«Воздушное покрывало поэзии»

За что кулинары любили балерин

 
В мире нет ни одной балерины, в честь которой кулинары назвали бы солянку, борщ или отбивную. Балеринам посвящают другие блюда – воздушные десерты, хотя углеводов в десертах не меньше, чем в отбивных. Кто и как изобрел уникальные десерты в честь балерин Анны Павловой и Мари Камарго, история умалчивает. Но рецепты эти столь же волшебны, как и балет.
Любимая птица Анны Павловой

Балерина Красовская вспоминала, как Анна Павлова танцевала вальс в «Шопениане»:

«Вальс начинался затяжной поддержкой. Партнер выносил танцовщицу в летучей позе с простертыми вперед руками и скрещенными ногами, вытянутыми в линию назад. Казалось, юноша не поднимал, а, наоборот, удерживал парящую в воздухе сильфиду. И капризная сильфида опускалась, делала два осторожных шага, ступая с вытянутого, чуть касающегося земли носка, и неожиданно вновь устремлялась в воздух. Юноша осторожно прикасался к хрупким крылышкам сильфиды…»

А сама балерина говорила о себе: «На танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало поэзии».

Особый поэтический талант Анны Павловой во всем его великолепии и силе проявился в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь», поставленной Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Впервые балерина исполнила этот танец в 1907 году, и он стал впоследствии неотъемлемой частью ее репертуара, превратившись в символ русского балета ХХ века.

Композитор Сен-Санс, лицезревший Анну Павлову в этом балете, воскликнул при встрече с балериной:

– Мадам, увидев вас в «Лебеде», я понял, что написал прекрасную музыку!

О ней же в роли Лебедя писала Анна Ахматова в своей «Поэме без героя»:

Но летит,
улыбаясь мимо,
Над Мариинской
сценой prima,
Ты – наш лебедь
непостижимый…


Лебедь и впрямь стал любимой птицей Анны Павловой. В ее лондонском имении Айви-Хауз несколько лет жил на пруду лебедь – белоснежный гордый Джек. Он ходил за ней по саду, как собачка, не боясь брать из ее рук лакомство.

Дягилевские «Русские сезоны» в Париже в 1909 году предварялись афишей с написанным Серовым портретом Анны Павловой. На этой афише балерина изображена в позе знаменитого, как говорили тогда, «певучего» павловского арабеска. Афиша стала буквально символом и эмблемой первых гастролей русского балета. А расклеенные по городу плакаты с рисунком Серова ночью срывали с афишных тумб молодые художники и уносили в свои студии. Этими афишами торговали впоследствии на парижских набережных букинисты. И лебедь Павловой, можно сказать, плыл над водами Сены.

Костюм для «Лебедя» создавался по рисунку Льва Бакста. Павлова выплывала в белой пачке, украшенной лебедиными крыльями, и в маленькой шапочке из лебединых перьев. Большая рубиновая брошь пламенела у нее на груди, словно сгусток крови раненой птицы.

И десерт, носящий имя великой балерины. нарочито напоминает цвета этого легендарного костюма – белое безе, завершенное алой ягодой. Белоснежный лебедь с каплей алой крови на груди.

Две нимфы

Из ярмарочных парижских театров XVIII века вышли многие замечательные балерины. Одна из них Мария Салле, другая – Мари Камарго.

Грация Камарго приводила в восторг многих знаменитых людей того времени. Однако восхищавшийся ею Вольтер все же отдавал предпочтение мадам Салле:

Вы, Камарго,
блистательно стройны,
Салле же высшей прелести полна,
У вас шаги легки, у ней – нежны,
Во всем неподражаема она,
И если нимфы прыгают, как вы,
То грации танцуют, как она!


И все же Мари Камарго осталась в истории театра не только как великая танцовщица, но и как реформатор балетного танца и сценического костюма. Она первой из женщин стала исполнять сложные па, кабриоли и антраша, считавшиеся до той поры доступными только мужчинам-танцорам. Это усложнение техники танца потребовало, наоборот, облегчения костюма. Мари Камарго укоротила платье, устранила фижмы и тяжелый каркас. А затем заменила обувь, убрав высокий каблук, мешавший выполнять пируэты.

Такой воздушной в легком костюме изобразил ее Никола Ланкре, чья картина «Танцовщица Камарго» хранится в Эрмитаже.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также