Трагедии вины

 
Фонд Станиславского решил показать в Москве небольшой фестиваль, организованный по принципу: лучше меньше, да лучше. В результате в афише всего два названия: «Фауст» Эймунтаса Някрошюса и «Король Лир» Льва Додина. Однако назвать фестиваль камерным язык не повернется хотя бы потому, что обе выбранные постановки принадлежат к вершинным созданиям современного театра.
Спектакли-события, спектакли – философские высказывания, где мысли о мироздании, о Боге, о назначении человека проведены с законченной ясностью и определенностью. При этом кажется, давно у обоих наших театральных гениев не было столь личных и исповедальных постановок. Вот уж где точно видно, «где ходит режиссерская душа».

Любопытно, что простое соседство в фестивальной афише вдруг обнаруживает перекличку в мыслях двух предельно полярных художников. Старая истина, что две горы гораздо ближе друг к другу, чем к кочкам в долине, находит здесь убедительное подтверждение. Вдруг выяснилась актуальность сюжета о человеке, решившем сбросить с себя груз и отдохнуть от ответственности. Фауст устал от груза лет и своей науки. Лир устал от королевских дел и собственного возраста. Оба эти человека, чья обязанность «нести» и «держать» мир, решили сбросить тяжесть и переложить ее на другие плечи. Оба ставят эксперимент над собой и миром. Последствия обоих экспериментов фатальны: в мир входит зло, освобождаются темные силы, и гибнут те, кого они любят, кого должны хранить и беречь. В нашем мире очень размытых моральных правил Додин и Някрошюс иногда даже пугают своими абсолютно жестко выстроенными системами ценностей. Будучи центром и мерилом их сценического мира, человек у них сам выбирает судьбу и несет ответственность за свой выбор.

Два настоящих трагических актера – Владас Багдонас (Фауст) и Петр Семак (Король Лир) играют своих героев воинами в расцвете сил и мощи. Один – Лир – может легким движением свернуть шею и злодейкам дочерям, и своим зятьям. И усилием воли, чтобы сдержать себя, буквально разрушает этого атлета.

Фауст (Владас Багдонас) с упорством одержимого встает на цыпочки и пытается прорваться в области, куда человеку вход запрещен. Скрепив договор с Мефистофелем, он пытается пройти через светящиеся натянутые струны мира. Эти веревки, которые колышутся в руках темных духов сцены – дьявольских приспешников, – одна из самых выразительных сценических метафор постановки Някрошюса.

Пройдя круги ада, оба героя обретают новое знание о мире. Мягко-мягко Лир касается изувеченного лица Глостера (Сергей Курышев) и объясняет ему и нам, что самое главное в мире глазами не увидишь.

Два ведущих режиссера мира независимо друг от друга практически одновременно обратившись к двум лучшим трагедиям мирового театра, возвращают сцене статус места «больших мыслей».


  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • Константину Хабенскому присуждена госпремия за благотворительность

    Во вторник, 10 декабря,  на официальном интернет-портале правовой информации опубликован указ президента РФ Владимира Путина о присуждении государственных премий за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности и в сфере благотворительности за 2019 год. ...
  • В Бахрушинском музее пройдет «Купеческий бал»

    17 декабря в Бахрушинском музее пройдет благотворительная елка, которая откроет его новогоднюю программу. Бахрушинская благотворительная елка пройдет в залах старинного особняка в стиле Викторианской Англии «Версаль на Зацепе», где Алексей Александрович Бахрушин и его жена Вера Васильевна принимали на Рождественских праздниках своих друзей и друзей своих детей, устраивали благотворительные елки для детей-сирот и детей малоимущих москвичей. ...
  • «Русские сезоны» в Германии подходят к концу

    В Гамбурге состоялись мероприятия, посвященные завершающему циклу международного культурного проекта «Русские сезоны» в ФРГ. Фестивальные итоги года были представлены на пресс-конференции в Westin Hotel Hamburg, а торжественная церемония состоялась в Эльбской филармонии. ...
  • В Москве проходит Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров

    С 5 по 9 декабря в Москве впервые проводится Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров «ТЕАТР 2.1».   Фестиваль организован на базе Театра им. Вахтангова в рамках Форума Центрального федерального округа «Российский театр - XXI век. ...
Читайте также