Прочная конструкция

Кама Гинкас смастерил спектакль из фрагментов шекспировских пьес

 
Собственно шутов в пьесах Шекспира совсем мало. Зато Кама Гинкас отыскал их черты в известных героях – от Ромео и Джульетты до Глостера и короля Лира. И закружил в неистовом карнавальном вихре, где танцуют и поют, веселятся и страдают, любят и умирают.
Здесь всё как в жизни. Ведь несмотря на броские цвета пространства (сценограф Сергей Бархин) и сумасшедшую пестроту костюмов (художник Елена Орлова), уклоны в гротеск и фантасмагорию, спектакль Гинкаса сделан с удивительно точным пониманием реальности. Нынешней. Нашей.

Спектакль начинают двое коверных с бейджиками на пиджаках (Алексей Дубровский и Сергей Лавыгин) – сквозные персонажи, которые перевоплощаются по ходу дела. Такие «носители смерти»: убийцы, могильщики, привратники в аду. Они запускают за красный занавес группы странных существ в ярких нарядах. Тут же расхаживает саксофонист – его меланхоличная джазовая мелодия задает общий тон.

Выстраивая композицию из фрагментов шекспировских пьес, Гинкас предельно логичен. Он идет от молодости через расцвет к угасанию. Показывая весь путь человека, его первые чувства и первые разочарования, страсти и страхи, обиды на родителей – и обиды на детей, размышления о скором конце. Сначала появятся самые юные герои, Ромео и Джульетта, встретившиеся на балу (Сергей Белов и Татьяна Рыбинец разыгрывают больше не любовь, а предчувствие беды). Но вот мгновение – и Ромео преображается в Гамлета. Он по-прежнему юн, но восторг – от первого настоящего познания мира и чувств – сменяется сарказмом и горечью. Ему уже все понятно про жизнь, про людей, про любовь. Он резок и с опечаленной матерью, и с затюканной, несчастной Офелией. Читает Playboy и играет черепом Йорика – тот оказывается резиновым мячом и легко прыгает, напоминая о шутовской природе своего хозяина.

Следующая сцена, из «Ричарда Третьего», где Ричард обольщает леди Анну у гроба мужа, становится самой яркой и чувственной в спектакле. Обворожительная Ольга Демидова, перевоплотившись из одной вдовы, королевы Гертруды, в другую, леди Анну, восхитительно играет страдания красивой женщины, ее метания между долгом, честью – и необъяснимой страстью, от которой кружится голова и подкашиваются ноги. Она то клянет Ричарда, срываясь на крик и пугаясь не его даже, а себя, то расслабленно обмякает в его руках, отвечая на нежности. Превосходен и Игорь Балалаев – Ричард: ироничен, обаятелен, мужественен. Его Ричард сначала скручивается узлом, изображая калеку, а потом распрямляет спину – и вот уже совсем другой человек, сильный, достойный.

Cтарая песня Юрия Антонова «Гляжу в тебя, как в зеркало» – ее напевает Ричард, ища подходы к леди Анне, – придает сцене комический оттенок, нужный, чтобы происходящее не выбивалось из общей интонации. Но именно после этого эпизода спектакль перерастает в настоящую трагедию. Ричард перевоплотится в Макбета, испуганного и рассерженного, дающего указания убить Банко. А затем перевоплотится в бедолагу Калибана, которого нещадно будет бить Просперо. А Просперо (Валерий Баринов) через несколько минут станет Глостером. Ослепший и уничтоженный, он будет метаться среди общего веселья. За ним появится Лир (Игорь Ясулович), мудрый и бесконечно печальный. Он столько знает о людях и мире и так огорчен тем, что видел, что уже не борется – он смирился. Спектакль завершается на тихой, спокойной ноте: да, карнавал завершился, продолжения не будет. Но неплохо, что он все-таки был.
Где: Московский ТЮЗ

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой (шорт-лист фестиваля «Любимовка»-2018) разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
  • В театре «Мастерская» поставили «Сирано де Бержерак»

     Режиссер Александр Баргман представил в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» спектакль «Сирано де Бержерак» по поэме Ростана. Сирано – один из литературных символов высокой любви. Благородный поэт закручивает безумную романтическую интригу и оказывается ее жертвой. ...
Читайте также