Шекспир с подвохом

Спектакль Дмитрия Крымова свел с ума английскую публику

 
«Сон в летнюю ночь» Дмитрия Крымова на родине Шекспира полюбили с первого взгляда. Устоять, а точнее усидеть, перед обаянием этого спектакля очень сложно. Когда по центральному проходу волокут гигантский дуб и бегут с фонтаном, вода из которого так и хлещет, зрители вскакивают с мест. Начинается переполох. Смеются все: и те, кто попал в зону «экстремального» просмотра, и те, кто выбрал просмотр «созерцательный». Кто-то из особо предусмотрительных раскрывает зонт… Но рабочие сцены и его стараются протереть и промокнуть в качестве извинения.
С почтенной английской публикой, как, впрочем, и с московской, Крымов особо не церемонился. И сразу «подключил» к игре не по правилам – к спектаклю, который на самом деле «не-спектакль». Это почти экспромт, рабочая заготовка, которую мастеровые собирают в экстренном порядке – как если бы их застали врасплох. Они не на шутку волнуются, прямо на сцене натягивая брюки, фраки и с трудом завязывая бабочки. «Главное – не ешьте чеснок, после прошлого спектакля в Англии о вашем запахе писали королеве», – приговаривают горе-артисты и опрыскивают себя одеколоном. Все-таки в ложах господа и дамы в вечерних нарядах. В зале они появляются уже после шалостей с дубом и фонтаном, чинно и благородно рассаживаясь по vip-местам. Но и для vip’ов Крымов заготовил «маленькие неудобства». Одни сдергивают пыльный целлофан, другие смахивают свежие стружки – и все дружно вздрагивают, когда с грохотом падают перила самодельного балкончика. Собственно для этой почтенной публики мастеровые и сочиняют спектакль, который превращается в серию провокаций и аттракционов. Артисты буквально стоят друг у друга на голове – а тем временем у подсадного старичка упорно звонит телефон, и кажется, что трюкач и трюк сейчас сорвутся. Но нет. Багровеют и терпят. Как вам это понравится?

На премьере в Королевском шекспировском театре в vip-ложах – специально отстроенных по обе стороны от сцены – разместились свои подсадные, из Стратфорда-на-Эйвоне. Среди них затесалась и Лия Ахеджакова. По ходу спектакля она подавала реплики и так непосредственно комментировала происходящее, что потом ее узнавали на улицах города. Народным артистом Великобритании почувствовал себя и Валерий Гаркалин, завидев которого британцы восклицали: Fine! Beautiful! Артисты крымовского спектакля, среди которых есть и монтировщики сцены, и циркачи и даже Джек-Рассел-терьер Веня, влюбили в себя и гостей фестиваля искусств в Эдинбурге, где получили Гран-при. Ну а зрители московской премьеры испытали детский восторг, когда на сцену вывели трехметровых кукол – Пирама и Фисбу – двух шекспировских влюбленных, собранных из того, что художнику Вере Мартыновой буквально попалось под руку. Рабочие сцены суетятся вокруг этих исполинов и приводят их в движение, поднимая на длинных шестах. Пирам поначалу передвигается с трудом: как будто впервые встал на ноги и только учится ходить. Он шатается, падает, буквально разваливаясь на части, а потом поднимается, тяжело опираясь на колено. Металлической пятерней, как у Фредди Крюгера, он хватается за балкон второго яруса – тот самый, где сидят vip’ы, и до смерти пугает даму с ребенком. Кажется, что эта конструкция, которая держится на клее, скотче и честном слове, оживает и движется уже сама по себе. Расположить к себе публику Пираму удается сразу, а вот Фисбу – красавицу с фарфоровой головой и ножкой балерины – приходится покорять. Лия Ахеджакова даже протягивает неуклюжему кавалеру цветок, но, не дождавшись реакции, бросает на сцену и командует: «Взять!» В самый разгар любовной сцены, когда мастеровые накачивают насосом резиновый фаллос Пирама, актриса опять подает голос: «Порнография!» И предмет возмущения тут же сдувается. Видимо, обиделся.

Вообще в спектакле Крымова постоянно что-то не ладится, не клеится, идет наперекосяк. И это возведено в принцип. Мастеровые стараются изо всех сил, но им все время что-то мешает. Как, впрочем, и маленьким балеринам, которых Валерий Гаркалин гоняет метлой, чтобы выметались со сцены. Танец самых что ни на есть маленьких лебедей не задается. На зал постоянно накатывает волна смеха, хотя трогательных моментов во всей этой сумбурной игре не меньше, чем смешных. История Пирама и Фисбы заканчивается трагично. Пирам, решив, что его любимую растерзал лев, бросается на меч, а Фисба, найдя его мертвым, кончает с собой. На пустой фанерной сцене остается только бесформенная груда металлокартона, а над ней в голубой дымке светит луна и летит высокий голос актрисы Анны Синякиной. Волшебство театра распадается вместе с трехметровыми героями Шекспира. Собственно, от шекспировской пьесы у Крымова только и осталась притча о Пираме и Фисбе – любительский спектакль, который ремесленники разыгрывают перед герцогом и его свитой. Все остальное – это игра в импровизацию, в процесс рождения спектакля, в творческие «схватки», когда вот-вот на свет появится что-то удивительное.

Спектакли, «сделанные вручную» в лаборатории Дмитрия Крымова, с трудом поддаются определениям. Это наивная игра в творение, когда воображение художника заставляет простые подручные средства говорить о сложных вещах. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», – органика произрастания смыслов у Крымова та же, только слово уступает место образам, добытым из предметного мира – где-то смешным, где-то трогательным, где-то серьезным, особенно в моменты, когда «просвечивает» тема разрушения, прощания. Но все-таки в спектакле «Сон в летнюю ночь» больше озорства и дурачества, театра, который делается стихийно.

Вера Мартынова, художник спектакля:


– Год назад мы съездили в Стратфорд и Эдинбург, где нам предстояло играть, и «насытились» тем, как выглядят их театры. А выглядят они феноменально! В Стратфорде – современный театр, открылся после реконструкции, а в Эдинбурге – старинный: золотые ложи, красный бархат – все очень обаятельно, уютно и красиво. Но стратфордский – вне конкуренции! «Язык» сцены вытянутый, глубоко врезается в зал, а зрители сидят с трех сторон и сверху. Здесь у нас хоть и есть авансцена, но все рассчитано на плоскую картину.

Начали думать, как объединить три разные площадки, и решили: а построим здесь викторианский театр, и все, зачем мелочиться. Почертили, посмотрели, испугались – и радостно отменили! В общем, «мы убрали все лишнее». Начали работать над пустотой. В макете у меня была проработана фактура: переклеена, покрашена, сломана несколько раз. Невозможное сочетание материалов – где-то пришито нитками, где-то саморезы вбиты в картон – словом, бабочка, которая не проживет и двух секунд. А потом и это отменили. Как сказал наш технический директор Кирилл: «С тобой, Вер, главное – подождать, чтоб лишнего не сделать».

Мы с ребятами провели в зале всю ночь. Начали собирать огромный «конструктор», который нам только привезли: рамы отдельно, фанера отдельно, болты отдельно. Все отдельно. В 3 ночи засыпающие техники работали не спеша, а утром появилась такая нервная скорость, при которой делается только самое главное. В 11 пришли актеры, и мы остановились на том, что успели. И я подумала: «А ведь неплохо, может, так и оставить?» Тут Дмитрий Анатольевич отзывает меня в сторонку и говорит: «Слушай, Вер, только не пугайся. Если что, просто скажи «нет». Может, мы так и оставим? Мне нравится». Я говорю: «О, у меня такая же идея возникла». – «Все, по рукам». И мы пошли репетировать.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также