Кто в лес...

Театр Ленсовета осовременил Островского

 
Молодежь смела. Она любит сметать традиции, не заботясь о последствиях. В театре сейчас немало таких смельчаков, в их числе и Кирилл Вытоптов, недавний выпускник РАТИ, поставивший «Лес» в Театре Ленсовета. А поскольку этот «Лес» – настоящая чащоба, попробуем ограничиться внутренним голосованием: «за» и «против».

ЗА


Режиссер расшевелил классическую сатиру, придал ей современные скорости. Роли Несчастливцева (Дмитрий Лысенков) и Счастливцева (Александр Новиков) наложены на роли персонажей второго плана – купцов Милонова и Бодаева. То есть Дмитрий Лысенков в одном и том же спектакле играет как Несчастливцева, так и Милонова. Аналогичная роль у Александра Новикова: он не только Счастливцев, но еще и Бодаев. Тем самым режиссер мастерски подчеркнул, что кто бы ни попал в окружение помещицы Гурмыжской – каждый непременно станет придворным шутом. Кстати, Лариса Луппиан сыграла непривычную для себя роль: в ее исполнении Гурмыжская – этакая дама-монстр, которую быстро подминает под себя недоучившийся гимназист Буланов. И за это отдельное спасибо режиссеру – он открыл новую грань в творчестве Луппиан. Кроме того, он использовал в спектакле весьма необычный прием – поставил в некоторых сценах артистов на ходули, тем самым подчеркнув ритм их диалогов. А диалоги эти действительно сложные, требующие отдельного разбора. Например, Счастливцев и Несчастливцев то и дело цитируют Чехова и Горького. А в сцене, где Несчастливцев укрощает Восмибратова, и вовсе читается стиль чеховских пьес – точно так же и Петя Трофимов укрощал Лопахина – у тебя, мол, такие нежные руки…

Аксюша в исполнении Маргариты Ивановой – дерзкая племянница с задатками комической актрисы. Да и Несчастливцев со Счастливцевым словно поменялись местами – кто из какого амплуа, нам не понять, зато и Новиков, и Лысенков – явные лидеры этого представления. Их встреча и обмен воспоминаниями – актерский и режиссерский апломб, то есть хороший подъем.

Если обобщать, то в стремительной атаке Вытоптова на Островского видится наследие школы Мейерхольда, хотя прямое сравнение явно преждевременно.

ПРОТИВ


Не удалась сценография (Нана Абдрашитова) – все эти шесты, колья, деревянная утварь, изображающая лес, увенчанная резными деревянными панно (не Буланов ли лобзиком работал?). Резные деревяшки скользят вверх-вниз, в дырки вписываются лица, но общего сценографического решения нет. Шкатулка Гурмыжской превратилась в огромный круглый пратикабль с механическим приводом-крышкой. Пропорции людей-вещей искажены – и снова без ясной цели. Костюмы, особенно у Гурмыжской, никакой театральной нагрузки не несут. Переусердствовали с танцами и специальной пластикой. Правда, Моцарт с темой Керубино (Буланов) и с трагическими репликами из «Дон Жуана» и «Волшебной флейты» возникает кстати. Еще одна операция по сращиванию персонажей – Карп и Улита в одном лице (эта роль досталась Ольге Муравицкой). Признаемся, что никто от такой экономии не выиграл – ни спектакль, ни актриса. Получилось не то лицо от Автора, не то андрогин. Свет – одна из «ипостасей» современной режиссуры – в «Лесе» сделан вяло и незаметно (в программке указан художник по свету Гидал Шугаев). Метафора костра (все наличные деревяшки сложены в кучу), на котором Гурмыжская, как Жанна д’Арк, приносит себя в жертву ближним – затягивает финал и не стоит таких усилий.

Как видим, впечатления от премьеры Театра Ленсовета пестры. Но наблюдать за азартом тех, кто снова пускается в соревнование с классикой – и интересно, и полезно. Товстоногов говорил, что в молодости он тоже злоупотреблял сценическими эффектами ради успеха. Может быть, молодежь торопится оттого, что не знает чувства меры. В любом случае смелость простительна. Ее оправданием служат и те искры подлинного таланта, которые удается разглядеть в сооружении под названием «спектакль».
Где: Театр им. Ленсовета

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также