Богдан Ступка

«Мат на сцене для меня – край»

 
Богдан СТУПКА родился в 1941 году в г. Куликове Львовской области. Закончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1961-го по 1978 год – актер Львовского украинского драматического театра им. М. Заньковецкой, с 1978-го – актер Киевского украинского драматического театра им. И. Франко. С 1999-го по 2001 год – министр культуры и искусств Украины. С 2001 года – художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Играл главные роли в спектаклях «Король Лир», «Карьера Артура Уи», «Тевье Тевель», «Ричард III». Активно снимается в российских фильмах («Свои», «Заяц над бездной», «Водитель для Веры»). Недавно закончил съемки у Киры Муратовой («Двое в одном») и принял приглашение Владимира Бортко сыграть главную роль в экранизации «Тараса Бульбы».
Политические баталии, не так давно бушевавшие на Украине, развели по разные стороны майдана не только активных избирателей и партийных лидеров. От мастеров культуры общественность настойчиво требовала ответа на вопрос, «с кем вы?», и бурно на этот ответ реагировала. Художественный руководитель Киевского национального академического драматического театра им. Ивана Франко Богдан Ступка как ни старался вывести политику из стен театра, все равно оказался у нее в заложниках. Во время гастролей в Минске, совпавших по времени с «оранжевой революцией», несколько актеров предпочли отказаться от участия в спектаклях, вернуться в Киев и присоединиться к митингующим. Кадры шумного внутритеатрального собрания обошли все телеканалы. Прошел слух, что Ступка поддерживал на выборах Януковича и даже был его доверенным лицом. Как бы там ни было, но сочетать политику и искусство Богдан Ступка считает для себя невозможным и предпочитает заниматься своим делом – руководить театром и выходить на сцену.
– Расскажите про ваш театр. Так сложилось, что мы здесь, в Москве, очень мало знаем о том, как он живет.

– Вот для этого я и хочу сделать обменные гастроли с Малым театром, чтобы вы увидели все сами. Я уже пять лет, как руковожу этим театром. Берегу его традиции. Но не в спектаклях, а в атмосфере доброжелательности. Без интриг чтобы было. Традиции – это хороший климат, комфорт для создания спектаклей. Вот в этом традиции, а не в том, чтобы беречь спектакли, которые уже пахнут нафталином. У нас очень накаленная атмосфера в театре была несколько лет назад, когда я только пришел. Но я оказался человеком терпеливым, я это выдержал и продолжал и продолжаю гнуть свое и делать так, как меня учили мои педагоги. Уважать друг друга. Признавать свои неудачи и давать дорогу другим. И убеждаю всех делать так же.

– Получается?

– Да. Потому что я сам так делаю. Я сейчас сделал акцент на молодежь в театре, за пять лет взял 18 человек. Они такие замечательные, трудоспособные, одержимые! Сами что-то репетируют, мне потом показывают. Я выпускаю их на сцену, если удачно.

– А вы выгнали кого-нибудь из труппы?

– Нет. Никого не выгонял. У нас сейчас 96 человек: труппа, плюс оркестр, хор, балет, плюс административный состав. Мы же музыкально-драматический театр, мюзиклы ставим. И я всем этим руковожу. Сам я ничего не ставлю, не хочу пополнять когорту бездарных режиссеров. Так что я приглашаю к себе талантливых режиссеров.

– А как вы сочетаете свои интересы актера со своими же интересами худрука? Не противоречит одно другому?

– Я вам честно скажу по поводу своего актерства: я устал играть на сцене. Мечтаю сыграть такую роль, чтобы не сказать ни одного слова. Даже есть такая пьеса – «Горбун» Славомира Мрожека. Вот это моя мечта. А каждый режиссер, которого я приглашаю, предлагает мне одну из главных ролей со словами. И другие артисты этого не понимают и обижаются, что естественно.

– И что вы делаете?

– Отказываюсь от ролей.

– Не жалко?

– Нет. Чтобы быть художественным руководителем, надо иметь три вещи: вкус, не ставить спектакли и очень любить людей, которые занимаются актерским делом. А я их обожаю. И потом, понимаете, я уже в таком возрасте, что мне не надо никому ничего доказывать. Нет, ну, все равно на сцене каждый раз надо доказывать, что ты не верблюд, такая уж у меня работа, но роли я уже отдаю без сожаления.

– А как вы справляетесь со скучной административной работой?

– А я немножко сквозь пальцы смотрю на это. Вроде вижу и не вижу. Опоздал, ну, опоздал. Есть в театре помрежи, завтруппой – пусть они разбираются. Я на многие вещи не обращаю внимания. Абстрагируюсь. Потому что иначе не будешь заниматься творчеством. Иначе не заметишь, что, собственно, происходит на сцене. Я приглашаю режиссеров и не вмешиваюсь в их работу. Я очень толерантен по отношению к творчеству другого человека. Но уж когда невмоготу бывает, тогда засучиваю рукава и берусь за дело сам. А так, у меня все снимаются, все летают куда-то.

– Как же вы при такой демократии держите театр? Ведь кино- и телезвезды – это всегда головная боль для театра.

– Ничего, мы договариваемся. Я хочу, чтобы они снимались. Я не имею права при такой маленькой зарплате, как у нас, запрещать человеку сниматься в кино и портить ему карьеру. Почему я должен это делать? У меня одно требование – чтобы они были на своих спектаклях.

– А выгнать можете?

– Выгнать могу. Но еще не было такой ситуации. Я сам снимаюсь, поэтому все понимаю.

– То есть вы хотите сказать, что в театре возможна демократия как успешный способ управления?

– Да. Хотя это очень сложно. Я же могу закрутить гайки и могу быть жестким. Но я сознательно мягко веду дело.

– В жизни у вас позиция такая же?

– Да.

– А какой ваш самый любимый момент в театре? От чего вы удовольствие человеческое получаете?

– Я очень простой зритель, так что – от спектакля, от актеров. Когда у них получается что-то. От этого кайфую. Еще я обожаю эксперименты в театре. Только не крайние.

– А что в театре – край? Разве он есть?

– Ну, вот я смотрел пару спектаклей в Москве, где матерятся на сцене. Для меня вот это край. Я это не понимаю и не принимаю. Зачем материться? Это же неуважение и к тем, кто сидит в зале, и к партнеру. А эксперименты я обожаю. Потому что без них ничего не сдвигается вперед. Есть такая притча, когда человек спрашивает Бога: «Почему у тебя солнечная система столько тысячелетий бесперебойно работает: каждый день – восход, каждый день – закат». А господь отвечает: «А потому что я всегда сомневаюсь». Этом смысл – в сомнении. Сомнение дает прогресс.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • «Мир русского театра»: программа объявлена!

    С 6 по 9 июня в столице Германии состоится III международный фестиваль «Мир русского театра». По инициативе «Театрала», свои лучшие постановки в Берлине представят русские коллективы из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Молдовы и Финляндии. ...
  • Со всею пылкостью души

    Друзья, «любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Эти строки написал однажды Виссарион Белинский. ...
Читайте также