«Чтобы спастись самому, надо спасти кого-то рядом»

Первый благотворительный концерт Борис Беленький посвятил Алине Лаптевой

 
Независимая театральная премия «Хрустальная Турандот» совместно с журналом «Театрал» и газетой «Новые Известия» начинают проект в поддержку ветеранов сцены, нуждающихся в лечении, но живущих далеко от Москвы. Первый благотво-рительный концерт прошел в марте в Театре Вахтангова. Учредитель премии «Хрустальная Турандот» Борис БЕЛЕНЬКИЙ рассказал, почему в подобных мероприятиях назрела острая необходимость.
– Борис Петрович, «Хрустальной Турандот» больше двадцати лет: все эти годы вы отмечали наиболее интересные театральные работы. Почему вдруг расширили задачу премии?

– «Хрустальная Турандот» награждает столичных звезд в период их творческого взлета. Все 22 года, вручая премию московским артистам, я думал о том, что в глубинке живут актеры, которые разошлись с благополучием и славой только по факту прописки. А мастерства и таланта у них не меньше, чем у московских коллег. И приходит к ним старость с болячками. И никакой подушки безопасности у них нет. А человеку надо поменять сустав, сделать операцию на сердце… Поэтому я и решил совместно с «Театралом» запустить проект «Спасающий спасется», взяв на щит слова выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он считал такой путь единственной формулой прогресса: «Чтобы спастись самому, надо спасти кого-то рядом». Радостно, что московские артисты с энтузиазмом поддержали мою идею. Отныне четыре раза в год «Хрустальная Турандот» на площадке Театра Вахтангова будет давать благотворительные концерты в пользу того или иного актера, нуждающегося в помощи. Четыре концерта, четыре актера. Скажете – немного. Но наша задача оказать человеку персональное внимание и вылечить его за наш счет. Артиста привезут в Москву, дадут в его честь концерт, а собранная сумма пойдет на оплату лечения в Израиле.

Артисты театра «Геликон-опера» подарили девочке мини-спектакль про фарфоровую куклу – Почему в Израиле?

– Есть четыре аргумента: отличная медицина, умеренные по сравнению с Европой и Россией цены, отсутствие языкового и визового барьера. Да и после окончания лечения артист сможет попутешествовать по стране. У «Хрустальной Турандот» заключен договор с медицинской компанией «Измедик». Авиаперевозки будут осуществлять компании «Эль Аль» или «Трансаэро», финансово помогает Российский еврейский конгресс. Наш телекоммуникационный партнер «Ростелеком».

– Как вы ищете артистов, которые нуждаются в помощи?

– Эту работу делает социальный отдел Союза театральных деятелей. Документы артистов, нуждающихся в лечении, мы будем отправлять в Израиль, где специалисты «Измедика» будут решать, что они могут сделать для этих актеров и в какие сроки. Первый наш вечер прошел в честь 12-летней девочки Алины. Она внучка Николая Серапионовича Лаптева – легендарного директора Тобольского драмтеатра имени Ершова. В 2008 году случилась трагедия: они попали в аварию. Дедушка погиб, внучка выжила с множественными переломами рук, ног, черепа, позвоночника. Она стала первой героиней проекта «Спасающий спасется». А на 15 апреля намечен концерт «Три высокие женщины»: Алла Демидова (поэзия), Елена Камбурова (музыка), Светлана Захарова (балет). Все концерты проекта будет вести Ольга Кабо. Кроме того, Нонна Гришаева в этом проекте будет представлять «Хрустальную Турандот», а Игорь Костолевский – Союз театральных деятелей.

– Где купить билеты на эти концерты?

– Обыкновенно – в кассах города. Цены невысокие, но в Театре Вахтангова тысячный зал, актеры работают бесплатно, поэтому необходимую сумму мы рассчитываем собрать, тем более что у нас такой замечательный генеральный спонсор – Российский еврейский конгресс. Уверен, что нас со временем будет больше. Константин Хабенский говорит: «Рассчитывайте на меня в любом качестве». У Юрия Башмета есть проект, идеально подходящий для сольного концерта. Денис Мацуев и Хибла Герзмава также готовы к сольным выступлениям для «Спасающего…» Когда занимаешься чем-то хорошим, сразу вокруг много хороших людей.

– Несколько лет назад фонд «Артист» Евгения Миронова тоже начал помогать пожилым артистам. Есть ли разница в ваших целях и задачах?

– У «Артиста» уже сложилась большая программа социальных проектов, у нас же прицельный фокус – вылечить конкретного человека, причем немосквича. Недавно в разговоре с ректором РУТИ Кариной Мелик-Пашаевой возникла идея делать концерты и в поддержку провинциальных театральных вузов, которые были признаны неэффективными. Им очень нужны средства, чтобы развить свою учебную базу. Без ярославского, новосибирского, саратовского, иркутского и других театральных институтов не было бы Олега Янковского, Анатолия Солоницына, Олега Табакова. Очень важно помогать этим вузам – это непременно даст свои плоды. Мне совсем не хочется тянуть одеяло на себя и заниматься проектом в одиночку. Я буду счастлив, если нам будут подражать. Горящая спичка освещает пространство, но маленькое. Сто тысяч спичек собираются в факел, а сто тысяч факелов могут осветить несколько городов. И вода остается свежей только в действующем колодце, из которого регулярно вычерпывают воду.

– Вы затеяли очень важное дело, а есть ли какие-то препоны?

– Я считаю, что государство должно поскорее принять закон о меценатстве и перестать бояться этого закона как нового канала отмывания денег. Тогда разом решатся многие проблемы – благотворительность в сфере культуры и искусства выйдет на новый уровень, станет более активной. А пока закона нет, приходится призывать людей к помощи только лишь убеждением. Надо уметь убеждать людей и помнить, что в каждом человеке живет человек, и вопрос только в том, сколько надо разгрести залежей, чтобы к нему достучаться.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Яцко: «Меня волнует диалог времен»

    В театре «Школа драматического искусства» состоялась серия премьерных показов спектакля «Опасные связи». Режиссер Игорь Яцко исследует одно из самых известных прозаических произведений XVIII века – роман французского писателя Пьера Шодерло де Лакло. ...
  • «Мы восстановили этот спектакль в память об Олег Табакове»

    В субботу, 19 октября, в Московском Губернском театре состоялась премьера по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» - спектакля Олега Табакова, восстановленного в память о нем Сергеем Безруковым и Аллой Решетниковой. ...
  • Путь грешного человека

    Юрий Бутусов в прошлом сезоне стал главным режиссером Театра им. Вахтангова, и первой его постановкой стал «Пер Гюнт» Генриха Ибсена. Заглавную роль сыграл Сергей Волков, перешедший на московскую сцену из Театра им. ...
  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
Читайте также