С Режисом Обадиа в «Москву» вернулась «Весна»

На сцене культурного центра «ЗИЛ» - премьера балетов на музыку Стравинского

 

Родившийся в Алжире Обадиа — уникальная личность. Уже за свой первый балет 1980-го года он получил гран-при из рук самого Сержа Лифаря. После окончания школы Жака Лекока и института танца Франсуаз и Доменик Дюпюи Обадиа на протяжении двадцати лет совместно с Жоэль Бувье руководил хореографическими центрами во французских городах Гавр и Анжер. Хореографический язык Обадиа сложился в сотрудничестве с Бувье. Его авторский почерк по сей день в большой степени принадлежит французской школе конца XX века: это хореография, достигшая большой степени изощренного эстетизма, но еще ориентированная на зрителя, озабоченная зрелищностью.

С 2000-х годов Обадиа вместе с женой Елизаветой Вергасовой работает в России. На современную труппу московского камерного балета «Москва» им поставлена «Весна священная», ставшая лауреатом «Золотой маски». С труппой драматического Молодежного театра — пластикодрама «Идиот», ставшая лауреатом премии «Чайка». А еще Обадиа — автор хореографии шоу Патрисии Каас «Кабаре», оно было показано в том числе и в России.
На сегодня Режис Обадиа, как и певица Патрисия Каас, стал частью российского современного искусства. Как и почему это происходит  иногда с французскими деятелями культуры – на эту тему написаны тома книг и ворохи газетных публикаций. Однако этот факт надо учитывать при любом уровне разбора искусства такого человека – русская почва приняла сначала их авторскую эстетику, а потом приобщила к феномену «русской души».

Вопрос правообладания на показ «Весны…» скоро после победы на «Золотой маске» встал ребром и спектакль перестал идти в репертуаре балета «Москва» под руководством Николая Басина. Смена руководства в балете «Москва» и приход Елены Тупысевой сделали возможным новый виток переговоров Обадиа с «Москвой» по повод восстановления спектакля  в репертуаре. Возвращение спектакля публике имеет не только этический, но и кассовый резон – этот спектакль всегда был очень популярен у московского зрителя.

Танцуют, конечно, другие (из старого призыва, кажется, только Роман Андрейкин и Марина Никитина). Наверное, стоит назвать имена: Александр Шуйский, Александра Рудик, Арсен Именов, Виктория Бразгалова, Галина Грачева, Камила Абузова, Михаил Колегов, Мария Колегова, Николай Подошва, Ольга Тимошенко, Павел Глухов. Хореография кажется более плотной и усложненной, а молодость большинства танцовщиков имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов – отчаянность: Обадиа предложил очень много рисковых связок, резких комбинаций с широкой амплитудой, исполняемых очень энергично и без пауз, и труппа вызов приняла. Из минусов – пока недостаточность нутра. Проживание языческого экстаза, обрядового упоения, вера в плодородие своей земли, чувства пробуждения природы от зимней спячки навстречу весеннему рождению требует и драматического наполнения, и оно очевидно появится со временем, все-таки на репетиции было совсем мало времени, это первая премьера балета «Москва» в сезоне,  по факту все участники справились с задачами в экстремальном режиме и  «на ура». Хочется, чтобы в самом скором времени спектакль обрел акценты, паузы, ассоциативные слои: все это более чем достижимо,  увлеченность танцовщиков вечным шедевром «Русских сезонов» очевидна, а ведь балету исполняется в 2013 году 100 лет.

«Свадебка» была поставлена Обадиа в прошлом сезоне на балетную труппу Челябинского театра оперы и балета и прошла всего несколько раз: инициировавший вечер балетов на музыку Стравинского Константин Уральский (в паре к «Свадебке» шла его «Жар-птица») перешел работать в только что открывшийся в Астрахани театр оперы и балета, и руководство челябинской оперы не сохранило оба балета в репертуаре, так как это требовало финансовых и организационных усилий. В «зиловском» вечере «Свадебка» и «Весна…» соединились идеально: это самые известные, самые любимые и хореографами, и публикой произведения Стравинского, балеты на которые традиционно имеют большой успех.

В «Свадебке» нет одной нареченной, есть обряд встречи мужчины и женщины, трепетный и тревожный. Праздник свадьбы вынесен на улицу, под окна заброшенного кафе. Прямо на улице девушки и мужчины в поспешно накинутых пальто преодолевают в танце страх перед новой жизнью вдвоем. Стравинский писал Александру Бенуа в 1914 году: «В Киеве среди сборников русских народных песен я нашел немало текстов, имеющих отношение к сюжету “Свадебки”. Возвращаясь из России в Швейцарию, я увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе. Две недели спустя была объявлена война… Военные известия глубоко волновали меня, бередили патриотические чувства. Только чтение русской народной поэзии утешало меня и приносило радость. В стихах этих меня прельщало сочетание слов и слогов, чисто звуковая сторона…».

Жаль, что использована фонограмма, но в ДК «ЗИЛ» нет оркестровой ямы, звучала версия Леонарда Бернстайна на британском Баховском фестивале. Слова заплачек по женской судьбе, по расплетанию косы, сулящей грядущее замужество, возможное вдовство, ведь войн во все времена хватает, звучат не очень разборчиво, но смело станцованное отчаяние женихов и невест накануне инициации перехлестывает, соединяется с музыкальным драматизмом.
Музыка Стравинского, как писал Баланчин, вносит в балеты особенное красноречие жеста и помогает созданию танцевальных форм, на изобретение которых Обадиа большой мастер. И мастер, надо признать, хореографии вчерашнего дня: современная хореография нулевых-десятых годов все больше отказывается от танца, от движения, а Обадиа показывает, на что способны высококлассные московские танцовщики, нередко участвующие в малоподвижных остроактуальных танцевальных перформансах: их телам только дай развернуться.  Буйство и энергию московской танцевальной школы надо уметь оформить: быстро переодевшиеся в белое невесты со всего маху запрыгивают на руки своим нареченным, так и одетым навсегда в полувоенные пальто, и пришпиливаются к ним большими белыми бабочками, последней сумеречной красотой их жизни, главными земными ангелами. Так вечер Стравинского как на ладони преподнес, от каких красок и возможностей отказалась современная хореография в начале третьего тысячелетия, все чаще отказываясь от театральности,  и как все-таки публика любит танцевальное зрелище, когда на поклонах у танцовщиков зашкаливает пульс и грудная клетка вздымается волнами,  и у мужчин-танцовщиков на мокрых от пота спинах налипшая земля. На честный, до дна, танец, публика отвечает искренним восторженным ревом. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • «Доверия ей мы оказать не можем»

    На пресс-конференции, которая состоялась в понедельник, 5 августа, в ТАСС, худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский ответил на вопрос о дальнейшей работе в его театре бухгалтера Нины Масляевой, обвиняемой по делу «Седьмой студии». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также