«Документальный театр сдает позиции»

 
Для Михаила Патласова (кинорежиссера по образованию) документальный спектакль «Антитела» в «Балтийском доме» стал первой работой в театре. Дебют оказался более чем успешным: спектакль оценили и зрители, и профессионалы. В 2012 году Михаил Патласов получил петербургскую премию «Золотой софит» как лучший постановщик. Спектакль «Антитела» основан на реальных событиях. 13 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте группой неизвестных убит 20-летний студент-антифашист Тимур Качарава. В 2006-м суд приговорил четырех подсудимых по делу об убийстве к срокам от двух до 12 лет лишения свободы. В процессе работы над спектаклем были взяты интервью у участников этих событий: охранника, следователя, девушки Тимура, мамы убитого и мамы убийцы...

Михаил Патласов:

– Впервые документальный театр появился в моей жизни во ВГИКе, где я в 2002 году учился актерскому мастерству. Первые работы Театра.doc казались мне чем-то новым и живым – тем, что на тот момент существовало в рамках эксперимента.

В документальном театре мы меняем местами курицу с яйцом. Если в традиционном театре сначала пишется пьеса, а потом ставится спектакль, то в документальном – все наоборот. Эта перемена необходима, чтобы обратиться к первоисточнику, к реальности непосредственно, к документу как доказательству факта.

Используя тот же «неигровой» материал, что и СМИ, документальный театр очень близко подходит к сути вещей и явлений. Однако если в СМИ все моментально клишируется и обезличивается, то документальный театр может вернуть событиям оригинальность, а персонажам – индивидуальность.

То, что в документальном театре никто не лжет и все там происходит как «на самом деле», – это главный миф. Да, мы занимаемся тем, что изучаем современных нам людей и ситуации нынешнего дня и весь материал собираем из реальной жизни. Но ведь за всеми «подлинными» историями документального театра все равно стоят драматург, режиссер, продюсер… Все это задает происходящему на сцене четкую авторскую «систему координат». А какова реальность «на самом деле» – этого никто не знает.

Сейчас, как мне кажется, документальный театр сдает позиции. В нем было интересно, пока никто не знал, что это такое. Это незнание было мощным импульсом для творческих поисков. Сейчас документальный театр – особенно в Москве – «бронзовеет», обрастает жесткой формой, потому что существует четкое определение жанра, вокруг документального театра сформировался свой круг зрителей с четкими ожиданиями относительно происходящего на сцене. Эта изначальная «заданность», «правила игры», формальность сковывают творческую составляющую любого вида театра.

Возможно, следующим значительным трендом будут попытки средствами театра осмыслить жизнь человека в Сети. Например, взаимодействие реального человека и его сетевого аватара. Ведь по большому счету это шизофрения, которая вообще не позволяет до человека достучаться, потому что он постоянно существует в пределах своей искусственно созданной личности и даже с собой самим не знаком.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также