Хорошая история вытанцовывается

«Дама с камелиями». Театр имени Пушкина

 
Тенденция, однако. Драматический театр уже который сезон подряд смело перепрыгивает на смежные территории искусства и, что любопытно, чувствует там себя вполне комфортно. Сфера мюзикла давно уже освоена, нынешний театр делает попытки утверждения в жанре танцевально-пластического спектакля. Это в фаворе, прежде всего, у двух столичных театров – Вахтанговского («Берег женщин», «Анна Каренина») и Театра имени Пушкина. Последний умудрился в одном сезоне выпустить два подобных спектакля. К осенней премьере «Материнского поля» добавилась весенняя – «Дама с камелиями». Но прежде чем отдать должное хореографу Сергею Землянскому, нужно, конечно, вспомнить опыты Аллы Сигаловой и оценить ту подготовку, которую пушкинские актеры, благодаря ей, получили.

К слову, труппа Театра имени Пушкина, особенно ее молодая часть, достойна самых высоких эпитетов. Здесь, правда, не столь часто встретишь так называемые «медийные лица», но ведь не в них дело. Зато актеры пластичны и неплохо поют, не говоря уж о драматическом мастерстве. А также умеют замечательно складываться в тот самый «ансамбль», о котором раньше говорили много, а сегодня отчасти перестали замечать его актуальность. Дело обновления и «огранки» труппы начал еще Роман Козак, а продолжил Евгений Писарев. Нынешний худрук, кстати, надо отдать ему должное, совсем не боится на время отойти в тень и предоставить свою сцену другим высококлассным режиссерам. Например, Юрию Бутусову, который сделал здесь один из самых заметных спектаклей сезона – «Добрый человек из Сезуана». И вот уже второй раз подряд здесь работает Сергей Землянский, вспахивая ниву «пластической драмы».

«Материнское поле» было спектаклем камерным, недлинным и предназначенным для сцены филиала. «Дама с камелиями» уверенно вышла на большую сцену и на ней не потерялась. В том числе и благодаря художнику Максиму Обрезкову, придумавшему замечательную и универсальную конструкцию, застекленную и двухъярусную. Способную в нужном ракурсе изобразить все, что угодно: от парижского бульвара до бальной залы или комнатки Маргариты Готье. И в музыкальном оформлении создатели спектакля не пошли банальными ходами, не доверились лишь знаменитой «Травиате» Верди. Эта музыка вроде бы заявлена в программке, но музыкальный руководитель «SounDrama» и этого спектакля Павел Акимкин растворил ее мотивы в современном звучании, подчас дисгармоничном, каком-то скрежещущем, передающем эмоциональный драматизм событий.

«Дама с камелиями» Сергея Землянского – это, конечно же, не пластическая иллюстрация произведения Дюма-фиса. Скорее, вольная фантазия на основные темы, явно нацеленная на современное зрительское восприятие. Стареющий Варвиль Сергея Миллера, «хозяин» несчастной Маргариты – Анастасии Паниной, не чужд садомазохистким забавам, чтобы взбодрить уставшую плоть. В ход идут плетки и кожаные одеяния, а в жестокие эротические игрища включается и своеобразная «массовка». Законы жизни у этого «населения» одни и те же. Впрочем, сама Маргарита – Панина, красиво кашляющая не кровью, но алыми цветами, отнюдь не утонченная дама «полусвета», а больше напоминает приму зажигательного кабаре, какого-нибудь «Мулен-ружа», запросто способную свести с ума любого. Эта роль, безусловно, ярчайшая победа молодой актрисы, демонстрирующей отнюдь не только свои пластические совершенства, но и абсолютный психологический драматизм. Разве что слова оказываются лишними, но вся история «дамы с камелиями», в ее современном и вечном излете, прекрасно читается «с листа» и впечатляет своей эмоциональностью.

Здесь практически все не только танцуют, но успевают, как и положено хорошему драматическому артисту, яркими штрихами прочертить человеческую «биографию» своего персонажа, от ее истоков к финалу, меняя пластический рисунок и эмоциональные акценты. Юный Арман Дюваль Антона Феоктистова предстанет наивным провинциалом, с которого парижские приятели вместе с одеждой словно бы стаскивают все деревенские привычки и условности. Потом «станцует» искреннюю влюбленность, обиду, безумие от горя в финале, когда будет прижимать к себе куклу – тело умершей возлюбленной. Она же, воплотившись, видимо, в «душу», смотрит на все это уже со стороны. А Бланш Дюваль Анастасии Лебедевой пройдет путь от юной и искренней простушки до изящно исполненной куклы, хорошо одетой и увешанной драгоценностями, в которую превратит ее молодой супруг, Варвиль-младший Петра Рыкова. Эта тема – превращения человека в бездушную и послушную куклу здесь общая для всех женщин. Впрочем, и для мужчин тоже – не зря же их «клоны» выставлены на сцене недвижными манекенами.

Ими, вероятно, кто-то управляет. Но кто? Рок?  Но Рок здесь представлен в виде красивой женщины (Инна Кара-Моско), в меру отрешенной, но все же, кажется, сочувствующей всем «несчастным». Отводить «роковые» предписания, хотя бы на время, способна разве что Нанина Веры Воронковой, верная наперсница Маргариты, почти что мать. Но избежать этих предписаний, увы, не получится.

В этом спектакле, быть может, порой чрезмерно много пестроты и суеты, от бесконечной смены костюмов рябит в глазах, да и сюжетная история несется вперед со сверхзвуковой скоростью, и ее не всегда успеваешь «догнать». С другой же стороны, подобные опыты столичных театров вызывают искреннее уважение. И не одной только нестандартностью замысла, ведь придумать можно все, что угодно. А вот воплощение порой хромает. Но только не здесь. «Даме с камелией» свойственна легкая танцующая походка, которой можно только позавидовать. Ну и, разумеется, дождаться продолжения этих увлекательных пластических историй.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Александр Кибовский: «Время диктует новации в отношениях государства и театров»

    Власти Москвы обсудили с руководителями театров новую систему грантовой поддержки. В прошлом сезоне она работала в экспериментальном режиме, а с 1 января 2018 года окончательно войдет в действие. Проект прокомментировал «Театралу» руководитель Департамента культуры Москвы Александр КИБОВСКИЙ. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Современные драматурги готовы поразмышлять на эту тему»

    Спектакль «Восемь» по пьесе современного драматурга Владимира Зуева представляет к 100-летию Октябрьской революции Московский губернский театр. Над постановкой работала режиссер Анна Горушкина, премьера состоится 20 октября. ...
  • Вениамин Смехов поставил спектакль о революции

    Актер театра и кино Вениамин Смехов поставил спектакль по документальной пьесе «Прошу слова! Год 1917». Постановка приурочена к 100-летию Октябрьской революции и будет показана в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича лишь дважды – 11 и 12 ноября. ...
  • Театр «МОСТ» начинает сезон с «Молитвы»

    «Поминальная молитва» Григория Горина станет первой премьерой нового сезона в театре «МОСТ». Спектакль выпускает Георгий Долмазян. По словам режиссера, для него это знаковая постановка, поскольку посвятить свою жизнь театру он решил именно благодаря тому, что побывал в 1993 году на знаменитом спектакле Марка Захарова в «Ленкоме». ...
  • Александр Морфов приступил к репетициям «Декамерона»

    Спектакль по произведению Бокаччо «Декамерон» пополнит репертуар театра Et Cetera уже в декабре. На днях режиссер Александр Морфов (на фото – слева) приступил к репетициям, а во вторник, 17 октября, он вместе со сценографом Александром Горенштейном представил руководству театра макет будущего спектакля. ...
Читайте также