Преступление без наказания

В МХТ показали другого Достоевского

 
Режиссер Лев Эренбург ставит в МХТ во второй раз. Сначала была «Васса Железнова» на Большой сцене, а нынешнее «Преступление и наказание» идет на Малой, что вовсе не умаляет достоинств премьеры. Работая над постановкой, режиссер откровенно сказал, что не любит Достоевского. Впрочем, это не помешало ему выпустить хороший спектакль, в котором совершенно очевидна нелюбовь к первоисточнику.
В его спектакле есть преступление, но практически нет раскаяния, которое по Достоевскому явилось главным наказанием. Показательна в этом смысле программка, где на первой странице в семи пиктограммах, напоминающих знаки дорожного движения, изображена фабула романа «Преступление и наказание». Человечек поднялся по лестнице, убил двух других человечков, спустился вниз, выбежал в светлый дверной проем и встал на колени. Лишь одна деталь претендует на психологическую оценку: в дверной проем бежит черный человечек, на остальных же рисунках он белый.

По первому образованию Эренбург врач, в чем, пожалуй, и кроется причина его нелюбви к достоевщине. У того, кто должен лечить плоть, нет времени и желания копаться в болезнях духа. Поэтому, «разбирая» роли, он обязательно вытаскивает на свет телесные подоплеки, ибо считает их важной причиной складывающихся ситуаций. Неспроста герои спектакля харкают кровью, она течет из порезанных рук и нестойких носов, а Порфирий Петрович и вовсе страдает геморроем.

Мир спектакля населяют хрупкие организмы, целостность наружных оболочек которых постоянно нарушается. Перед нами жесткий сюжет про обычных несчастных людей с их пороками, телесными хворями и губительными страстями. Про людей, которых очень жаль, ибо они обречены глядеть под ноги и не видеть неба.

Красавица Дуня Раскольникова (Паулина Андреева) здесь буквально иссушаема страстью к слабаку Свидригайлову, которого позаимствованный из Питера Евгений Дятлов играет мягко, мелодично и даже напевает. Порфирий у Федора Лаврова явно маниакален. Он будто чует запах крови, сначала как бы панически боится ее вида, а под конец, в сцене признания Раскольникова, напротив, нарочно роняет на пол вазочку с вареньем, и кроваво-красная жижа размазывается по полу. В очередной трущобе возникает неуклюжая и голодная любовь одноногого мещанина (Леонид Тимцуник) с нездоровой Лизаветой (Ольга Воронина), и это почти животное соитие вызывает острое, щемящее сострадание.

Наконец, сам Родион Раскольников (Кирилл Плетнев) слишком брутален для привычного нам бледного мученика идеи. Это очень современный молодой человек, импульсивный, резкий, обиженный на весь свет. В мучительных размышлениях ему отказано. Он скорее на зверином уровне ощущает содеянное и продолжает ненавидеть всю окружающую жизнь, эти жестяные тазы и тряпки, эту навечно замызганную стеклянную чердачную крышу (сценография Валерия Полуновского), которая застит небо, не давая даже глазу обратиться ввысь, не то, что душе прикоснуться к Богу.

Тем, кто любит Достоевского за разверзшиеся душевные бездны, именно этого в спектакле МХТ будет не хватать. Те, кто испытывает потребность думать и сострадать, напротив, удовлетворят ее вполне. В финале спектакля замызганная крыша превращается в покатую стену, и измотанная отчаянной злобой на жизнь Катерина Ивановна (Ксения Лаврова-Глинка) взбирается по ней, грозя дойти до начальства. Однако при этом сползает вниз, не имея ни силы, ни выхода.
Где: МХТ им. А. П. Чехова

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Художественный театр готовит цикл встреч с артистами

    На Новой сцене МХТ им. Чехова стартует проект, героями которого станут артисты прославленной сцены. Первая такая встреча, получившая название «Мхатовские пятницы», состоится 22 ноября, и будет посвящена Наталье Теняковой. ...
  • Елена Цыплакова поставила спектакль «Мать Иисуса»

    В ряду произведений Александра Володина (1919-2001) «Мать Иисуса» - пьеса неожиданная. Взяться за Евангельскую тему в советское атеистическое время, пытаться воссоздать историю его смерти и воскресения… Не каждый мог себе это позволить в тогдашней литературной среде. ...
  • Уильям Лейси готовит для москвичей вечер оперетты

    Британский дирижер Уильям Лейси (на фото) совместно с режиссером Александром Тителем представят в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко премьеру спектакля «Зимний вечер в Шамони», основу которого составляют фрагменты из популярных оперетт. ...
  • Выходит в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера (см. подписка) вы прочтете: - Что ценит Александр Калягин в «Театрале»: письмо к 15-летию журнала; - Чем Владимир Сорокин заинтересовал Максима Диденко; - Как в Санкт-Петербурге создают единое культурное пространство: интервью с замглавы Комитета по культуре Александром Воронко; - Какой будет жизнь Театра им. ...
Читайте также