С Режисом Обадиа в «Москву» вернулась «Весна»

На сцене культурного центра «ЗИЛ» - премьера балетов на музыку Стравинского

 

Родившийся в Алжире Обадиа — уникальная личность. Уже за свой первый балет 1980-го года он получил гран-при из рук самого Сержа Лифаря. После окончания школы Жака Лекока и института танца Франсуаз и Доменик Дюпюи Обадиа на протяжении двадцати лет совместно с Жоэль Бувье руководил хореографическими центрами во французских городах Гавр и Анжер. Хореографический язык Обадиа сложился в сотрудничестве с Бувье. Его авторский почерк по сей день в большой степени принадлежит французской школе конца XX века: это хореография, достигшая большой степени изощренного эстетизма, но еще ориентированная на зрителя, озабоченная зрелищностью.

С 2000-х годов Обадиа вместе с женой Елизаветой Вергасовой работает в России. На современную труппу московского камерного балета «Москва» им поставлена «Весна священная», ставшая лауреатом «Золотой маски». С труппой драматического Молодежного театра — пластикодрама «Идиот», ставшая лауреатом премии «Чайка». А еще Обадиа — автор хореографии шоу Патрисии Каас «Кабаре», оно было показано в том числе и в России.
На сегодня Режис Обадиа, как и певица Патрисия Каас, стал частью российского современного искусства. Как и почему это происходит  иногда с французскими деятелями культуры – на эту тему написаны тома книг и ворохи газетных публикаций. Однако этот факт надо учитывать при любом уровне разбора искусства такого человека – русская почва приняла сначала их авторскую эстетику, а потом приобщила к феномену «русской души».

Вопрос правообладания на показ «Весны…» скоро после победы на «Золотой маске» встал ребром и спектакль перестал идти в репертуаре балета «Москва» под руководством Николая Басина. Смена руководства в балете «Москва» и приход Елены Тупысевой сделали возможным новый виток переговоров Обадиа с «Москвой» по повод восстановления спектакля  в репертуаре. Возвращение спектакля публике имеет не только этический, но и кассовый резон – этот спектакль всегда был очень популярен у московского зрителя.

Танцуют, конечно, другие (из старого призыва, кажется, только Роман Андрейкин и Марина Никитина). Наверное, стоит назвать имена: Александр Шуйский, Александра Рудик, Арсен Именов, Виктория Бразгалова, Галина Грачева, Камила Абузова, Михаил Колегов, Мария Колегова, Николай Подошва, Ольга Тимошенко, Павел Глухов. Хореография кажется более плотной и усложненной, а молодость большинства танцовщиков имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов – отчаянность: Обадиа предложил очень много рисковых связок, резких комбинаций с широкой амплитудой, исполняемых очень энергично и без пауз, и труппа вызов приняла. Из минусов – пока недостаточность нутра. Проживание языческого экстаза, обрядового упоения, вера в плодородие своей земли, чувства пробуждения природы от зимней спячки навстречу весеннему рождению требует и драматического наполнения, и оно очевидно появится со временем, все-таки на репетиции было совсем мало времени, это первая премьера балета «Москва» в сезоне,  по факту все участники справились с задачами в экстремальном режиме и  «на ура». Хочется, чтобы в самом скором времени спектакль обрел акценты, паузы, ассоциативные слои: все это более чем достижимо,  увлеченность танцовщиков вечным шедевром «Русских сезонов» очевидна, а ведь балету исполняется в 2013 году 100 лет.

«Свадебка» была поставлена Обадиа в прошлом сезоне на балетную труппу Челябинского театра оперы и балета и прошла всего несколько раз: инициировавший вечер балетов на музыку Стравинского Константин Уральский (в паре к «Свадебке» шла его «Жар-птица») перешел работать в только что открывшийся в Астрахани театр оперы и балета, и руководство челябинской оперы не сохранило оба балета в репертуаре, так как это требовало финансовых и организационных усилий. В «зиловском» вечере «Свадебка» и «Весна…» соединились идеально: это самые известные, самые любимые и хореографами, и публикой произведения Стравинского, балеты на которые традиционно имеют большой успех.

В «Свадебке» нет одной нареченной, есть обряд встречи мужчины и женщины, трепетный и тревожный. Праздник свадьбы вынесен на улицу, под окна заброшенного кафе. Прямо на улице девушки и мужчины в поспешно накинутых пальто преодолевают в танце страх перед новой жизнью вдвоем. Стравинский писал Александру Бенуа в 1914 году: «В Киеве среди сборников русских народных песен я нашел немало текстов, имеющих отношение к сюжету “Свадебки”. Возвращаясь из России в Швейцарию, я увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе. Две недели спустя была объявлена война… Военные известия глубоко волновали меня, бередили патриотические чувства. Только чтение русской народной поэзии утешало меня и приносило радость. В стихах этих меня прельщало сочетание слов и слогов, чисто звуковая сторона…».

Жаль, что использована фонограмма, но в ДК «ЗИЛ» нет оркестровой ямы, звучала версия Леонарда Бернстайна на британском Баховском фестивале. Слова заплачек по женской судьбе, по расплетанию косы, сулящей грядущее замужество, возможное вдовство, ведь войн во все времена хватает, звучат не очень разборчиво, но смело станцованное отчаяние женихов и невест накануне инициации перехлестывает, соединяется с музыкальным драматизмом.
Музыка Стравинского, как писал Баланчин, вносит в балеты особенное красноречие жеста и помогает созданию танцевальных форм, на изобретение которых Обадиа большой мастер. И мастер, надо признать, хореографии вчерашнего дня: современная хореография нулевых-десятых годов все больше отказывается от танца, от движения, а Обадиа показывает, на что способны высококлассные московские танцовщики, нередко участвующие в малоподвижных остроактуальных танцевальных перформансах: их телам только дай развернуться.  Буйство и энергию московской танцевальной школы надо уметь оформить: быстро переодевшиеся в белое невесты со всего маху запрыгивают на руки своим нареченным, так и одетым навсегда в полувоенные пальто, и пришпиливаются к ним большими белыми бабочками, последней сумеречной красотой их жизни, главными земными ангелами. Так вечер Стравинского как на ладони преподнес, от каких красок и возможностей отказалась современная хореография в начале третьего тысячелетия, все чаще отказываясь от театральности,  и как все-таки публика любит танцевальное зрелище, когда на поклонах у танцовщиков зашкаливает пульс и грудная клетка вздымается волнами,  и у мужчин-танцовщиков на мокрых от пота спинах налипшая земля. На честный, до дна, танец, публика отвечает искренним восторженным ревом. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - о чем говорили на церемонии лауреаты премии «Звезда Театрала»-2018; - что тревожит Юрия Бутусова; - перед кем преклоняется Станислав Любшин; - какой была самая неожиданная «минута славы» у Александра Ширвиндта; - почему Ирина Медведева не считает актерство профессией; - какие нововведения готовит Эдуард Бояков для МХАТа им. ...
  • Главный театр Венеции приедет в Москву

    Для московских гастролей Театр Стабиле дель Венето выбрал одну из лучших комедий Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки». По сведениям «Театрала», режиссер Паоло Валерио представил произведение Гольдони как многофигурную живописную фреску, многоголосный хор, галерею ярких мужских и женских характеров. ...
  • В «Сфере» поставили «Дядюшкин сон»

    В преддверии новогодних праздников, 23 и 28 декабря на сцене театра «Сфера» пройдут премьерные показы спектакля «Дядюшкин сон». Одноименную повесть Достоевского поставил главный режиссер театра Александр Коршунов. ...
  • В СТИ ставят 9-часовой спектакль

    В субботу, 15 декабря, в Студии театрального искусства состоится премьерный показ спектакля «Один день в Макондо». Это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным студенческим спектаклем ГИТИСа «Сто лет одиночества». ...
Читайте также