Борис Беленький

«Наши театральные вечера мало похожи на бенефисы»

 
17 июня в Третьяковской галерее принцесса Турандот (Ольга Прокофьева) наградит артистов и режиссеров, чьи работы в нынешнем сезоне оказались наиболее интересными. Сердцу принцессы не прикажешь, а учредителю независимой премии «Хрустальная Турандот» Борису Беленькому – тем более. Именно независимость он считает главной заслугой своей премии, а вторую заслугу видит в том, что «Хрустальную Турандот» можно назвать премией-долгожительницей: награда вручается уже 21 год подряд.
– Борис Петрович, впереди церемония награждения, но я хочу начать интервью с другого. На протяжении целого года вы устраивали балы «Хрустальной Турандот» в честь лауреатов минувших лет. И сам собой родился новый жанр – нечто среднее между бенефисом, творческим вечером и спектаклем…

– Да, так в одной из своих публикаций объявила и газета «Новые Известия». Я был приятно удивлен, ведь наши театральные вечера действительно на бенефисы мало похожи. Бенефисом в старое время называли спектакль, весь сбор от которого поступал в пользу того или иного артиста. Плюс он получал продукты и дрова. Здесь другая история. Герой не получает ни денег, ни дров, ни картошки. Но получает лишь то, в чем нуждается больше всего – аплодисменты. И срабатывает закон дирижабля. Дирижабль взлетает, когда наполнен теплым воздухом. Зрительный зал тоже наполняется теплом, когда на сцену выходит, например, Юлия Борисова, Марк Захаров или Александр Ширвиндт. Подобных вечеров в Москве немного, но они, как выяснилось, нужны всем – и господам актерам, и зрителям…

– Почему вы так думаете?

– Между балами порой и месяца не проходило, а билеты разлетались на ура. У «Хрустальной Турандот» появились свои фанаты. Москва – город молвы, и полуторатысячный зал Театра Вахтангова наполнялся молниеносно.

– Вам не обидно, что такой успешный проект живет всего один вечер?

– Нет, но ведь он остается в записи – телеканал «Культура» снимает наши вечера, и у них, оказывается, очень высокий рейтинг просмотра. Уставшие от «киркоровщины» люди точно знают, что это будет достойное искусство – и откладывают дела, чтобы посмотреть трансляцию. Рады балам «Хрустальной Турандот» и сами артисты: Москва ведь сумасшедший город. Встречаемся редко, перезваниваемся коротко. А здесь – отличная возможность высказать свою любовь к коллегам и зрителям. Это дорогого стоит.

– Есть такое опасное понятие, как усталость аудитории. Что делаете вы, чтобы не утомить зрителя однообразием?

– Вот смотрите – бал в честь Владимира Зельдина мы назвали «Свидание с Дон Кихотом». На сцене все время были Владимир Зельдин с принцессой Турандот, с поздравлениями сначала выходили только мужчины, его Санчо Пансы, а в конце вышел хор Дульсиней! На балу в честь Инны Чуриковой мы посвящали ее в Турандот, поскольку Инна Михайловна сыграла невообразимое количество ролей от Марфушеньки-душеньки до Вассы Железновой, но ни разу не играла Турандот. Бал в честь Светланы Немоляевой назывался «Таланты и поклонники». В Светлане Владимировне собрано множество талантов. Талантливая актриса, талантливый человек, талантливая мама, жена, друг, бабушка. Бал в честь Марка Захарова мы делали 11 апреля 2011 года накануне 50-летия полета Гагарина в космос. Вечер вел Игорь Кириллов, диктор Центрального телевидения. Это он когда-то своим знаменитым голосом рассказывал нам о полетах в космос, в том числе о полете Юрия Алексеевича. Мы придумали такой сценарий: театр «Ленком» – космический корабль в открытом космосе, Марк Захаров его командир, к кораблю «Ленкома» пристыковываются разные театры. Так что при таком подходе «усталость аудитории» если и наступит, то совсем нескоро. Главное, что к «Хрустальной Турандот» не падает интерес. В Сети наткнулся на такое подтверждение успешности нашего проекта: некий сайт предлагал за деньги фильм о «Хрустальном бале «Хрустальной Турандот» в режиссуре Бориса Беленького, в ролях – Захаров, Чурикова, Ширвиндт. Что же, крадут только успешное.

– В июне премия «Хрустальная Турандот» будет вручаться в двадцать первый раз – впереди третье десятилетие. Будет что-то меняться?

– Стабильность – признак мастерства. Никаких революций тут быть не должно. Турандот отслеживает театральный процесс, сохраняет все номинации. Если возникает что-то яркое, оно фиксируется. Лауреатами в номинации «Честь и достоинство» в этом году станут Галина Коновалова и Валентин Гафт. Мне, как организатору премии, приятно, что в жюри этого года вошли Валерий Яков, Николай Сванидзе, Дмитрий Бертман – талантливые, интеллигентные люди, которым можно доверять, с которыми можно советоваться. А дальше мы думаем выходить за пределы Москвы. Высококлассные актеры есть и в Петербурге, и в других городах. Есть уникальные люди в соседних цехах – на балу в честь Немоляевой встретил Эльдара Рязанова и задумался, почему я не делаю бал в его честь. Это наша недоработка: надо делать балы в честь таких людей, как Рязанов, Башмет, Вишневская, Плисецкая, Васильев, Софи Лорен, Богдан Ступка. Хочется, чтобы этот проект жил именно в Театре Вахтангова, где работают очень творческие и интеллигентные люди, начиная от Римаса Туминачса и директора Кирилла Крока и заканчивая звукорежиссерами, костюмерами, гримерами. …И в этой ситуации я думаю: какой же я счастливый человек. Я могу спокойно отметать звонки ходоков из разных политических организаций. Наша принцесса Турандот ни разу не взяла ни копейки из городского или федерального бюджета. Никто не может упрекнуть ее в том, что она любит за деньги. Счастье, когда ты служишь при дворе Его Величества театра, где правят непреходящие ценности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Театральные деятели выступили в поддержку Сергея Афанасьева

    В среду, 13 ноября, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев и другие деятели сцены попросили губернатора Новосибирской области Андрея Травникова оказать поддержку городскому театру Сергея Афанасьева. ...
  • Бухгалтер Масляева уволилась из театра «У Никитских ворот»

    В среду, 13 ноября, во время дачи показаний в Мещанском суде Москвы по делу «Седьмой студии» бухгалтер Нина Масляева сообщила, что работает в «ГАЛК ЭКО Перовский», а не в театре «У Никитских ворот», как это было раннее, передает «КоммерсантЪ». ...
  • «Не хотим подогревать нездоровую ситуацию»

    Центр театрального искусства при Московском Лианозовском театре вынужден отменить ближайшие показы спектакля «#рябчиковжуй #новыдержитесь», созданного по мотивам повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино» в связи с «нездоровым ажиотажем», возникшим вокруг постановки после ее запрета на фестивале «Молодые – молодым». ...
  • Краснодарский театр кукол оказался на грани разрушения

     Уходящий Год театра продолжает «радовать» сюрпризами. На сей раз тревогу забил Краснодарский театр кукол, который, по словам артистов труппы, «стоит на грани разрушения». Открытое письмо коллектива, адресованное губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву, поступило в редакцию журнала «Театрал»:   «Настоящее открытое письмо является обращением коллектива Краснодарского краевого театра кукол, который сегодня стоит на грани если не уничтожения, то разрушения. ...
Читайте также