«Алла Сергевна» – это стиль

 
Ее образ уже запечатлен на экране. В актерской драме «Сукины дети» Алла Демидова – это «Елена Константиновна Гвоздилова, театральная прима, любимица критики, европейская штучка, ухоженная и уравновешенная, с хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах» (по ремарке автора – Леонида Филатова). Условную «Демидову» сыграла ее коллега по театру Нина Шацкая. Очень похоже и очень тонко – «европейская штучка» и «театральная прима» не участвовала в интригах, но оказалась способной на неожиданные поступки.
Женщина тонкого вкуса и выдающихся интеллектуальных способностей, она могла бы быть новой Софьей Ковалевской или Александрой Коллонтай. Алла Сергеевна Демидова стала актрисой. «Ум и лицедейство несовместимы» – свидетельствуют традиции. «Ум артисту мешает», – ворчат режиссеры. «Алла Сергевна» в ответ надменно улыбается тонкими губами, и только губами – в глазах застывшие льдинки Снежной королевы, глаза всегда сухие, сверлящие насквозь, она всегда смотрит оценивающе и долго молчит, словно раздумывая – отвечать или нет. На самом деле обязательно ответит, но вопрос – как? – попроще или как думает, всерьез. Умная и скрытная барышня слыла главным идеологом Таганки, не допускала панибратства и фамильярности, товарки по цеху злобно шипели ей вслед («Алла Сергевна» – не имя-отчество, а скорее прозвище со свистящим презрительным «С») – не любили, ой как не любили, зато мужчинам льстило ее расположение, рядом с ней они сами себе казались и выше, и стройнее, и интереснее.

На сцене «Алла Сергевна» балансировала на стыке двух крайностей – шепота и надрыва. Она любит свои неожиданные страсти, всегда тщательно их готовит и перед очередным натиском доводит свое очень внятное шептание почти до беззвучия, зато потом – потом отпускает себя на полную катушку, как застоявшаяся лошадь. Она никогда не бывает некрасивой, ее позы и порывы эффектны, она не визжит – она просто громко страдает и все существо ее словно излучает великое страдание. «Алла Сергевна» любит эксперименты, любит облачаться в мужские костюмы и мужские роли, иногда кажется, что пол для нее и вовсе не имеет никакого значения – она любит играть поступок, судьбу, она ищет логику, она обожает подтексты, ей интересен процесс рождения мысли – только тогда и слово будет произнесено. Партнерам с ней трудно, они всегда уступают ей по части ярких проявлений – может, оно так задумано, а может, они робеют перед таким мощным энергетическим зарядом. В ее репертуаре много стихов – в том числе под аккомпанемент симфонического оркестра, стихи она превращает в психологические экзерсисы, из стихов она эмоции выжимает как воду и оставляет только смысл, сама себе пытаясь ответить на вопрос – во имя чего мучился над строчками поэт? Анну Ахматову она откомментировала в недавно изданной монографии с таким же изяществом, как это сделал Набоков с «Евгением Онегиным». «Алла Сергевна» любит писать книги-размышления – о театре, о профессии, о природе актера, о его воздействии на человека в зале. Она препарирует талант с холодным рассудком, соединяя в этом почти шаманском действии любопытство ребенка к внутренностям любимой игрушки и пушкинский спор Моцарта и Сальери. Она не замешана ни в скандалах, ни в конфликтах, даже в тяжелую годину раскола Таганки она как бы поддержала Мастера, но все равно осталась над схваткой, успев вовремя изобрести свой автономный театр с заглавной буквы А. «Алла Сергевна» – человек без возраста, причем уже довольно давно. Она сама себе придумала количество лет, моду, не меняющуюся десятилетиями, прическу, форму бровей, тембр голоса и макияж. То, что называется не имиджем, а стилем. Похоже, что оба полушария ее великолепного мозга функционируют с предельно допустимой работоспособностью. Она математик и юродивый одновременно. Она и Моцарт, и Сальери. Но ведь и Эйнштейн почему-то играл на скрипке…


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также