«Ленком»: дни и вечера

Почему костюмер прославленного театра так и не стала актрисой

 
Марина Жикина знает секреты графских костюмов
– Когда мы выпускали «Пер Гюнта», Марк Захаров просил сделать обувь Антону Шагину на толстой подошве, чтобы актер был чуть повыше, – рассказывает руководитель костюмерной группы «Ленкома» Марина Жикина. – Однако такая обувь оказалась неудобной, поскольку Антон во время спектакля очень много двигается.
Мы долго думали, как выйти из положения, ведь не выполнить просьбу Марка Анатольевича нельзя (такое в нашем театре не принято). Но в то же время и Антон мучается: мерит одну пару обуви за другой – нет комфорта. Решили, пусть работает, в чем удобно, а удар Марка Захарова мы возьмем на себя. Но к счастью, все обошлось: то ли Шагин сам стал значительнее после премьеры, то ли еще что-то, но, во всяком случае, Захаров к этому обстоятельству не возвращается.

О том, что успех спектакля во многом зависит от одежды артиста, Марина Жикина поняла давно. В «Ленкоме» она работает 33 года и видела, как говорится, всякое. И если еще можно худо-бедно может приноровиться к верхней одежде – закатать брюки или заколоть булавкой широкий воротник рубашки, то в отношении обуви никакие рецепты не помогут. Здесь, как ни крути, все зависит от мастерства сапожника.

– В «Женитьбу» во время болезни Абдулова вводили Сергея Чонишвили, – продолжает Марина Жикина. – Пришлось набить толстый каблук, чтобы герой Чонишвили смотрелся солиднее. Однако во время действия Сергей подвернул ногу на ровном месте. На следующем вводе история повторилась: он снова споткнулся, нарушив ход игры. И мы решили, что костьми ляжем, но каблуков не допустим. Ведь одежда одеждой, но спектакль важнее…

«Спектакль важнее» – в этом вся Марина Жикина, которая за годы работы в театре ни капли от него не устала. Она и в «Ленком» то попала потому, что, провалившись в 1979 году на экзаменах в театральный вуз, не смогла без театра прожить и дня. Устроилась рядовым костюмером в надежде, что через год снова будет штурмовать актерский факультет и читать из «Грозы» монолог Катерины. Но жизнь взяла свое: ленкомовское закулисье увлекло настолько, что однажды после вечернего спектакля юная костюмерша подошла к краю сцены (как Катерина к обрыву) и вгляделась в пустой зал. Она не читала монолог перед пустыми креслами, не думала о матушке-Волге. Перед ней была другая река – река жизни. И Марина Жикина решила остаться на этом берегу, не испытывая больше судьбу.

Фигаро здесь


Впрочем, сама судьба не раз испытывала костюмера. Самый страшный сон о том, что перед началом спектакля пропал костюм. Но особенно страшно, когда этот сон вдруг становится явью:

– Однажды поехали в Киев с несколькими спектаклями, в том числе и «Фигаро» повезли. Киев – заграница, сложные перевозки, описи, таможня и прочие трудности. Приехали, распаковываемся, все проверяем и обнаруживаем, что нет костюма Садовника из «Женитьбы Фигаро» – сложного, многослойного. Там и жилетка, и рубаха, и штаны, и головной убор – все в разной цветовой гамме. Что делать – надо спектакль спасать. Помчалась в костюмерную местного театра, мне дали какую-то рубаху, разрешили ее разрезать. Потом обнаружила жилетку с похожей изнанкой – перелицевала, на штаны из другого спектакля нашила лампасы – в общем, кое-как «собрала» утраченный костюм. О случившемся знал только исполнитель роли. Идет репетиция, я надела новый костюм на актера и проводила к сцене. И вдруг нас встречает главный художник Олег Шейнцис. Я замерла. Скандал неизбежен! Но он всего лишь поправил воротник, приободрил актера – и… ничего не заметил.

Самое интересно, что, когда мы вернулись в Москву, я заказала новый костюм в пошивочном цехе. А потом вдруг обнаружилась пропажа. Сравнила старый и новый вариант: совпала лишь цветовая гамма…

«Тапочки подносим»


– Обычно артисты вешают костюм на стул и уходят, мы идем и собираем, расправляем, разглаживаем, вешаем на вешалку и в гардеробную – все отработано до автоматизма, – продолжает Марина Жикина. – На гастролях в Петербурге спектакль «Юнона и Авось» заканчивается в 22.30. После него надо собрать сотни деталей костюмов: шинели, хламиды, плащи, одежда хора из 20 человек плюс ансамбль «Аракс». Управляемся за 40 минут и успеваем на поезд в 23.55: все на вешалки, в чехлы, в кофры под замок и домой. «Юнона» все время молодеет, обновляется. В начале 80-х на гастроли возили 10 кофров с костюмами, сейчас почти 20. Спектакль разрастается, появляются новые составы. Старые костюмы все равно регулярно приводим в порядок. В королевской одежде Инне Чуриковой всегда комфортно Вообще, «Юнона» – мой самый любимый спектакль, потому что короткий. Открою секрет: костюмеры любят короткие и динамичные постановки – не успеваешь оглянуться, все началось и закончилось. Нет тягостных пауз и простоев. Костюмерная группа все время в работе, каждый на своем месте: постоянная смена сцен, и значит, быстрые переодевания. Встречаем артистов, промокаем пот, даем воды. Если вышел на сцену из правой кулисы, а уходит в левую, – то тапочки переносим туда, ведь в «Юноне» все босиком ходят.

«Караченцов не хотел переодеваться»


Костюмеры мелкий ремонт одежды делают сами, но когда спектакль эксплуатируется долго, – приходится перешивать одежду. Причем перешить – это еще полдела. Самое сложное уговорить артиста надеть новый костюм.

– Дело не в упрямости характера, а в суевериях, – поясняет Марина Жикина. – Сложнее всего было уговорить Николая Петровича Караченцова, он никак не соглашался менять старые брюки, в которых щеголял в «Тиле» и «Юноне», на новые. Уже ткань потерлась, вот-вот дырки пойдут. Дождался момента, когда брюки прямо на сцене лопнули пополам. Лишь тогда и согласился надеть новые.

Бережнее всего к одежде относятся артисты старой школы. Они вообще аккуратны во всем. Видно, что их научили классической заповеди театр – храм. А вот молодежь на их фоне совсем бесшабашная. Они не отслеживают ничего, могут сесть на ступеньки в светлых брюках. Ругаю их, конечно, за это, но все равно очень люблю. Понимаете, «Ленкому» всегда была присуща сильная, молодежная энергетика. Взять хотя бы спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», в котором герой Виктора Ракова на секунду выскакивал на сцену мокрый и взъерошенный в халате, а затем уходил, чтобы через мгновение появиться в смокинге с гладко причесанными волосами – в полном блеске. Причем уходил он с одной стороны, а входил с другой. В этот момент всегда раздавались аплодисменты.

За сценой были расставлены посты, сначала два костюмера по схеме натягивали на артиста рубашку, потом следующие костюмеры надевали носки и брюки на липучках, пиджак и на последнем посту его встречали гримеры. На все про все – несколько секунд. Но это было доведено до такого автоматизма, что трюк ни разу не сорвался…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
Читайте также