Идеальное зеркало

Спектакль Константина Богомолова считают провокацией

 
Об этом спектакле шумят, билетов на него не достать, и важные персоны включают его посещение в джентльменский набор мероприятий, положенных нашему истэблишменту. Спектакль Константина Богомолова плюет этому истэблишменту в лицо, а тот сидит себе в партере на лучших местах и радостно аплодирует в такт музыке.
Фото: Михаил Гутерман Оскар Уайльд, чья пьеса «Идеальный муж» легла в основу спектакля, писал когда-то о ярости звероподобного Калибана на свое зеркальное отражение. Нынешним же калибанам целых четыре часа демонстрируют на сцене МХТ их отражение, но они рады до визга и несут на сцену дорогие букеты. Таковы предельно циничные правила современных общественных игр, но спектакль, кажется, учитывает и их.

Текст пьесы заново составлен Богомоловым из пьесы «Идеальный муж» и романа «Портрет Дориана Грея», отрывков из «Фауста» Гете, «Ромео и Джульетты» Шекспира, а также чеховских «Трех сестер», из современной попсы и советской эстрады, из песни Булата Окуджавы и рекламы майонеза… Перед нами обильное рагу с грубо смешанными ингредиентами и острыми приправами. Сам Богомолов назвал слово «трэш» в качестве жанра своего спектакля. Он беспощадно хлещет им по трэшу нашей жизни, но сам периодически в него скатывается – невыносимо много попсы, анилиновых красок, экранов и микрофонов. Однако если попытаться выпарить из этого соль, то окажется, что мы давно ждали от театра таких острых, концентрированных кристаллов.

Фото: Михаил Гутерман Столпов английского общества заменила в спектакле нашенская элита. У Уайльда история тоже была достаточно циничной – срывая покровы аристократического благочестия, автор обнажал за ними и государственное преступление, и властолюбие, и шантаж. Так что и его happy end отдает отчетливой иронией. Но у Константина Богомолова хороший конец заранее отброшен, а на место иронии заступает злющий сарказм. Лорд (Игорь Миркурбанов) – бывший киллер, а ныне поп-звезда, фальшивая до кончиков ногтей. Его друг Роберт (Алексей Кравченко) – министр-пахан, которого к тому же связывают с Лордом нетрадиционные отношения. У Гертруды (Дарьи Мороз) и Роберта есть головокружительные банковские счета, а такие супружеские узы куда прочнее любых других. Шантажистка Чивли (Марина Зудина) остается на бобах не в результате разоблачения, а потому, что «идеальный муж» Лорд любит… другого. Пошлый папаша Лорда (Александр Семчев) куда конкретнее уайльдовского почтенного отца потрясает военными медалями и учит сыночка родину любить. Сергею Чонишвили отданы тексты Дориана Грея, и он, напялив бутафорскую шекспировскую корону, развивает тему властной вседозволенности. «Опущенные» до рублевских выскочек три сестры болтают о пользе труда, который им не ведом.

Фото: Михаил Гутерман На сцене разворачивается лихая и тошнотворная вакханалия из псевдопатриотических и псевдохристианских проповедей, из крокодилова милосердия, разрушенных культурных кодов и невозможно глянцевой красоты всех оттенков – от хайтековских интерьеров поп-идола до дворцовых музейных залов с личной коллекцией министра, нашего, так сказать, любителя прекрасного. Ключевая тема Оскара Уайльда о красоте, которая выше жизни, претерпевает дьявольскую эволюцию. Здесь нахально дразнит и провоцирует шикарная красотища, та самая, которая заливает потоками экраны, страницы журналов и мозги соотечественников. Та самая, где в одно несъедобное варево брошены и статуя Аполлона, и пьесы Чехова, и полезный майонез «Ряба». Физиономия отечественного Калибана в зеркале мхатовской сцены впечатляет сильно.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также