Андрей Денников

«Кукольник – это мировоззрение»

 
Режиссер Театра кукол им. С. Образцова Андрей Денников на сцене поет оперные арии, танцует, водит кукол, играет драматические роли, в том числе женские. Учась в ГИТИСе, играл свои спектакли в Доме-музее Ермоловой, где его заметили: директор Театра Образцова Борис Киркин и французский актер и режиссер Ришар Мартен, поэтому сейчас спектакли Андрея первый раз показываются в Марселе, и только потом – в Москве. Андрею 28 лет.
– Мне говорят: «Ты как-то рвешь себя. Разве так можно?» А я спрашиваю себя: «А разве так нельзя? А как можно иначе?» Солистам, а я все-таки солист, только так и можно. Только так и нужно. Иначе в чем смысл нашей работы? Без того, чтобы рвать себя, без того, чтобы полностью отдавать себя искусству, нельзя. Только так может жить художник, актер. Иногда говорят, что я люблю себя в искусстве. Это совсем не так. Я, если на то пошло, себя не люблю. Но я пытаюсь создать новый театр, и я должен его сначала полностью пропустить через себя, и только потом я буду иметь право говорить о нем людям. Я не работаю в кукольном театре – там, где куклы похожи на маленьких человечков. Я работаю в театре кукол, то есть в совершенно нормальном театре, только очень сложном по своему устройству, который очень много требует от актеров, однако это полноценный театр. И он ничем не отличается по своим законам от театра драматического и в полной мере является наследником русского психологического театра. У меня в репертуаре девять спектаклей для взрослых. Многие мои спектакли являются совместными проектами с французами, а они не понимают, как можно спектакль делать год. Если они дают деньги – они хотят результат уже через несколько месяцев, к определенной дате. И поэтому я должен работать быстро. И мне кажется, что это правильно.

– Сколько спектаклей в месяц вы играете?

– Мне Ширвиндт задал тот же вопрос, когда я у него в Театре сатиры ставил «Левшу». Я ему сказал: «7–8». И он ответил: «Ну, это щадящий график. У нас артисты по 15–20 спектаклей в месяц играют». Но сыграть кукольный спектакль – это другое, чем сыграть спектакль драматический. У меня в «Исповеди хулигана» (по С. Есенину) 46 кукол, и каждая – это роль, и все их надо прожить, надо сыграть. И так все мои актеры: они и танцуют, и поют, и говорят, и кукол водят, и помогают друг другу переодеваться за сценой. Так что нагрузка на актера кукольного театра не сопоставима с нагрузкой актера драматического.

– Что такое – быть кукольником?

[%6040%]– Когда я в этой весной был в Марселе, где с громким успехом прошла премьера «Концерта для Чичикова с оркестром», журналисты задавали примерно тот же вопрос: «Что это? Профессия? Призвание?» И там я впервые для себя сформулировал, что же это такое. Кукольник – человек, который через куклу пытается сказать самые сокровенные свои мысли, который кукле отдает первенство, а в моих спектаклях это именно так, – это мировоззрение. Хотя и мастерство, конечно, тоже. Корифей Театра Образцова актер Сперанский сказал: «Работать с куклой – это то же самое, что работать под током». Я в своей юношеской студии при Театре Образцова попросил ребят перелить воду из стакана в бутылку с узким горлышком – чтобы ни одной капли не пролить. Они так устали! Потому что это сложно. Попробуйте сами! И я им сказал: вот так же работают с куклой – ни одного движения нельзя пропустить, ни одной эмоции. С моей точки зрения, кукольник должен стремиться к такому актерскому мастерству, каким владел, скажем, Смоктуновский, но при этом еще уметь водить куклу.

– В студии вы учите ребят водить кукол?

– Мне кажется, что научить «кукловождению» невозможно. Либо ты проникаешь в этот мир, где отрекаешься от себя, когда водишь кукол, либо уходишь в другую профессию.

– Как попасть в вашу студию?

– Пока ребята там осели, и уходить никто не хочет, хотя многие из них уже студенты. Попасть туда невозможно пока – все места заняты. Но что значит невозможно? Я, учась в РГГУ, ходил мимо Учебного театра ГИТИСа, и думал, что – ну невозможно туда попасть. Но ведь попал, хотя это и было похоже на чудо – не переводят обычно из непрофильного вуза сразу на 2-й курс ГИТИСа! Но уже через пять дней после поступления я играл главную роль на сцене Учебного театра.

– Сегодняшнее время – ваше?

– Я не люблю наше время. У меня иногда ощущение, что я родился слишком поздно или слишком рано. Я не чувствую себя в этом времени. Я боюсь ходить по людным улицам, по Тверской, где слишком много звуков, красок. Я начинаю скукоживаться. Я и современный театр не люблю за агрессивность. Хотя есть спектакли, которые мне нравятся. Но часто я не понимаю, что происходит на сцене, и зачем нужен такой театр, где не понятно, что актеры говорят и зачем они играют эту пьесу. Поэтому я стараюсь делать другой театр.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также