От премьеры до сессии

Как живут сегодня студенческие театры

 
Со студенческих театров в Европе начинались революции. Но это в прежние времена. Потом был период, когда на фоне общего застоя именно в студенческой самодеятельности можно было услышать хотя бы намек, попытку критики окружающей действительности
В 1960-е эстрадная студия МГУ «Наш дом» под руководством Марка Розовского обрела широкую популярность именно за счет своей непримиримой гражданской позиции, после чего началась повсеместная кампания, когда студии насильственно закрывали. Сегодня они процветают вновь. Но какова их программа? На вопросы «Театрала» отвечают руководитель театра МОСТ Ирина Большакова (Москва) и руководитель студии при СПБГУ Маргарита Дульченко (С.-Петербург).

Ирина Большакова:


– То, что молодых людей всегда тянет к борьбе за свои права, совсем не удивительно, поскольку молодежь – наиболее радикально настроенная часть общества, ей всегда хочется чего-то нового, другого. Но ценность нашего времени в том, что театры сегодня могут быть разными: есть те, что ориентированы на раскрытие социально-политических вопросов, а есть те, которые говорят со зрителем о каких-то вечных моральных, этических проблемах. МОСТ относится скорее ко второму типу. Мы в первую очередь воспитываем зрителя, чтобы он не был лопушком, пытаемся развить в нем понимание нравственных ценностей в современном мире.

– А в вашем случае студенческий театр – это дань традиции или же некий эксперимент?

– Скорее традиция. Существует такое понятие, как «школа», и оно играет очень важную роль в жизни каждого человека. Хорошо, чтобы была хорошая школа, где дети получают среднее образование, хорошо, чтобы потом у них была хорошая высшая школа.

Если говорить пафосно, то студенческие театры – это тоже очень важная школа, способствующая социальному развитию молодых людей. Такие театры помогают формировать взгляды молодежи на окружающий мир, помогают понять, что такое искусство, что такое современный театр, в конце концов, развивают интеллект. И то, что сейчас значимость студенческих театров неоправданно преуменьшена, – одна из катастроф современного общества.

В советское время все было по-другому: со стороны власти поддержка была гораздо весомее. Но это и понятно, у таких театров было определенное идеологическое задание. И молодежь ходила в эти театры, но при этом оставалась неподкупной. А в перестройку по понятным причинам интерес к студенческим театрам «сверху» пропал: сократилось финансирование, и зрителей стало намного меньше.

В наши дни творческая деятельность молодых людей фактически перекрыта, что очень плохо. Когда люди, осознавая свой талант, не могут найти ему применения, это очень давит на психику. Творческая энергия не должна быть заблокирована.

– Как же сегодня выжить студенческому театру среди множества других именитых и популярных площадок?

– Что касается театра МОСТ, то мы поддерживаем интерес в первую очередь за счет Интернета: у нас есть свой сайт и, что немаловажно, аккаунты в соцсетях – Facebook, ВКонтакте, где анонсируются наши премьеры и множество других событий. Кроме того, мы регулярно организовываем различные акции, проекты, рассчитанные на молодежь. Один из последних – семичасовой театральный марафон в Международный День театра.

– А каким образом ребята, мечтающие об актерской карьере, попадают в вашу труппу?

– Два раза в год, в сентябре и феврале, мы проводим отбор в нашу бесплатную студию. В течение трех месяцев поступившие проходят курс актерского мастерства, который проводится главным режиссером и художественным руководителем нашего театра Евгением Славутиным, а в конце обучения ребята показывают класс-концерт. И становятся полноправными членами труппы. Обычно в студию мы отбираем 30–35 человек. Пройти отбор не так уж и просто, но это реальный шанс для тех, кто мечтает играть на сцене.

Маргарита Дульченко:


– У нас главное требование к драматургическому материалу –общечеловеческие проблемы. Лопе де Вега, Гольдони, Булгаков, Садур, Пелевин... Современная драматургия нам тоже интересна. Например, новая драма, которую у нас ставит режиссер Антон Милочкин. В репертуаре несколько пьес Анны Яблонской. Второй критерий, по которому выбираются пьесы, это количество персонажей. Нам важно задействовать в постановке как можно больше студентов. Студию посещают более ста человек, разумеется, каждому хочется проявить себя на сцене, поэтому в наших спектаклях большая массовка.

– Существует ли какая-то зависимость между тем, на каком факультете учится студент, и тем, как он проявляет себя в актерском творчестве? Ну, скажем, историки – более оппозиционно настроены…

– Нет, такой зависимости нет. Все довольно случайно. Все ребята способные. Они много понимают и знают, работать с ними – одно удовольствие. Я вообще поражаюсь тому, как они все успевают. Ведь стипендии небольшие, и нужно подрабатывать, чтобы сводить концы с концами. А они находят время для творчества – поразительно.

– Получается, что для вас важно не столько «театральное высказывание», не «фельетон на злобу дня», сколько обучение студентов актерскому мастерству…

– Да, мы даже своеобразный кастинг придумали, поскольку желающих заниматься у нас очень много. Обучение рассчитано на пять лет. В первый год студенты занимаются актерским мастерством и сценической речью. Во второй год к этим двум предметам добавляется еще и самостоятельная работа над отрывками из пьес. И только после этого мы выбираем ребят для работы на сцене. Спектакли играем каждую неделю, по воскресеньям. Вход на них свободный. Стоит заметить, что сейчас появилась интересная тенденция: в студию возвращаются те, кто уже окончил университет и начал взрослую жизнь.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также