Богдан Ступка

«Мат на сцене для меня – край»

 
Богдан СТУПКА родился в 1941 году в г. Куликове Львовской области. Закончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1961-го по 1978 год – актер Львовского украинского драматического театра им. М. Заньковецкой, с 1978-го – актер Киевского украинского драматического театра им. И. Франко. С 1999-го по 2001 год – министр культуры и искусств Украины. С 2001 года – художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Играл главные роли в спектаклях «Король Лир», «Карьера Артура Уи», «Тевье Тевель», «Ричард III». Активно снимается в российских фильмах («Свои», «Заяц над бездной», «Водитель для Веры»). Недавно закончил съемки у Киры Муратовой («Двое в одном») и принял приглашение Владимира Бортко сыграть главную роль в экранизации «Тараса Бульбы».
Политические баталии, не так давно бушевавшие на Украине, развели по разные стороны майдана не только активных избирателей и партийных лидеров. От мастеров культуры общественность настойчиво требовала ответа на вопрос, «с кем вы?», и бурно на этот ответ реагировала. Художественный руководитель Киевского национального академического драматического театра им. Ивана Франко Богдан Ступка как ни старался вывести политику из стен театра, все равно оказался у нее в заложниках. Во время гастролей в Минске, совпавших по времени с «оранжевой революцией», несколько актеров предпочли отказаться от участия в спектаклях, вернуться в Киев и присоединиться к митингующим. Кадры шумного внутритеатрального собрания обошли все телеканалы. Прошел слух, что Ступка поддерживал на выборах Януковича и даже был его доверенным лицом. Как бы там ни было, но сочетать политику и искусство Богдан Ступка считает для себя невозможным и предпочитает заниматься своим делом – руководить театром и выходить на сцену.
– Расскажите про ваш театр. Так сложилось, что мы здесь, в Москве, очень мало знаем о том, как он живет.

– Вот для этого я и хочу сделать обменные гастроли с Малым театром, чтобы вы увидели все сами. Я уже пять лет, как руковожу этим театром. Берегу его традиции. Но не в спектаклях, а в атмосфере доброжелательности. Без интриг чтобы было. Традиции – это хороший климат, комфорт для создания спектаклей. Вот в этом традиции, а не в том, чтобы беречь спектакли, которые уже пахнут нафталином. У нас очень накаленная атмосфера в театре была несколько лет назад, когда я только пришел. Но я оказался человеком терпеливым, я это выдержал и продолжал и продолжаю гнуть свое и делать так, как меня учили мои педагоги. Уважать друг друга. Признавать свои неудачи и давать дорогу другим. И убеждаю всех делать так же.

– Получается?

– Да. Потому что я сам так делаю. Я сейчас сделал акцент на молодежь в театре, за пять лет взял 18 человек. Они такие замечательные, трудоспособные, одержимые! Сами что-то репетируют, мне потом показывают. Я выпускаю их на сцену, если удачно.

– А вы выгнали кого-нибудь из труппы?

– Нет. Никого не выгонял. У нас сейчас 96 человек: труппа, плюс оркестр, хор, балет, плюс административный состав. Мы же музыкально-драматический театр, мюзиклы ставим. И я всем этим руковожу. Сам я ничего не ставлю, не хочу пополнять когорту бездарных режиссеров. Так что я приглашаю к себе талантливых режиссеров.

– А как вы сочетаете свои интересы актера со своими же интересами худрука? Не противоречит одно другому?

– Я вам честно скажу по поводу своего актерства: я устал играть на сцене. Мечтаю сыграть такую роль, чтобы не сказать ни одного слова. Даже есть такая пьеса – «Горбун» Славомира Мрожека. Вот это моя мечта. А каждый режиссер, которого я приглашаю, предлагает мне одну из главных ролей со словами. И другие артисты этого не понимают и обижаются, что естественно.

– И что вы делаете?

– Отказываюсь от ролей.

– Не жалко?

– Нет. Чтобы быть художественным руководителем, надо иметь три вещи: вкус, не ставить спектакли и очень любить людей, которые занимаются актерским делом. А я их обожаю. И потом, понимаете, я уже в таком возрасте, что мне не надо никому ничего доказывать. Нет, ну, все равно на сцене каждый раз надо доказывать, что ты не верблюд, такая уж у меня работа, но роли я уже отдаю без сожаления.

– А как вы справляетесь со скучной административной работой?

– А я немножко сквозь пальцы смотрю на это. Вроде вижу и не вижу. Опоздал, ну, опоздал. Есть в театре помрежи, завтруппой – пусть они разбираются. Я на многие вещи не обращаю внимания. Абстрагируюсь. Потому что иначе не будешь заниматься творчеством. Иначе не заметишь, что, собственно, происходит на сцене. Я приглашаю режиссеров и не вмешиваюсь в их работу. Я очень толерантен по отношению к творчеству другого человека. Но уж когда невмоготу бывает, тогда засучиваю рукава и берусь за дело сам. А так, у меня все снимаются, все летают куда-то.

– Как же вы при такой демократии держите театр? Ведь кино- и телезвезды – это всегда головная боль для театра.

– Ничего, мы договариваемся. Я хочу, чтобы они снимались. Я не имею права при такой маленькой зарплате, как у нас, запрещать человеку сниматься в кино и портить ему карьеру. Почему я должен это делать? У меня одно требование – чтобы они были на своих спектаклях.

– А выгнать можете?

– Выгнать могу. Но еще не было такой ситуации. Я сам снимаюсь, поэтому все понимаю.

– То есть вы хотите сказать, что в театре возможна демократия как успешный способ управления?

– Да. Хотя это очень сложно. Я же могу закрутить гайки и могу быть жестким. Но я сознательно мягко веду дело.

– В жизни у вас позиция такая же?

– Да.

– А какой ваш самый любимый момент в театре? От чего вы удовольствие человеческое получаете?

– Я очень простой зритель, так что – от спектакля, от актеров. Когда у них получается что-то. От этого кайфую. Еще я обожаю эксперименты в театре. Только не крайние.

– А что в театре – край? Разве он есть?

– Ну, вот я смотрел пару спектаклей в Москве, где матерятся на сцене. Для меня вот это край. Я это не понимаю и не принимаю. Зачем материться? Это же неуважение и к тем, кто сидит в зале, и к партнеру. А эксперименты я обожаю. Потому что без них ничего не сдвигается вперед. Есть такая притча, когда человек спрашивает Бога: «Почему у тебя солнечная система столько тысячелетий бесперебойно работает: каждый день – восход, каждый день – закат». А господь отвечает: «А потому что я всегда сомневаюсь». Этом смысл – в сомнении. Сомнение дает прогресс.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также