И Бах, и Тютчев, и любовь…

 
Адажио любви – Танцуем Баха.
Аида Чернова и Сергей Старухин, основатели «Нового балета», своим творчеством несут идеалы шестидесятников с их любовью к большой литературе и большой музыке, верностью автору, открытой знаковостью мышления, где к области высокого относится поэзия Пушкина и Пастернака, музыка Баха и Малера.
Ничто не устаревает так быстро, как новизна. Сегодня «Новый балет» совсем не кажется новаторским. Да и пафос его существования не в этом. Маленький зал на 60 человек – то место в Москве, где идеалы недавнего прошлого не просто доживают свой век, но живут полноценной жизнью.

Не успела пройти премьера «Порочно-непорочное Барокко», как вновь премьера. На этот раз сразу две постановки – «Танцуем Иоганна Себастиана Баха» и «Сад наслаждений» («Libera me, Domine…») – пластический балет по мотивам живописных полотен Иеронима Босха на «Реквием» Вячеслава Артемова. Премьера «Сада наслаждений» – новая редакция уже хорошо известного слушателю спектакля. В обоих балетах «поют музыку телом», владея техникой классического танца и модерна, искусством пантомимы и выразительным сценическим движением.

Одна из центральных для театра тем – слово и музыка, слово и пластика. Поэзия – постоянный спутник почти всех пластических сюжетов. Она предваряет танец и вербализует музыку. Стихи звучит со сцены. И обычно в исполнении авторов спектакля. Тогда действие превращается в продолжение авторского монолога, в лирическое, а чаще всего – в драматическое повествование о жизни и смерти, о любви и творчестве, о вечных ценностях бытия. И в «Саду наслаждений» («Libera me, Domine…»), и в спектакле «Танцуем Иоганна Себастиана Баха» стихи читает автор спектакля Аида Чернова. Луч света выхватывает из темноты сцены ее хрупкую фигурку. И Тютчев, и Пастернак звучат как яркий эмоциональный выплеск, предваряющий действие. Спектакль «Танцуем Иоганна Себастиана Баха» строится на столкновении мира библейских образов, гармонии и красоты с современностью. Драматургия складывается из чередования контрастных эпизодов, постоянно переключающих внимание от одной эпохи на другую. Контраст подчеркнут и музыкально, и пластически. Бах современного мира – это Бах в электронной обработке, Бах Ванессы Мэй. Мир библейских образов – Бах «Страстей по Матфею», Бах «Токкаты и фуги» ре-минор. Пластический рисунок обострен: статуарность, неторопливость, плавность движений классического балета вступают в конфликт с пластическим рисунком и техникой современного танца, когда на сцене возникает мир полуроботов, полулюдей.

Тема спектакля «Сад наслаждений» – трагичность человеческого пути и испытания, выпавшие на его долю в поисках Высшего смысла. Перед балетом Аида Чернова прочла знаменитого пастернаковского «Гамлета» из романа «Доктор Живаго»: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку…». И это напомнило те благословенные времена, когда появился поэтический театр и каждый его спектакль собирал полные залы и становился событием первой величины.

Однако не во всем музыкально-сценические сюжеты были убедительно мотивированы. И в Бахе, и в «Libera me, Domine…» им нередко не хватало напряжения и динамизма развития. Может быть, во многом это происходило из-за постоянно ощущаемого перепада исполнительского уровня труппы, в которой наряду с опытными солистами Романом Куликовым, Ксенией Тихомировой, Ириной Мишениной, Дмитрием Герасимовым еще немало неопытных, недавно пришедших в театр артистов.

Этот тип конфликта не востребован современной сценой. Он остался в прошлом вместе с идеалами, его породившими. Однако для юных исполнителей «Нового балета» этот конфликт оказался свежим. Их молодость и кураж постоянно поднимали температуру танца. Видно, что молодая труппа впитывает в себя не только секреты мастерства, но идеалы российской интеллигенции. Кто знает, может быть, в скором времени они нам снова понадобятся.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также