С Режисом Обадиа в «Москву» вернулась «Весна»

На сцене культурного центра «ЗИЛ» - премьера балетов на музыку Стравинского

 

Родившийся в Алжире Обадиа — уникальная личность. Уже за свой первый балет 1980-го года он получил гран-при из рук самого Сержа Лифаря. После окончания школы Жака Лекока и института танца Франсуаз и Доменик Дюпюи Обадиа на протяжении двадцати лет совместно с Жоэль Бувье руководил хореографическими центрами во французских городах Гавр и Анжер. Хореографический язык Обадиа сложился в сотрудничестве с Бувье. Его авторский почерк по сей день в большой степени принадлежит французской школе конца XX века: это хореография, достигшая большой степени изощренного эстетизма, но еще ориентированная на зрителя, озабоченная зрелищностью.

С 2000-х годов Обадиа вместе с женой Елизаветой Вергасовой работает в России. На современную труппу московского камерного балета «Москва» им поставлена «Весна священная», ставшая лауреатом «Золотой маски». С труппой драматического Молодежного театра — пластикодрама «Идиот», ставшая лауреатом премии «Чайка». А еще Обадиа — автор хореографии шоу Патрисии Каас «Кабаре», оно было показано в том числе и в России.
На сегодня Режис Обадиа, как и певица Патрисия Каас, стал частью российского современного искусства. Как и почему это происходит  иногда с французскими деятелями культуры – на эту тему написаны тома книг и ворохи газетных публикаций. Однако этот факт надо учитывать при любом уровне разбора искусства такого человека – русская почва приняла сначала их авторскую эстетику, а потом приобщила к феномену «русской души».

Вопрос правообладания на показ «Весны…» скоро после победы на «Золотой маске» встал ребром и спектакль перестал идти в репертуаре балета «Москва» под руководством Николая Басина. Смена руководства в балете «Москва» и приход Елены Тупысевой сделали возможным новый виток переговоров Обадиа с «Москвой» по повод восстановления спектакля  в репертуаре. Возвращение спектакля публике имеет не только этический, но и кассовый резон – этот спектакль всегда был очень популярен у московского зрителя.

Танцуют, конечно, другие (из старого призыва, кажется, только Роман Андрейкин и Марина Никитина). Наверное, стоит назвать имена: Александр Шуйский, Александра Рудик, Арсен Именов, Виктория Бразгалова, Галина Грачева, Камила Абузова, Михаил Колегов, Мария Колегова, Николай Подошва, Ольга Тимошенко, Павел Глухов. Хореография кажется более плотной и усложненной, а молодость большинства танцовщиков имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов – отчаянность: Обадиа предложил очень много рисковых связок, резких комбинаций с широкой амплитудой, исполняемых очень энергично и без пауз, и труппа вызов приняла. Из минусов – пока недостаточность нутра. Проживание языческого экстаза, обрядового упоения, вера в плодородие своей земли, чувства пробуждения природы от зимней спячки навстречу весеннему рождению требует и драматического наполнения, и оно очевидно появится со временем, все-таки на репетиции было совсем мало времени, это первая премьера балета «Москва» в сезоне,  по факту все участники справились с задачами в экстремальном режиме и  «на ура». Хочется, чтобы в самом скором времени спектакль обрел акценты, паузы, ассоциативные слои: все это более чем достижимо,  увлеченность танцовщиков вечным шедевром «Русских сезонов» очевидна, а ведь балету исполняется в 2013 году 100 лет.

«Свадебка» была поставлена Обадиа в прошлом сезоне на балетную труппу Челябинского театра оперы и балета и прошла всего несколько раз: инициировавший вечер балетов на музыку Стравинского Константин Уральский (в паре к «Свадебке» шла его «Жар-птица») перешел работать в только что открывшийся в Астрахани театр оперы и балета, и руководство челябинской оперы не сохранило оба балета в репертуаре, так как это требовало финансовых и организационных усилий. В «зиловском» вечере «Свадебка» и «Весна…» соединились идеально: это самые известные, самые любимые и хореографами, и публикой произведения Стравинского, балеты на которые традиционно имеют большой успех.

В «Свадебке» нет одной нареченной, есть обряд встречи мужчины и женщины, трепетный и тревожный. Праздник свадьбы вынесен на улицу, под окна заброшенного кафе. Прямо на улице девушки и мужчины в поспешно накинутых пальто преодолевают в танце страх перед новой жизнью вдвоем. Стравинский писал Александру Бенуа в 1914 году: «В Киеве среди сборников русских народных песен я нашел немало текстов, имеющих отношение к сюжету “Свадебки”. Возвращаясь из России в Швейцарию, я увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе. Две недели спустя была объявлена война… Военные известия глубоко волновали меня, бередили патриотические чувства. Только чтение русской народной поэзии утешало меня и приносило радость. В стихах этих меня прельщало сочетание слов и слогов, чисто звуковая сторона…».

Жаль, что использована фонограмма, но в ДК «ЗИЛ» нет оркестровой ямы, звучала версия Леонарда Бернстайна на британском Баховском фестивале. Слова заплачек по женской судьбе, по расплетанию косы, сулящей грядущее замужество, возможное вдовство, ведь войн во все времена хватает, звучат не очень разборчиво, но смело станцованное отчаяние женихов и невест накануне инициации перехлестывает, соединяется с музыкальным драматизмом.
Музыка Стравинского, как писал Баланчин, вносит в балеты особенное красноречие жеста и помогает созданию танцевальных форм, на изобретение которых Обадиа большой мастер. И мастер, надо признать, хореографии вчерашнего дня: современная хореография нулевых-десятых годов все больше отказывается от танца, от движения, а Обадиа показывает, на что способны высококлассные московские танцовщики, нередко участвующие в малоподвижных остроактуальных танцевальных перформансах: их телам только дай развернуться.  Буйство и энергию московской танцевальной школы надо уметь оформить: быстро переодевшиеся в белое невесты со всего маху запрыгивают на руки своим нареченным, так и одетым навсегда в полувоенные пальто, и пришпиливаются к ним большими белыми бабочками, последней сумеречной красотой их жизни, главными земными ангелами. Так вечер Стравинского как на ладони преподнес, от каких красок и возможностей отказалась современная хореография в начале третьего тысячелетия, все чаще отказываясь от театральности,  и как все-таки публика любит танцевальное зрелище, когда на поклонах у танцовщиков зашкаливает пульс и грудная клетка вздымается волнами,  и у мужчин-танцовщиков на мокрых от пота спинах налипшая земля. На честный, до дна, танец, публика отвечает искренним восторженным ревом. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • Выходит в свет ноябрьский «Театрал»

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
  • До конца октября РАМТ выпустит две премьеры

    В последние дни октября РАМТ готовится представить два новых спектакля: 26 октября на Большой сцене выйдет сказка Антония Погорельского «Черная курица» в постановке Екатерины Половцевой, а 27 октября в Музее-квартире Всеволода Мейерхольда – «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского в режиссуре Александра Пономарева. ...
Читайте также