«Клевета» в стихах

Как землемер пострадал из-за бессмертного творения Грибоедова

 
«Театрал» продолжает рассказ о кулинарных рецептах, связанных с именами великих театральных деятелей.
Грибоедов тщетно пытался провести свою комедию «Горе от ума» через цензуру. Но поскольку разрешения она ожидала долгие годы, то, само собой, стала распространяться по России в списках. В итоге в 1831 году в далекой Перми скромного землемера межевой конторы Кудрявцева обвинили… в клевете на правительство. И было в этой истории так много путаницы и мешанины, что когда спустя несколько лет в той же Перми родился оригинальный рецепт щей, местные повара не нашли ничего лучшего, как назвать их щами по-грибоедовски…

«Ученье – вот чума»


А произошло следующее. Бедняга по рассеянности забыл в конторе на столе листки списков с комедии Грибоедова, не обозначив, к несчастью, источника. Братья-чиновники нашли эти крамольные листки и учредили подлинное дознание. Особенно смущал их такой фрагмент:

ФАМУСОВ

…Ученье – вот чума. Ученость – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

ХЛЁСТОВА

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;

Да от ланкарточных взаимных обучений.

КНЯГИНЯ

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку,

в подмастерьи.


Прочитав все это в листках землемера, возбудили дело и потребовали от злодея немедленного, «не продолжая более одного дня», объяснения. Для принятой в межевой конторе чрезвычайной аккуратности вопросы задавались по номерам.

Господину Кудрявцеву надлежало объяснить:

1. В каком смысле определяет он, будто бы ученье есть чума, и почему он считает, что «нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений»?

2. Почему он себе дозволил, вопреки распоряжению правительства, уверять, что якобы «с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев»?

3. Кто его уверил или с какого поводу он дерзнул написать, что в Педагогическом С.-Петербургском институте «упражняются в расколах и безверьи профессоры»? И кто из его родни, окончив институт, стал «подмастерьем в аптеке»? Ведь поступают туда для изучения высших наук.

«Первый признак умного человека…»


Пришлось Кудрявцеву писать объяснение, которое было переслано в конверте с гербовой печатью начальству в Московскую межевую контору. И лишь два года спустя, в 1833 году, дело было оставлено без последствий по той причине, что выяснилось происхождение этого текста, переписанного с дозволенной правительством комедии господина Александра Сергеевича Грибоедова.

Как же был прав Александр Сергеевич Пушкин, прочитавший «Горе от ума» в подобном списке, но намного ранее – в 1825 году и написавший Бестужеву: «Все, что говорит Чацкий, – очень умно. Но кому говорит он это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми»…

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также