Кто в лес...

Театр Ленсовета осовременил Островского

 
Молодежь смела. Она любит сметать традиции, не заботясь о последствиях. В театре сейчас немало таких смельчаков, в их числе и Кирилл Вытоптов, недавний выпускник РАТИ, поставивший «Лес» в Театре Ленсовета. А поскольку этот «Лес» – настоящая чащоба, попробуем ограничиться внутренним голосованием: «за» и «против».

ЗА


Режиссер расшевелил классическую сатиру, придал ей современные скорости. Роли Несчастливцева (Дмитрий Лысенков) и Счастливцева (Александр Новиков) наложены на роли персонажей второго плана – купцов Милонова и Бодаева. То есть Дмитрий Лысенков в одном и том же спектакле играет как Несчастливцева, так и Милонова. Аналогичная роль у Александра Новикова: он не только Счастливцев, но еще и Бодаев. Тем самым режиссер мастерски подчеркнул, что кто бы ни попал в окружение помещицы Гурмыжской – каждый непременно станет придворным шутом. Кстати, Лариса Луппиан сыграла непривычную для себя роль: в ее исполнении Гурмыжская – этакая дама-монстр, которую быстро подминает под себя недоучившийся гимназист Буланов. И за это отдельное спасибо режиссеру – он открыл новую грань в творчестве Луппиан. Кроме того, он использовал в спектакле весьма необычный прием – поставил в некоторых сценах артистов на ходули, тем самым подчеркнув ритм их диалогов. А диалоги эти действительно сложные, требующие отдельного разбора. Например, Счастливцев и Несчастливцев то и дело цитируют Чехова и Горького. А в сцене, где Несчастливцев укрощает Восмибратова, и вовсе читается стиль чеховских пьес – точно так же и Петя Трофимов укрощал Лопахина – у тебя, мол, такие нежные руки…

Аксюша в исполнении Маргариты Ивановой – дерзкая племянница с задатками комической актрисы. Да и Несчастливцев со Счастливцевым словно поменялись местами – кто из какого амплуа, нам не понять, зато и Новиков, и Лысенков – явные лидеры этого представления. Их встреча и обмен воспоминаниями – актерский и режиссерский апломб, то есть хороший подъем.

Если обобщать, то в стремительной атаке Вытоптова на Островского видится наследие школы Мейерхольда, хотя прямое сравнение явно преждевременно.

ПРОТИВ


Не удалась сценография (Нана Абдрашитова) – все эти шесты, колья, деревянная утварь, изображающая лес, увенчанная резными деревянными панно (не Буланов ли лобзиком работал?). Резные деревяшки скользят вверх-вниз, в дырки вписываются лица, но общего сценографического решения нет. Шкатулка Гурмыжской превратилась в огромный круглый пратикабль с механическим приводом-крышкой. Пропорции людей-вещей искажены – и снова без ясной цели. Костюмы, особенно у Гурмыжской, никакой театральной нагрузки не несут. Переусердствовали с танцами и специальной пластикой. Правда, Моцарт с темой Керубино (Буланов) и с трагическими репликами из «Дон Жуана» и «Волшебной флейты» возникает кстати. Еще одна операция по сращиванию персонажей – Карп и Улита в одном лице (эта роль досталась Ольге Муравицкой). Признаемся, что никто от такой экономии не выиграл – ни спектакль, ни актриса. Получилось не то лицо от Автора, не то андрогин. Свет – одна из «ипостасей» современной режиссуры – в «Лесе» сделан вяло и незаметно (в программке указан художник по свету Гидал Шугаев). Метафора костра (все наличные деревяшки сложены в кучу), на котором Гурмыжская, как Жанна д’Арк, приносит себя в жертву ближним – затягивает финал и не стоит таких усилий.

Как видим, впечатления от премьеры Театра Ленсовета пестры. Но наблюдать за азартом тех, кто снова пускается в соревнование с классикой – и интересно, и полезно. Товстоногов говорил, что в молодости он тоже злоупотреблял сценическими эффектами ради успеха. Может быть, молодежь торопится оттого, что не знает чувства меры. В любом случае смелость простительна. Ее оправданием служат и те искры подлинного таланта, которые удается разглядеть в сооружении под названием «спектакль».
Где: Театр им. Ленсовета

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также