «вон» старика Любимова, неожиданно запросили его обратно. Старик их послал. И правильно сделал. Теперь на «Таганку» прислали группу «чистильщиков» во главе с очень талантливым, но очень специфичным Дмитрием Волкостреловым. Что из этого выйдет - узнаем в следующем сезоне.

3. Что касается общественного климата, то он год от года становится все мерзей, и не может не отражаться на театральном сообществе. Вялотекущая гражданская война между условными либералами и еще более условными патриотами-почвенниками не прекращается, государство же совсем не заинтересовано в гражданском согласии, оно явно играет на стороне агрессивного просоветского большинства. Это тревожно, это опасно, это ведет к очередному «философскому пароходу» и к охоте на «дегенеративное искусство».

Марина Тимашева, театральный критик:
1. Сам по себе этот сезон – событие. Так много замечательных спектаклей, что страшно представить себе, как станет выбирать  из них жюри «Золотой Маски». В Москве – «Евгений Онегин» Римаса Туминаса и Театра им. Вахтангова (благородный ум, душевная тонкость, глубокое знание текста и контекста, образность, актерский ансамбль, фантастическая работа художника А.Яцовскиса и композитора Ф.Латенаса) – энциклопедия не только русской жизни, но жизни вообще. 

«Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова и Театра им. Пушкина –  чудесный сплав немецкого экспрессионизма, русского психологизма и символизма дал результат необыкновенной, взрывной силы. Юрий Бутусов прочитал драму Брехта как античную трагедию. Александра Урсуляк в «Добром человеке» работает  на пределе человеческих возможностей, и роль ее – не хочется искать других слов – потрясает. 

«Джазовый», с импровизациями на заданную тему, исповедальный моноспектакль «Прощание с бумагой» Евгения Гришковца. Он прощается с бумагой и книгами так, что хочется лечь всем телом на книжные полки, закрыть их собой от наступающей новой цивилизации и не отдавать — никому, ни за что. Никогда. 

«Москва-Петушки» СТИ и Сергея Женовача. Сюрреалистическая трагедия о странствиях неприкаянной человеческой души. О ее путешествии вглубь себя, к смерти и – к Богу. Превосходная работа Алексея Верткова. Превосходная работа художника Александра Боровского. 
«Участь Электры» Алексея Бородина и РАМТа. Мрачный дом (грандиозная архитектура  С. Бенедиктова), населяющие его призраки прошлого, красивые люди, которым это прошлое не дает жить. Сладость и низость мести: «Не забудем, не простим». 

«Ноктюрн» Камы Гинкаса и ТЮЗа - о том, как простая случайность может полностью изменить человеческую жизнь. Миром правит рок, человек не в силах противостоять неведомым силам, он - игрушка в руках богов. "Нет Тайны столь великой, как Страданье". Эту тайну Кама Гинкас исследует  во всех спектаклях. Прекрасная работа Игоря Гордина. «Страх и отчаяние Третьей империи» Александра Коручекова и Театра-Студии Олега Табакова. Здесь есть и мысль, и чувство, и возможность отождествить себя с персонажами. Сидя на высоком холме, легко рассуждать о том, что поступать надо по совести, а если это будет стоить жизни тебе и твоим близким? Прекрасный актерский ансамбль.  

Нужно назвать еще спектакли: «Сон в летнюю ночь, или Как вам это понравится» Дмитрия Крымова и «Школы драматического искусства», «Цена» Леонида Хейфеца и Театра им. Маяковского, «Женихи» Никиты Гриншпуна и «Электра» Тимофея Кулябина (оба – в Театре Наций). В петербургском МДТ-Театре Европы – выдающееся «Коварство и любовь»  Льва Додина. Допускаю, что этот список неполон, так как я не видела некоторых спектаклей московского сезона, не говоря уже о Петербурге и провинции. 

2. Не провал, но сильное разочарование – «Торжество любви» в Театре Наций. Впрочем, театр снял спектакль с репертуара. 

3. А) На московских сценах –  много спектаклей по пьесам Брехта. Социальная их проблематика режиссерам не слишком интересна, они подменяют ее метафизикой. 
Б) Очевидно тяготение современного театра к жанру трагедии в античном понимании термина. Человек бессилен противостоять ударам судьбы. И такое настроение можно понять.
В) Возвращение на сцену пьес Л. Петрушевской (например, «Он в Аргентине» МХТ им. Чехова) и В. Славкина («Серсо» Владимира Агеева).
Г) В спектаклях (не лучших) бесконечно эксплуатируются современные технологии, психологический театр  отступает под их натиском. Оно и понятно: разобрать пьесу с актерами сложнее, чем поиграть в дорогие игрушки, следуя проторенной европейцами дорогой. 
Д) Стремление превратить театры в «культурные центры» (торгово-развлекательные комплексы). Настоящие Дома культуры, тем временем, закрываются или перепрофилируются. 
Е) Бесконечные «читки», материал для которых всегда поступает из одних и тех же источников. 
Ж) Критики берут на вооружение практику «актуального искусства» и превращаются в кураторов, навязывающих театрам свое представление о «прекрасном».

Павел Руднев, доцент РУТИ (ГИТИС), помощник художественного руководителя МХТ по спецпроектам:
1. «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова в Театре им. Пушкина. Острейшая, агрессивная форма, где в мусорной красоте и неуюте сценографии Александра Шишкина звучит резкая, визгливая, гимнически-свирепая интонация зонгов на немецком языке. Александра Урсуляк, играющая на изнеможении актерского организма и видящая в этой истребленной телесности мучение современного человека, пораженного синдромом хронической усталости. Неверие в добро, в мораль и вера в любовь, самоистязание и энергия рок-фронтмена, гражданская лирика и опасность фашизации интеллигенции. Не менее яркая работа Александра Матросова, который делает из своего Ванга русского юродивого. Бутусов стал лидером национальной режиссуры: он ставит перед театром бытийственные, родовые вопросы, расширяющие горизонты профессии.

Невозможно не упомянуть также и о работе РАМТа «Участь Электры» (режиссер  Алексей Бородин), где разворачивается эпическое повествование о Гражданской войне в США, а пространство осмысления - весь мир. Военное состояние ума, военные отношения в семье, быту, бесконечный поиск врага, того, кого надо уничтожить, – все это запутывает и обессмысливает род. Спектакль о вымирании как последствии войны всех со всеми, где изумительным образом работает сценография Станислава Бенедиктова, а актриса Мария Рыщенкова позволяет говорит о себе как о крупной трагической актрисе.

Нельзя не упомянуть о выходе томика пьес, эссе и диалогов одного из главных драматургов послевоенной Европы Хайнера Мюллера. Театровед и переводчик Владимир Колязин несколько десятилетий готовил выпуск этого сборника, но только наше время дало возможность довести работу до конца. То, что Мюллер наконец после «небытия» и умолчания появился в русском контексте и теперь работы его будут прочитаны - это большое событие в интеллектуальной жизни театра.
 
2. Удручает всеядность «Ленкома», внезапно вспомнившего, что надо к сотрудничеству все-таки приглашать режиссеров со стороны. Эта всеядность и отсутствие внятной концепции будущего дают странные формы – от банальнейшей антрепризы до спектаклей, явно выпадающих из времени. Всё кажется случайным. Разочаровали «Сирано де Бержерак» в Малом театре, «Снегурочка» в Театре им. Ермоловой, «Скупой» в РАМТе и «ГенАцид» в «Современнике».
 
3. Повсеместное свертывание либеральных реформ, превращение многих культурных изданий в рупоры правой идеи, церковно-моралистическая атака на театр, призрак цензуры. Но это из области околотеатральных событий. В области же экспериментального направления развития театра явилась довольно важная тенденция. С середины 1990-х, с развитием драматургического движения в стране стало казаться, что театр будет реформироваться исключительно через слово, через драматургов. Театральные свершения последних лет говорят о том, что драматурги действительно разбудили потребность в театральном эксперименте, но сегодня в игру вступили новые сценографические и постановочные технологии. Работы молодого поколения режиссеров (Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Николай Дрейден, Юрий Квятковский, Семен Александровский, Борис Павлович и другие) и сценографов (ученицы Крымова, Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов и др.) сегодня интересны и перспективны.
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Большом театре состоится «Бал-маскарад»

    В апреле в Большом театре итальянский дирижер Джакомо Сагрипанти (на фото) представит оперу Верди «Бал-маскарад», написанную в 1859 году для римского Театро Аполло. Столичной публике Джакомо известен благодаря постановке «Дона Карлоса», премьера которого состоялась в 2013 году. ...
  • Рассекая облака

    Режиссер Нина Чусова появляется на большой драматической сцене после долгого перерыва с пьесой, редкой на наших подмостках – «Великолепный рогоносец» Кроммелинка поставлен ею в театре Моссовета. Вещь эта чаще всего упоминается в связке с именем Мейерхольда. ...
  • В «Приюте комедианта» ставят «Солярис»

    Хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов выпускает на сцене петербургского «Приюта комедианта» балетный спектакль «Солярис», который объединит драму и балет, академическую хореографию и современный танец. ...
  • Марк Розовский намерен «услышать Шекспира»

    Премьера спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Марка Розовского состоится 6 марта. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра «У Никитских ворот», который 27 марта отметит собственное 35-летие. ...
Читайте также