Хорошая история вытанцовывается

«Дама с камелиями». Театр имени Пушкина

 
Тенденция, однако. Драматический театр уже который сезон подряд смело перепрыгивает на смежные территории искусства и, что любопытно, чувствует там себя вполне комфортно. Сфера мюзикла давно уже освоена, нынешний театр делает попытки утверждения в жанре танцевально-пластического спектакля. Это в фаворе, прежде всего, у двух столичных театров – Вахтанговского («Берег женщин», «Анна Каренина») и Театра имени Пушкина. Последний умудрился в одном сезоне выпустить два подобных спектакля. К осенней премьере «Материнского поля» добавилась весенняя – «Дама с камелиями». Но прежде чем отдать должное хореографу Сергею Землянскому, нужно, конечно, вспомнить опыты Аллы Сигаловой и оценить ту подготовку, которую пушкинские актеры, благодаря ей, получили.

К слову, труппа Театра имени Пушкина, особенно ее молодая часть, достойна самых высоких эпитетов. Здесь, правда, не столь часто встретишь так называемые «медийные лица», но ведь не в них дело. Зато актеры пластичны и неплохо поют, не говоря уж о драматическом мастерстве. А также умеют замечательно складываться в тот самый «ансамбль», о котором раньше говорили много, а сегодня отчасти перестали замечать его актуальность. Дело обновления и «огранки» труппы начал еще Роман Козак, а продолжил Евгений Писарев. Нынешний худрук, кстати, надо отдать ему должное, совсем не боится на время отойти в тень и предоставить свою сцену другим высококлассным режиссерам. Например, Юрию Бутусову, который сделал здесь один из самых заметных спектаклей сезона – «Добрый человек из Сезуана». И вот уже второй раз подряд здесь работает Сергей Землянский, вспахивая ниву «пластической драмы».

«Материнское поле» было спектаклем камерным, недлинным и предназначенным для сцены филиала. «Дама с камелиями» уверенно вышла на большую сцену и на ней не потерялась. В том числе и благодаря художнику Максиму Обрезкову, придумавшему замечательную и универсальную конструкцию, застекленную и двухъярусную. Способную в нужном ракурсе изобразить все, что угодно: от парижского бульвара до бальной залы или комнатки Маргариты Готье. И в музыкальном оформлении создатели спектакля не пошли банальными ходами, не доверились лишь знаменитой «Травиате» Верди. Эта музыка вроде бы заявлена в программке, но музыкальный руководитель «SounDrama» и этого спектакля Павел Акимкин растворил ее мотивы в современном звучании, подчас дисгармоничном, каком-то скрежещущем, передающем эмоциональный драматизм событий.

«Дама с камелиями» Сергея Землянского – это, конечно же, не пластическая иллюстрация произведения Дюма-фиса. Скорее, вольная фантазия на основные темы, явно нацеленная на современное зрительское восприятие. Стареющий Варвиль Сергея Миллера, «хозяин» несчастной Маргариты – Анастасии Паниной, не чужд садомазохистким забавам, чтобы взбодрить уставшую плоть. В ход идут плетки и кожаные одеяния, а в жестокие эротические игрища включается и своеобразная «массовка». Законы жизни у этого «населения» одни и те же. Впрочем, сама Маргарита – Панина, красиво кашляющая не кровью, но алыми цветами, отнюдь не утонченная дама «полусвета», а больше напоминает приму зажигательного кабаре, какого-нибудь «Мулен-ружа», запросто способную свести с ума любого. Эта роль, безусловно, ярчайшая победа молодой актрисы, демонстрирующей отнюдь не только свои пластические совершенства, но и абсолютный психологический драматизм. Разве что слова оказываются лишними, но вся история «дамы с камелиями», в ее современном и вечном излете, прекрасно читается «с листа» и впечатляет своей эмоциональностью.

Здесь практически все не только танцуют, но успевают, как и положено хорошему драматическому артисту, яркими штрихами прочертить человеческую «биографию» своего персонажа, от ее истоков к финалу, меняя пластический рисунок и эмоциональные акценты. Юный Арман Дюваль Антона Феоктистова предстанет наивным провинциалом, с которого парижские приятели вместе с одеждой словно бы стаскивают все деревенские привычки и условности. Потом «станцует» искреннюю влюбленность, обиду, безумие от горя в финале, когда будет прижимать к себе куклу – тело умершей возлюбленной. Она же, воплотившись, видимо, в «душу», смотрит на все это уже со стороны. А Бланш Дюваль Анастасии Лебедевой пройдет путь от юной и искренней простушки до изящно исполненной куклы, хорошо одетой и увешанной драгоценностями, в которую превратит ее молодой супруг, Варвиль-младший Петра Рыкова. Эта тема – превращения человека в бездушную и послушную куклу здесь общая для всех женщин. Впрочем, и для мужчин тоже – не зря же их «клоны» выставлены на сцене недвижными манекенами.

Ими, вероятно, кто-то управляет. Но кто? Рок?  Но Рок здесь представлен в виде красивой женщины (Инна Кара-Моско), в меру отрешенной, но все же, кажется, сочувствующей всем «несчастным». Отводить «роковые» предписания, хотя бы на время, способна разве что Нанина Веры Воронковой, верная наперсница Маргариты, почти что мать. Но избежать этих предписаний, увы, не получится.

В этом спектакле, быть может, порой чрезмерно много пестроты и суеты, от бесконечной смены костюмов рябит в глазах, да и сюжетная история несется вперед со сверхзвуковой скоростью, и ее не всегда успеваешь «догнать». С другой же стороны, подобные опыты столичных театров вызывают искреннее уважение. И не одной только нестандартностью замысла, ведь придумать можно все, что угодно. А вот воплощение порой хромает. Но только не здесь. «Даме с камелией» свойственна легкая танцующая походка, которой можно только позавидовать. Ну и, разумеется, дождаться продолжения этих увлекательных пластических историй.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Большом театре состоится «Бал-маскарад»

    В апреле в Большом театре итальянский дирижер Джакомо Сагрипанти (на фото) представит оперу Верди «Бал-маскарад», написанную в 1859 году для римского Театро Аполло. Столичной публике Джакомо известен благодаря постановке «Дона Карлоса», премьера которого состоялась в 2013 году. ...
  • Рассекая облака

    Режиссер Нина Чусова появляется на большой драматической сцене после долгого перерыва с пьесой, редкой на наших подмостках – «Великолепный рогоносец» Кроммелинка поставлен ею в театре Моссовета. Вещь эта чаще всего упоминается в связке с именем Мейерхольда. ...
  • В «Приюте комедианта» ставят «Солярис»

    Хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов выпускает на сцене петербургского «Приюта комедианта» балетный спектакль «Солярис», который объединит драму и балет, академическую хореографию и современный танец. ...
  • Марк Розовский намерен «услышать Шекспира»

    Премьера спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Марка Розовского состоится 6 марта. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра «У Никитских ворот», который 27 марта отметит собственное 35-летие. ...
Читайте также