«Алла Сергевна» – это стиль

 
Ее образ уже запечатлен на экране. В актерской драме «Сукины дети» Алла Демидова – это «Елена Константиновна Гвоздилова, театральная прима, любимица критики, европейская штучка, ухоженная и уравновешенная, с хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах» (по ремарке автора – Леонида Филатова). Условную «Демидову» сыграла ее коллега по театру Нина Шацкая. Очень похоже и очень тонко – «европейская штучка» и «театральная прима» не участвовала в интригах, но оказалась способной на неожиданные поступки.
Женщина тонкого вкуса и выдающихся интеллектуальных способностей, она могла бы быть новой Софьей Ковалевской или Александрой Коллонтай. Алла Сергеевна Демидова стала актрисой. «Ум и лицедейство несовместимы» – свидетельствуют традиции. «Ум артисту мешает», – ворчат режиссеры. «Алла Сергевна» в ответ надменно улыбается тонкими губами, и только губами – в глазах застывшие льдинки Снежной королевы, глаза всегда сухие, сверлящие насквозь, она всегда смотрит оценивающе и долго молчит, словно раздумывая – отвечать или нет. На самом деле обязательно ответит, но вопрос – как? – попроще или как думает, всерьез. Умная и скрытная барышня слыла главным идеологом Таганки, не допускала панибратства и фамильярности, товарки по цеху злобно шипели ей вслед («Алла Сергевна» – не имя-отчество, а скорее прозвище со свистящим презрительным «С») – не любили, ой как не любили, зато мужчинам льстило ее расположение, рядом с ней они сами себе казались и выше, и стройнее, и интереснее.

На сцене «Алла Сергевна» балансировала на стыке двух крайностей – шепота и надрыва. Она любит свои неожиданные страсти, всегда тщательно их готовит и перед очередным натиском доводит свое очень внятное шептание почти до беззвучия, зато потом – потом отпускает себя на полную катушку, как застоявшаяся лошадь. Она никогда не бывает некрасивой, ее позы и порывы эффектны, она не визжит – она просто громко страдает и все существо ее словно излучает великое страдание. «Алла Сергевна» любит эксперименты, любит облачаться в мужские костюмы и мужские роли, иногда кажется, что пол для нее и вовсе не имеет никакого значения – она любит играть поступок, судьбу, она ищет логику, она обожает подтексты, ей интересен процесс рождения мысли – только тогда и слово будет произнесено. Партнерам с ней трудно, они всегда уступают ей по части ярких проявлений – может, оно так задумано, а может, они робеют перед таким мощным энергетическим зарядом. В ее репертуаре много стихов – в том числе под аккомпанемент симфонического оркестра, стихи она превращает в психологические экзерсисы, из стихов она эмоции выжимает как воду и оставляет только смысл, сама себе пытаясь ответить на вопрос – во имя чего мучился над строчками поэт? Анну Ахматову она откомментировала в недавно изданной монографии с таким же изяществом, как это сделал Набоков с «Евгением Онегиным». «Алла Сергевна» любит писать книги-размышления – о театре, о профессии, о природе актера, о его воздействии на человека в зале. Она препарирует талант с холодным рассудком, соединяя в этом почти шаманском действии любопытство ребенка к внутренностям любимой игрушки и пушкинский спор Моцарта и Сальери. Она не замешана ни в скандалах, ни в конфликтах, даже в тяжелую годину раскола Таганки она как бы поддержала Мастера, но все равно осталась над схваткой, успев вовремя изобрести свой автономный театр с заглавной буквы А. «Алла Сергевна» – человек без возраста, причем уже довольно давно. Она сама себе придумала количество лет, моду, не меняющуюся десятилетиями, прическу, форму бровей, тембр голоса и макияж. То, что называется не имиджем, а стилем. Похоже, что оба полушария ее великолепного мозга функционируют с предельно допустимой работоспособностью. Она математик и юродивый одновременно. Она и Моцарт, и Сальери. Но ведь и Эйнштейн почему-то играл на скрипке…


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также