Хорошая история вытанцовывается

«Дама с камелиями». Театр имени Пушкина

 
Тенденция, однако. Драматический театр уже который сезон подряд смело перепрыгивает на смежные территории искусства и, что любопытно, чувствует там себя вполне комфортно. Сфера мюзикла давно уже освоена, нынешний театр делает попытки утверждения в жанре танцевально-пластического спектакля. Это в фаворе, прежде всего, у двух столичных театров – Вахтанговского («Берег женщин», «Анна Каренина») и Театра имени Пушкина. Последний умудрился в одном сезоне выпустить два подобных спектакля. К осенней премьере «Материнского поля» добавилась весенняя – «Дама с камелиями». Но прежде чем отдать должное хореографу Сергею Землянскому, нужно, конечно, вспомнить опыты Аллы Сигаловой и оценить ту подготовку, которую пушкинские актеры, благодаря ей, получили.

К слову, труппа Театра имени Пушкина, особенно ее молодая часть, достойна самых высоких эпитетов. Здесь, правда, не столь часто встретишь так называемые «медийные лица», но ведь не в них дело. Зато актеры пластичны и неплохо поют, не говоря уж о драматическом мастерстве. А также умеют замечательно складываться в тот самый «ансамбль», о котором раньше говорили много, а сегодня отчасти перестали замечать его актуальность. Дело обновления и «огранки» труппы начал еще Роман Козак, а продолжил Евгений Писарев. Нынешний худрук, кстати, надо отдать ему должное, совсем не боится на время отойти в тень и предоставить свою сцену другим высококлассным режиссерам. Например, Юрию Бутусову, который сделал здесь один из самых заметных спектаклей сезона – «Добрый человек из Сезуана». И вот уже второй раз подряд здесь работает Сергей Землянский, вспахивая ниву «пластической драмы».

«Материнское поле» было спектаклем камерным, недлинным и предназначенным для сцены филиала. «Дама с камелиями» уверенно вышла на большую сцену и на ней не потерялась. В том числе и благодаря художнику Максиму Обрезкову, придумавшему замечательную и универсальную конструкцию, застекленную и двухъярусную. Способную в нужном ракурсе изобразить все, что угодно: от парижского бульвара до бальной залы или комнатки Маргариты Готье. И в музыкальном оформлении создатели спектакля не пошли банальными ходами, не доверились лишь знаменитой «Травиате» Верди. Эта музыка вроде бы заявлена в программке, но музыкальный руководитель «SounDrama» и этого спектакля Павел Акимкин растворил ее мотивы в современном звучании, подчас дисгармоничном, каком-то скрежещущем, передающем эмоциональный драматизм событий.

«Дама с камелиями» Сергея Землянского – это, конечно же, не пластическая иллюстрация произведения Дюма-фиса. Скорее, вольная фантазия на основные темы, явно нацеленная на современное зрительское восприятие. Стареющий Варвиль Сергея Миллера, «хозяин» несчастной Маргариты – Анастасии Паниной, не чужд садомазохистким забавам, чтобы взбодрить уставшую плоть. В ход идут плетки и кожаные одеяния, а в жестокие эротические игрища включается и своеобразная «массовка». Законы жизни у этого «населения» одни и те же. Впрочем, сама Маргарита – Панина, красиво кашляющая не кровью, но алыми цветами, отнюдь не утонченная дама «полусвета», а больше напоминает приму зажигательного кабаре, какого-нибудь «Мулен-ружа», запросто способную свести с ума любого. Эта роль, безусловно, ярчайшая победа молодой актрисы, демонстрирующей отнюдь не только свои пластические совершенства, но и абсолютный психологический драматизм. Разве что слова оказываются лишними, но вся история «дамы с камелиями», в ее современном и вечном излете, прекрасно читается «с листа» и впечатляет своей эмоциональностью.

Здесь практически все не только танцуют, но успевают, как и положено хорошему драматическому артисту, яркими штрихами прочертить человеческую «биографию» своего персонажа, от ее истоков к финалу, меняя пластический рисунок и эмоциональные акценты. Юный Арман Дюваль Антона Феоктистова предстанет наивным провинциалом, с которого парижские приятели вместе с одеждой словно бы стаскивают все деревенские привычки и условности. Потом «станцует» искреннюю влюбленность, обиду, безумие от горя в финале, когда будет прижимать к себе куклу – тело умершей возлюбленной. Она же, воплотившись, видимо, в «душу», смотрит на все это уже со стороны. А Бланш Дюваль Анастасии Лебедевой пройдет путь от юной и искренней простушки до изящно исполненной куклы, хорошо одетой и увешанной драгоценностями, в которую превратит ее молодой супруг, Варвиль-младший Петра Рыкова. Эта тема – превращения человека в бездушную и послушную куклу здесь общая для всех женщин. Впрочем, и для мужчин тоже – не зря же их «клоны» выставлены на сцене недвижными манекенами.

Ими, вероятно, кто-то управляет. Но кто? Рок?  Но Рок здесь представлен в виде красивой женщины (Инна Кара-Моско), в меру отрешенной, но все же, кажется, сочувствующей всем «несчастным». Отводить «роковые» предписания, хотя бы на время, способна разве что Нанина Веры Воронковой, верная наперсница Маргариты, почти что мать. Но избежать этих предписаний, увы, не получится.

В этом спектакле, быть может, порой чрезмерно много пестроты и суеты, от бесконечной смены костюмов рябит в глазах, да и сюжетная история несется вперед со сверхзвуковой скоростью, и ее не всегда успеваешь «догнать». С другой же стороны, подобные опыты столичных театров вызывают искреннее уважение. И не одной только нестандартностью замысла, ведь придумать можно все, что угодно. А вот воплощение порой хромает. Но только не здесь. «Даме с камелией» свойственна легкая танцующая походка, которой можно только позавидовать. Ну и, разумеется, дождаться продолжения этих увлекательных пластических историй.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • В Et Cetera выходит спектакль о революции

    Трагикомическая история семьи о стремлении к комфорту на фоне революции пополнит репертуар театра Et Cetera под руководством Алексанлдра Калягина. Премьера состоится 11 декабря. В основе спектакля в постановке Михаила Бычкова – трагифарс украинского драматурга Миколы Кулиша (1892-1937). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
  • В «Сатириконе» пропишется «Дорогая Елена Сергеевна»

    В театре «Сатирикон» начались репетиции психологической драмы по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Постановщик – выпускник мастерской Камы Гинкаса в Высшей школе сценических искусств Владимир Жуков. ...
Читайте также