И Бах, и Тютчев, и любовь…

 
Адажио любви – Танцуем Баха.
Аида Чернова и Сергей Старухин, основатели «Нового балета», своим творчеством несут идеалы шестидесятников с их любовью к большой литературе и большой музыке, верностью автору, открытой знаковостью мышления, где к области высокого относится поэзия Пушкина и Пастернака, музыка Баха и Малера.
Ничто не устаревает так быстро, как новизна. Сегодня «Новый балет» совсем не кажется новаторским. Да и пафос его существования не в этом. Маленький зал на 60 человек – то место в Москве, где идеалы недавнего прошлого не просто доживают свой век, но живут полноценной жизнью.

Не успела пройти премьера «Порочно-непорочное Барокко», как вновь премьера. На этот раз сразу две постановки – «Танцуем Иоганна Себастиана Баха» и «Сад наслаждений» («Libera me, Domine…») – пластический балет по мотивам живописных полотен Иеронима Босха на «Реквием» Вячеслава Артемова. Премьера «Сада наслаждений» – новая редакция уже хорошо известного слушателю спектакля. В обоих балетах «поют музыку телом», владея техникой классического танца и модерна, искусством пантомимы и выразительным сценическим движением.

Одна из центральных для театра тем – слово и музыка, слово и пластика. Поэзия – постоянный спутник почти всех пластических сюжетов. Она предваряет танец и вербализует музыку. Стихи звучит со сцены. И обычно в исполнении авторов спектакля. Тогда действие превращается в продолжение авторского монолога, в лирическое, а чаще всего – в драматическое повествование о жизни и смерти, о любви и творчестве, о вечных ценностях бытия. И в «Саду наслаждений» («Libera me, Domine…»), и в спектакле «Танцуем Иоганна Себастиана Баха» стихи читает автор спектакля Аида Чернова. Луч света выхватывает из темноты сцены ее хрупкую фигурку. И Тютчев, и Пастернак звучат как яркий эмоциональный выплеск, предваряющий действие. Спектакль «Танцуем Иоганна Себастиана Баха» строится на столкновении мира библейских образов, гармонии и красоты с современностью. Драматургия складывается из чередования контрастных эпизодов, постоянно переключающих внимание от одной эпохи на другую. Контраст подчеркнут и музыкально, и пластически. Бах современного мира – это Бах в электронной обработке, Бах Ванессы Мэй. Мир библейских образов – Бах «Страстей по Матфею», Бах «Токкаты и фуги» ре-минор. Пластический рисунок обострен: статуарность, неторопливость, плавность движений классического балета вступают в конфликт с пластическим рисунком и техникой современного танца, когда на сцене возникает мир полуроботов, полулюдей.

Тема спектакля «Сад наслаждений» – трагичность человеческого пути и испытания, выпавшие на его долю в поисках Высшего смысла. Перед балетом Аида Чернова прочла знаменитого пастернаковского «Гамлета» из романа «Доктор Живаго»: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку…». И это напомнило те благословенные времена, когда появился поэтический театр и каждый его спектакль собирал полные залы и становился событием первой величины.

Однако не во всем музыкально-сценические сюжеты были убедительно мотивированы. И в Бахе, и в «Libera me, Domine…» им нередко не хватало напряжения и динамизма развития. Может быть, во многом это происходило из-за постоянно ощущаемого перепада исполнительского уровня труппы, в которой наряду с опытными солистами Романом Куликовым, Ксенией Тихомировой, Ириной Мишениной, Дмитрием Герасимовым еще немало неопытных, недавно пришедших в театр артистов.

Этот тип конфликта не востребован современной сценой. Он остался в прошлом вместе с идеалами, его породившими. Однако для юных исполнителей «Нового балета» этот конфликт оказался свежим. Их молодость и кураж постоянно поднимали температуру танца. Видно, что молодая труппа впитывает в себя не только секреты мастерства, но идеалы российской интеллигенции. Кто знает, может быть, в скором времени они нам снова понадобятся.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также