Без вины виноватые

10 вещей и явлений, которые мы потеряли

 
Вместе с эпохой меняется и атмосфера театра
Меняется жизнь, меняется и театр. Причем наиболее заметно это на сломе эпох. Например, после революции 1917 года в кассе Императорских театров нельзя уже было купить билет для посещения гримуборных артистов. Исчезла и традиция бенефисов, когда весь сбор поступал в пользу бенефицианта. После развала СССР тоже начался распад традиций. Вот что мы потеряли за 20 лет…

1. Костюмы и галстуки


Не так давно костюм был главной верхней одеждой мужчины в драматическом театре (равно как и на работе, в клубе и в булочной). В эпоху «железного занавеса» по костюму определяли социальное благополучие человека, поэтому даже работяги старались иметь классическую «тройку» для выхода в свет. Впрочем, и у женщин костюм играл не последнюю роль. Однажды пропали билеты в Большой театр лишь потому, что девушка, назначая свидание, сказала: «Я буду в вечернем туалете». На что парень переспросил: «А где это?» Больше они не встречались.

2. Суфлеры


Суфлерские будки исчезли еще в начале ХХ века, однако до недавнего времени сама профессия оставалась в театре. Так, в Национальном театре русской драмы имени Леси Украинки до сих пор вспоминают старейшего суфлера – Якова Бликштейна. Он мог, например, вскользь обронить всего одну фразу, которая сразу ставила все на свои места. Отличная эрудиция, безупречное знание русского языка, хорошая дикция – вот лишь часть требований, предъявляемых к суфлеру. Суфлер всегда спасал спектакль. Например, у Василия Меркурьева был диабет, который сильно ослабил память актера. Подсказчикам приходилось пускаться на хитрости, чтобы напомнить Меркурьеву текст, так, в спектакле «Пока бьется сердце», где Василий Васильевич играл генерала медицинской службы, суфлер надевала халат и превращалась в медсестру.

3. Гастроли


Во времена, когда «эпоха была гнуснейшая, но рыба в Каме еще водилась», длинные летние каникулы актеры посвящали гастролям. За границу посылались только самые известные и проверенные коллективы. Гастрольным репертуаром МХАТ, выехавшим в 1937 на Парижскую выставку, занимался лично Сталин. А директор МХАТа Михаил Аркадьев, давший неверную информацию в газеты о спектаклях, которые поедут в Париж, был снят с должности, посажен, а впоследствии расстрелян. В поездке МХАТ сопровождали бдительные люди из органов, тщательно следившие, чтобы советские артисты не контактировали с сомнительными элементами и уж тем паче не злоумышляли о невозвращении.

4. Конфеты


Традиция покупать конфеты перед походом в театр родилась еще до революции, но, как ни странно, после 1917 года стала более популярной. И если в императорской России на театральных фантиках изображались цветы и розовощекие барышни, то при советской власти тематика стала более строгой – Горький, Маяковский, первые авиаторы, инженеры, ученые. А поскольку обертки часто прилипали к сиденьям, продажу конфет в фойе на развес постепенно прекратили. Однако это не помешало родиться острому анекдоту: после того, как солист Ленинградского театра оперы и балета Михаил Барышников стал невозвращенцем, в буфете театра появились конфеты «Мишка на Западе».

5. Письма от преданных зрителей, приходящие пачками на служебный вход театра


6. «Датские» спектакли


Спектакли к памятным датам были непременным условием советского театра. Но больше всего постановок готовилось к очередным годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции. Однажды на расширенном заседании коллегии Минкультуры СССР министр Демичев распекал деятелей культуры за отсутствие идеологической цельности. В подтверждение он привел какую-то ленинскую цитату, и тут из зала раздался голос Утесова: «Неверно цитируете, Петр Нилыч! У Ленина вот как!..» И – подлинную цитату, как из пушки! Демичев тут же объявил перерыв. Референты понеслись проверять, и через полчаса Демичев торжественно возгласил: «Дорогой Леонид Осипыч, спасибо вам: вы меня поправили абсолютно верно! Обращаю внимание всех присутствующих: вот так настоящий советский артист должен знать произведения великого Ленина!» На что Утесов, скромно отмахнувшись, ответил: «Просто на днях мне принесли номер к Седьмому ноября, так там эта цитата была!»

7. Добавки к званиям


В советское время на гастролях народному артисту СССР (если он, например, из МХАТа) полагался спальный вагон и люкс в гостинице, а заслуженному – купе и одноместный номер. Народным артистам официально выделялись дополнительные метры жилплощади, госдача, обслуживание в поликлиниках и санаториях, а также черная «Волга» на спектакль и со спектакля. За минувшие двадцать лет изменилась страна, навсегда исчезла система советских привилегий, однако борьба за звания заслуженных и народных артистов продолжается и сегодня.

8. Сменка


Традиция носить сменную обувь в театр родилась после войны, поскольку галоши к тому времени вышли из употребления, а улицы чище не стали. Однажды на спектакле «Гамлет», поставленном в одном из ленинградских театров, у зрителя пропали в гардеробе сапоги. На крик сбежались все администраторы, но по всему было видно – искать бесполезно, ведь сапоги кто-то украл. Зритель не мог успокоиться: «Как же я теперь – в летних ботинках да на мороз?!» Одна колоритная гардеробщица ему посочувствовала: «Молодой человек, теперь-то вы понимаете, что «Гамлет» – это трагедия».

9. Радиопостановки


Спектакли ведущих столичных театров до войны транслировались на радио, затем родилась традиция фондовых радиозаписей. Вспоминает Олег Табаков:

– Толпа избранников, куда я был по молодости помещен, представляла собой не только коллектив профессионалов, но и цветник изощренных хулиганов, которые любое твое присутствие у микрофона постоянно прореживали желанием «расколоть» своего партнера. Вооружившись текстами, мы становились по обе стороны микрофона по трое или четверо. Сидя у радиоприемника, понять, что происходит в студии, вещающей строго по сценарию, было невозможно. На самом же деле в студии происходили вещи невероятные. Несвоевременное скашивание глаза в сторону партнеров, более всего на свете мечтающих рассмешить тебя, вызывало внезапный приступ патологического хохота. Чтобы справиться с накатившей истерикой, надо было, зажав нос, тихо отползти за ширму, отсмеяться, прийти в себя и так же беззвучно вернуться на место, ибо передачи шли в прямом эфире.

10. Преклонение начинающих перед старшими


Когда Пашенная шла по коридору Малого театра, не только студенты, но и молодые артисты, как бы они ни торопились, непременно останавливались, пропуская старейшину. То же было и во МХАТе, если в дверях появлялись Тарасова или Степанова, Книппер-Чехова или Еланская. Когда Щукин приходил в Театр Вахтангова, за кулисами стояла гробовая тишина, все знали, что в этот вечер Щукин играет Ленина. А уж если рабочий сцены прошел мимо и не поздоровался, – дело могло кончиться выговором.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
  • В Петербурге пройдет Всеобщий музыкальный диктант

    Ежегодная акция по проверке музыкального слуха и теоретических знаний «Всеобщий музыкальный диктант» пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге, передает городской Комитет по культуре. Акция проводится по инициативе Студенческого совета РАМ имени Гнесиных, в этом году – во второй раз. ...
  • Драматургу Петеру Хандке присудили Нобелевскую премию

    Нобелевская премия в области литературы присуждена сразу за два года. Австрийскому драматургу Петеру Хандке – за 2019 год и польской писательнице и поэтессе Ольге Токарчук – за 2018.   «Здорово, что Нобелевский комитет решил присудить премию за 2018 год, который был пропущен. ...
  • В Красноярске впервые пройдет «Фестиваль Дмитрия Хворостовского»

    В Красноярске с 16 по 26 октября впервые пройдет фестиваль, посвященный памяти Дмитрия Хворостовского. В программе – концерты, кинопоказы, выставки, спектакли. Как сообщается на сайте Минкультуры, основные события фестиваля будут проходить в Красноярский театр оперы и балета им. ...
Читайте также