Хорошая история вытанцовывается

«Дама с камелиями». Театр имени Пушкина

 
Тенденция, однако. Драматический театр уже который сезон подряд смело перепрыгивает на смежные территории искусства и, что любопытно, чувствует там себя вполне комфортно. Сфера мюзикла давно уже освоена, нынешний театр делает попытки утверждения в жанре танцевально-пластического спектакля. Это в фаворе, прежде всего, у двух столичных театров – Вахтанговского («Берег женщин», «Анна Каренина») и Театра имени Пушкина. Последний умудрился в одном сезоне выпустить два подобных спектакля. К осенней премьере «Материнского поля» добавилась весенняя – «Дама с камелиями». Но прежде чем отдать должное хореографу Сергею Землянскому, нужно, конечно, вспомнить опыты Аллы Сигаловой и оценить ту подготовку, которую пушкинские актеры, благодаря ей, получили.

К слову, труппа Театра имени Пушкина, особенно ее молодая часть, достойна самых высоких эпитетов. Здесь, правда, не столь часто встретишь так называемые «медийные лица», но ведь не в них дело. Зато актеры пластичны и неплохо поют, не говоря уж о драматическом мастерстве. А также умеют замечательно складываться в тот самый «ансамбль», о котором раньше говорили много, а сегодня отчасти перестали замечать его актуальность. Дело обновления и «огранки» труппы начал еще Роман Козак, а продолжил Евгений Писарев. Нынешний худрук, кстати, надо отдать ему должное, совсем не боится на время отойти в тень и предоставить свою сцену другим высококлассным режиссерам. Например, Юрию Бутусову, который сделал здесь один из самых заметных спектаклей сезона – «Добрый человек из Сезуана». И вот уже второй раз подряд здесь работает Сергей Землянский, вспахивая ниву «пластической драмы».

«Материнское поле» было спектаклем камерным, недлинным и предназначенным для сцены филиала. «Дама с камелиями» уверенно вышла на большую сцену и на ней не потерялась. В том числе и благодаря художнику Максиму Обрезкову, придумавшему замечательную и универсальную конструкцию, застекленную и двухъярусную. Способную в нужном ракурсе изобразить все, что угодно: от парижского бульвара до бальной залы или комнатки Маргариты Готье. И в музыкальном оформлении создатели спектакля не пошли банальными ходами, не доверились лишь знаменитой «Травиате» Верди. Эта музыка вроде бы заявлена в программке, но музыкальный руководитель «SounDrama» и этого спектакля Павел Акимкин растворил ее мотивы в современном звучании, подчас дисгармоничном, каком-то скрежещущем, передающем эмоциональный драматизм событий.

«Дама с камелиями» Сергея Землянского – это, конечно же, не пластическая иллюстрация произведения Дюма-фиса. Скорее, вольная фантазия на основные темы, явно нацеленная на современное зрительское восприятие. Стареющий Варвиль Сергея Миллера, «хозяин» несчастной Маргариты – Анастасии Паниной, не чужд садомазохистким забавам, чтобы взбодрить уставшую плоть. В ход идут плетки и кожаные одеяния, а в жестокие эротические игрища включается и своеобразная «массовка». Законы жизни у этого «населения» одни и те же. Впрочем, сама Маргарита – Панина, красиво кашляющая не кровью, но алыми цветами, отнюдь не утонченная дама «полусвета», а больше напоминает приму зажигательного кабаре, какого-нибудь «Мулен-ружа», запросто способную свести с ума любого. Эта роль, безусловно, ярчайшая победа молодой актрисы, демонстрирующей отнюдь не только свои пластические совершенства, но и абсолютный психологический драматизм. Разве что слова оказываются лишними, но вся история «дамы с камелиями», в ее современном и вечном излете, прекрасно читается «с листа» и впечатляет своей эмоциональностью.

Здесь практически все не только танцуют, но успевают, как и положено хорошему драматическому артисту, яркими штрихами прочертить человеческую «биографию» своего персонажа, от ее истоков к финалу, меняя пластический рисунок и эмоциональные акценты. Юный Арман Дюваль Антона Феоктистова предстанет наивным провинциалом, с которого парижские приятели вместе с одеждой словно бы стаскивают все деревенские привычки и условности. Потом «станцует» искреннюю влюбленность, обиду, безумие от горя в финале, когда будет прижимать к себе куклу – тело умершей возлюбленной. Она же, воплотившись, видимо, в «душу», смотрит на все это уже со стороны. А Бланш Дюваль Анастасии Лебедевой пройдет путь от юной и искренней простушки до изящно исполненной куклы, хорошо одетой и увешанной драгоценностями, в которую превратит ее молодой супруг, Варвиль-младший Петра Рыкова. Эта тема – превращения человека в бездушную и послушную куклу здесь общая для всех женщин. Впрочем, и для мужчин тоже – не зря же их «клоны» выставлены на сцене недвижными манекенами.

Ими, вероятно, кто-то управляет. Но кто? Рок?  Но Рок здесь представлен в виде красивой женщины (Инна Кара-Моско), в меру отрешенной, но все же, кажется, сочувствующей всем «несчастным». Отводить «роковые» предписания, хотя бы на время, способна разве что Нанина Веры Воронковой, верная наперсница Маргариты, почти что мать. Но избежать этих предписаний, увы, не получится.

В этом спектакле, быть может, порой чрезмерно много пестроты и суеты, от бесконечной смены костюмов рябит в глазах, да и сюжетная история несется вперед со сверхзвуковой скоростью, и ее не всегда успеваешь «догнать». С другой же стороны, подобные опыты столичных театров вызывают искреннее уважение. И не одной только нестандартностью замысла, ведь придумать можно все, что угодно. А вот воплощение порой хромает. Но только не здесь. «Даме с камелией» свойственна легкая танцующая походка, которой можно только позавидовать. Ну и, разумеется, дождаться продолжения этих увлекательных пластических историй.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «От Дюма здесь осталась только фабула»

    Театр Луны готовится к первой премьере сезона – спектаклю «Королева» по мотивам малоизвестной пьесы Александра Дюма «Нельская башня». Новую постановку представят на суд зрителей 12 октября. Незадолго до премьеры «Театрал» пообщался с режиссером спектакля Дарьей ПОПОВОЙ. ...
  • Сергей Голомазов готовит премьеру «Тиль»

    В субботу, 22 сентября, Театр на Малой Бронной представит первую премьеру сезона – спектакль Сергея Голомазова «Тиль» по пьесе Григория Горина, стихам Юлия Кима, Юрия Энтина и Евгения Евтушенко. Пьеса «Тиль» была написана Григорием Гориным в 1970 году. ...
  • Театр «Модерн» объявил планы на сезон

    Во вторник, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 31-й сезон премьерой прошлого сезона «На дне», приуроченной к 150-летию со дня рождения Максима Горького. О творческих планах на предстоящий сезон рассказали на сборе труппы худрук театра Юрий Грымов и директор Алексей Черепнев. ...
  • Римас Туминас: «Мы часто обращаемся к исповеди...»

    Премьера спектакля Римаса Туминаса «Фальшивая нота» по новой пьесе французского режиссера, актера и драматурга Дидье Карона открыла 98-й сезон в Театре Вахтангова.   Всемирно известный дирижер Милллер (Алексей Гуськов) только что завершил концерт в Женевской филармонии и недоволен игрой своего оркестра. ...
Читайте также