«Посещать русский театр нынче модно»

Наш журнал продолжает рассказ о театральной жизни стран СНГ

 
Худрук Тбилисского театра имени Грибоедова Автандил Варсимашвили неисправимый оптимист. Жаловаться не любит. Однако еще лет десять назад поводов для жалоб было слишком много. Он возглавил театр в 1999 году, когда труппа была на грани распада, и за прошедшее время поставил на ноги тяжело больной театр.
– Автандил, как получилось, что Театр Грибоедова достался вам в столь плачевном состоянии?

– Вспомните, что творилось в СНГ в 90-е годы. Те же проблемы коснулись и нашего театра. Многие замечательные актеры уехали из Грузии, а в театральный университет перестали набирать русскую группу. Поэтому к театру прибились малопрофессиональные люди. Их принимали в коллектив, поскольку они могли играть на русском языке. Впрочем, игрой это назвать было довольно трудно. Поэтому первым делом я пригласил в наш театр популярных грузинских актеров, владеющих русским языком. И постепенно зрители вернулись в этот зал, потому что им захотелось посмотреть на своих кумиров, играющих на русском. Но профессионалов все равно не хватало. Тогда я договорился с ректором Университета театра и кино, чтобы он открыл курс подготовки актеров для русского театра. Курс был целевой. Его выпускники и пополнили нашу труппу. Между прочим, этот проект прижился, и в прошлом году состоялся уже третий выпуск русского курса.

– Насколько я знаю, не в самом лучшем виде было и здание театра – требовался капитальный ремонт…

– Сначала мы пытались сделать что-то самостоятельно. Но потом поняли, что это нам не под силу и обратились за помощью к фонду «Карту» и меценату Бидзина Иванишвили, нынешнему премьер-министру Грузии. Он сделал нам фантастический подарок в виде ремонта, после которого по техническому оснащению наш театр стал лучшим в республике, а может быть, и одним из лучших в мире. Достаточно сказать, что гости Тбилисского международного театрального фестиваля стремятся выступать именно на нашей сцене, хотя в столице много других театров. Но для популяризации театра недостаточно хорошего ремонта, поэтому, как только я возглавил театр, сразу наладил контакты с телекомпанией «Рустави-2». С ними мы стали делать совместные проекты, провели несколько рекламных акций, которые нам очень помогли. И я с гордостью могу сказать, что ровно через два года Русский театр стал одним из самых посещаемых театров в Грузии. И удерживает эту планку по нынешний день. У нас постоянные аншлаги, и вопрос: «Нет ли лишнего билета?» – вы всегда услышите при входе в театр. Но я хочу подчеркнуть, что это именно русский театр.

– В Грузии немногие, наверное, понимают русскую речь. Кто сегодня ваш зритель?

– К сожалению, в свое время мы потеряли не только актеров, но и зрителей. И казалось, вернуть прежнего зрителя и найти нового будет тяжело. Но, к счастью, реальность превзошла самые мрачные прогнозы, и в наш театр стали ходить даже те люди, которые абсолютно не знают русского языка. Они хотят смотреть спектакль и просто слушать русскую речь, даже не понимая ее. Вот что самое важное! Причин, думаю, здесь несколько. Во-первых, как я уже говорил, в нашем театре играют очень популярные в Грузии артисты. Во-вторых, на начальном этапе мы выстраивали в какой-то мере и скандальный репертуар тоже. Ну а, в-третьих, где ты еще увидишь такой спектакль, как «Мастер и Маргарита» на русском языке? И люди пошли к нам. Поэтому посещать русский театр нынче модно. А поскольку период знакомства и привлечения зрителей закончился, мы в последние годы перешли на чисто русскую классику с ее прекрасным языком и духовными поисками. Молодое поколение должно знать Достоевского, Толстого, Чехова, Островского. Поэтому наша репертуарная политика имеет явный образовательный уклон, и у нас довольно много спектаклей для детей. Я даже отказался от национальной драматургии, потому что считаю, раз ты в Грузии приходишь в Русский театр, то и смотри русское.

– Поскольку вы не ориентируетесь только на русскоязычных зрителей, значит ли это, что у вас нет проблем с репертуаром?

– Да, действительно, такой проблемы нет. В нашем репертуаре так много спектаклей, что бывают месяцы, когда мы не играем какую-то очень хорошую постановку. Мы ведь играем не каждый день, а только в пятницу, субботу и воскресенье. Это связано с тем, что у нас огромный зал на 860 мест и еще есть малый зал на 160 мест. Ежедневно такие площади заполнять трудно, поэтому мы играем три дня в неделю, но зато всегда при полном аншлаге. Это гораздо лучше и для театра, а главное, для актеров, которые никогда не играют в полупустом зале. Вы же знаете, как обидно творческому человеку видеть пустые зрительские кресла.

– Ваш театр популярный у зрителей, а как к нему относится руководство республики?

– Здесь все в порядке. Не могу пожаловаться. Они хорошо к нам относятся и довольно часто приходят в наш театр на спектакли. И министерство культуры Грузии тоже постоянно нам помогает. Благодаря их помощи мы сможем в этом году поехать на Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Конечно, хотелось, чтобы у актеров зарплата была выше. Но, наверное, нет в мире театра, довольного своим бюджетом. Мы пытались попросить финансовую помощь у России. Чиновники из Москвы вначале обещали помочь, а потом все сошло на нет, и на наши запросы просто перестали отвечать. Сначала я надеялся на положительный ответ, а потом махнул рукой. Решил, что справимся своими силами.

– И все же вернусь к началу интервью: что заставило вас, успешного режиссера, принять театр, который находился в упадке?

– Театр Грибоедова для меня – это вопрос чести. Приглашение я воспринял как вызов судьбы. Поставил перед собой задачу сделать театр успешным. Мне хотелось сохранить, популяризировать русский язык. Это не значит, будто я призываю забыть национальные традиции, просто надо оставаться всесторонне развитыми, коль скоро мы хотим выглядеть достойно в глазах мировой общественности. А свои режиссерские амбиции компенсирую в другом: снимаю кинофильмы, руковожу «Свободным театром». Это социально-политический театр, и в его спектаклях я высказываю свои политические взгляды. К чему я это говорю? Дело в том, в течение тех пятнадцати лет, как я руковожу Театром Грибоедова, на его сцене не было поставлено ни одного спектакля на политическую тему. Потому что для меня этот театр с его почти двухвековой историей всегда был чистым, святым. Это и есть ответ на вопрос, почему я взял Театр Грибоедова. Елена Милиенко

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
  • Рустем Галич: «Театрал» открыл нам перспективу»

    Уроженец Казани Рустем Галич с 2000 года живет в Нью-Йорке, снимается в кино, ведет передачи на радио и ставит спектакли. В спектакле «Поверх барьеров» театра «Диалог» из США он играет Бориса Пастернака. ...
Читайте также