Несерьезный Оскар

Игорь Яцко с иронией прочитал Уайльда

 
У актера и режиссера Игоря Яцко с Оскаром Уайльдом отношения давние. В постановке «Как важно быть серьезным» он играл одну из главных ролей еще в Саратовском театре. Ставил «Саломею». Наконец, участвовал в работе над спектаклем «Как важно быть серьезным» Анатолия Васильева.
В программке спектакля стоит признание режиссера: «Играть трагедию – это можно сравнить с тем, как альпинисты штурмуют высокую вершину. Опасность повышается постепенно, по мере восхождения. А играть комедию – это прыгнуть с парашютом вниз. И здесь максимальная опасность сразу – ты выпрыгнул и полетел, парашют раскрылся. Или не раскрылся, и уже никуда не планируешь».

Для Оскара Уайльда уже в «Саломее» был предложен постановочный стиль, сочетающий предельную достоверность вещной среды и яркую театральность актерской манеры. В спектакле «Как важно быть серьезным» комедийное неправдоподобие образов элегантно сочетается с элементами эксцентрического капустника и отточенностью эстрадного шоу. Игорь Яцко последовательно и несколько вызывающе демонстрирует нежелание соответствовать злобе дня и служить целям утилитарным.

Реквизит спектакля изыскан и даже преувеличенно роскошен (сценография Игоря Попова). Льняные скатерти, массивные канделябры, серебряные бокалы, хрустальные кувшины – в аристократической гостиной Алджернона Монкрифа на Хаф-Мун-стрит. Настоящие белые и желтые розы в вазонах, плетеные кресла, черный датский дог Верди – в загородном доме Джека Уординга. Персонажи пьесы то и дело меняют костюмы, один изящнее другого (художник по костюмам – Вадим Андреев). Два невозмутимых лакея (они же слуги просцениума) – Мерримен (Вадим Андреев) и Лэйн (Иван Товмасян) – деловито переходят из холостяцкой квартиры Алджернона в загородный дом Джека Уординга. Они накрывают стол и убирают со стола, снимают с дам накидки, приносят джентльменам необходимые аксессуары, поддерживают падающих, принимают участие в любых затеянных хозяевами играх. Выгуливают собаку и даже лают вместо дога, выражая его неодобрение теми или иными словами и поступками.

Для многих героев Игорь Яцко придумал множество трюков В отличие от слуг с их неизменной серьезностью в любых ситуациях высокопоставленные персонажи Уайльда то и дело выкидывают разнообразные цирковые кульбиты (от падения лицом в тарелку за обеденным столом до выкручивания рук соперницы и нападения на нее с садовой лопатой). Игорь Яцко придумывает целую россыпь трюков, штучек, сценических шуток и музыкальных вставок. Персонажи легко и естественно переходят к пению. Их позы и манеры не менее вычурны и остроумны, чем их реплики. А рисунок ролей не менее прихотлив, чем логика рассуждений.

Беззаботный денди Алджернон (Роман Долгушин) сражается со своим другом Джеком (Владимир Петров) из-за лепешек с маслом с ловкостью акробата. Юная Сесили (Ольга Бондарева) с борцовской ловкостью выкручивает руку Гвендолен (Ольга Баландина), в которой заподозрила соперницу. Балетные па демонстрирует влюбленная робкая парочка – почтенная мисс Призм (Мария Зайкова) и каноник Чезюбл (Сергей Ганин). И перекрывая все голоса, бухает церковным колоколом леди Брэкнелл (Людмила Дербенева).

Актеры «Школы драматического искусства» демонстрируют прекрасную физическую форму, вокальные данные, незаурядную музыкальность. Рояль на сцене, без которого в этом сезоне не обходится практически ни один модный спектакль, здесь не просто аккомпанирует действию, но ведет и направляет его.

Слово Уайльда также звучит со всеми оттенками, не пропадает ни один эпитет. Каждый парадокс подают точно на блюдечке. Несколько выбранных наудачу: «Помолвка для молодой девушки должна быть неожиданностью. Приятной или неприятной – это уже другой вопрос». Или: «Вы курите?» – «Должен признаться, курю». – «Рада слышать. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников».

Оскар Уайльд – требовательный автор, но и автор благодарный. Даже в самой далекой от будней комедии из жизни английских аристократов он непременно даст какой-нибудь более чем практический совет. А постановка «Школы драматического искусства» к совету Уайльда «быть серьезным» делает маленькую добавку: «Но не принимать себя всерьез». А сегодня эта мудрость явно в дефиците: проверьте, открыв любую газету.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
  • Лоран Илер расскажет о Нурееве и «Дон Кихоте»

    В преддверии премьеры балета «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко устраивает встречу с руководителем балетной труппы, учеником Нуреева Лораном Илером. ...
  • «Одна из моих любимых работ в "Табакерке"»

    Губернский театр 19 и 20 октября представит возобновленную версию спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Легендарная постановка с успехом шла на сцене «Табакерки» более 15 лет (1997-2014). ...
  • В «Сфере» поселился «Затейник»

    Главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов работает над новой постановкой – спектаклем «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. Премьера запланирована на 22 декабря. «Затейник» - это история о любви и самопожертвовании, о верности и предательстве, о решениях, которые могут изменить судьбу сразу нескольких человек, - напомнили в пресс-службе театра. ...
Читайте также