Трагедии вины

 
Фонд Станиславского решил показать в Москве небольшой фестиваль, организованный по принципу: лучше меньше, да лучше. В результате в афише всего два названия: «Фауст» Эймунтаса Някрошюса и «Король Лир» Льва Додина. Однако назвать фестиваль камерным язык не повернется хотя бы потому, что обе выбранные постановки принадлежат к вершинным созданиям современного театра.
Спектакли-события, спектакли – философские высказывания, где мысли о мироздании, о Боге, о назначении человека проведены с законченной ясностью и определенностью. При этом кажется, давно у обоих наших театральных гениев не было столь личных и исповедальных постановок. Вот уж где точно видно, «где ходит режиссерская душа».

Любопытно, что простое соседство в фестивальной афише вдруг обнаруживает перекличку в мыслях двух предельно полярных художников. Старая истина, что две горы гораздо ближе друг к другу, чем к кочкам в долине, находит здесь убедительное подтверждение. Вдруг выяснилась актуальность сюжета о человеке, решившем сбросить с себя груз и отдохнуть от ответственности. Фауст устал от груза лет и своей науки. Лир устал от королевских дел и собственного возраста. Оба эти человека, чья обязанность «нести» и «держать» мир, решили сбросить тяжесть и переложить ее на другие плечи. Оба ставят эксперимент над собой и миром. Последствия обоих экспериментов фатальны: в мир входит зло, освобождаются темные силы, и гибнут те, кого они любят, кого должны хранить и беречь. В нашем мире очень размытых моральных правил Додин и Някрошюс иногда даже пугают своими абсолютно жестко выстроенными системами ценностей. Будучи центром и мерилом их сценического мира, человек у них сам выбирает судьбу и несет ответственность за свой выбор.

Два настоящих трагических актера – Владас Багдонас (Фауст) и Петр Семак (Король Лир) играют своих героев воинами в расцвете сил и мощи. Один – Лир – может легким движением свернуть шею и злодейкам дочерям, и своим зятьям. И усилием воли, чтобы сдержать себя, буквально разрушает этого атлета.

Фауст (Владас Багдонас) с упорством одержимого встает на цыпочки и пытается прорваться в области, куда человеку вход запрещен. Скрепив договор с Мефистофелем, он пытается пройти через светящиеся натянутые струны мира. Эти веревки, которые колышутся в руках темных духов сцены – дьявольских приспешников, – одна из самых выразительных сценических метафор постановки Някрошюса.

Пройдя круги ада, оба героя обретают новое знание о мире. Мягко-мягко Лир касается изувеченного лица Глостера (Сергей Курышев) и объясняет ему и нам, что самое главное в мире глазами не увидишь.

Два ведущих режиссера мира независимо друг от друга практически одновременно обратившись к двум лучшим трагедиям мирового театра, возвращают сцене статус места «больших мыслей».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также