Борис Беленький

«Наши театральные вечера мало похожи на бенефисы»

 
17 июня в Третьяковской галерее принцесса Турандот (Ольга Прокофьева) наградит артистов и режиссеров, чьи работы в нынешнем сезоне оказались наиболее интересными. Сердцу принцессы не прикажешь, а учредителю независимой премии «Хрустальная Турандот» Борису Беленькому – тем более. Именно независимость он считает главной заслугой своей премии, а вторую заслугу видит в том, что «Хрустальную Турандот» можно назвать премией-долгожительницей: награда вручается уже 21 год подряд.
– Борис Петрович, впереди церемония награждения, но я хочу начать интервью с другого. На протяжении целого года вы устраивали балы «Хрустальной Турандот» в честь лауреатов минувших лет. И сам собой родился новый жанр – нечто среднее между бенефисом, творческим вечером и спектаклем…

– Да, так в одной из своих публикаций объявила и газета «Новые Известия». Я был приятно удивлен, ведь наши театральные вечера действительно на бенефисы мало похожи. Бенефисом в старое время называли спектакль, весь сбор от которого поступал в пользу того или иного артиста. Плюс он получал продукты и дрова. Здесь другая история. Герой не получает ни денег, ни дров, ни картошки. Но получает лишь то, в чем нуждается больше всего – аплодисменты. И срабатывает закон дирижабля. Дирижабль взлетает, когда наполнен теплым воздухом. Зрительный зал тоже наполняется теплом, когда на сцену выходит, например, Юлия Борисова, Марк Захаров или Александр Ширвиндт. Подобных вечеров в Москве немного, но они, как выяснилось, нужны всем – и господам актерам, и зрителям…

– Почему вы так думаете?

– Между балами порой и месяца не проходило, а билеты разлетались на ура. У «Хрустальной Турандот» появились свои фанаты. Москва – город молвы, и полуторатысячный зал Театра Вахтангова наполнялся молниеносно.

– Вам не обидно, что такой успешный проект живет всего один вечер?

– Нет, но ведь он остается в записи – телеканал «Культура» снимает наши вечера, и у них, оказывается, очень высокий рейтинг просмотра. Уставшие от «киркоровщины» люди точно знают, что это будет достойное искусство – и откладывают дела, чтобы посмотреть трансляцию. Рады балам «Хрустальной Турандот» и сами артисты: Москва ведь сумасшедший город. Встречаемся редко, перезваниваемся коротко. А здесь – отличная возможность высказать свою любовь к коллегам и зрителям. Это дорогого стоит.

– Есть такое опасное понятие, как усталость аудитории. Что делаете вы, чтобы не утомить зрителя однообразием?

– Вот смотрите – бал в честь Владимира Зельдина мы назвали «Свидание с Дон Кихотом». На сцене все время были Владимир Зельдин с принцессой Турандот, с поздравлениями сначала выходили только мужчины, его Санчо Пансы, а в конце вышел хор Дульсиней! На балу в честь Инны Чуриковой мы посвящали ее в Турандот, поскольку Инна Михайловна сыграла невообразимое количество ролей от Марфушеньки-душеньки до Вассы Железновой, но ни разу не играла Турандот. Бал в честь Светланы Немоляевой назывался «Таланты и поклонники». В Светлане Владимировне собрано множество талантов. Талантливая актриса, талантливый человек, талантливая мама, жена, друг, бабушка. Бал в честь Марка Захарова мы делали 11 апреля 2011 года накануне 50-летия полета Гагарина в космос. Вечер вел Игорь Кириллов, диктор Центрального телевидения. Это он когда-то своим знаменитым голосом рассказывал нам о полетах в космос, в том числе о полете Юрия Алексеевича. Мы придумали такой сценарий: театр «Ленком» – космический корабль в открытом космосе, Марк Захаров его командир, к кораблю «Ленкома» пристыковываются разные театры. Так что при таком подходе «усталость аудитории» если и наступит, то совсем нескоро. Главное, что к «Хрустальной Турандот» не падает интерес. В Сети наткнулся на такое подтверждение успешности нашего проекта: некий сайт предлагал за деньги фильм о «Хрустальном бале «Хрустальной Турандот» в режиссуре Бориса Беленького, в ролях – Захаров, Чурикова, Ширвиндт. Что же, крадут только успешное.

– В июне премия «Хрустальная Турандот» будет вручаться в двадцать первый раз – впереди третье десятилетие. Будет что-то меняться?

– Стабильность – признак мастерства. Никаких революций тут быть не должно. Турандот отслеживает театральный процесс, сохраняет все номинации. Если возникает что-то яркое, оно фиксируется. Лауреатами в номинации «Честь и достоинство» в этом году станут Галина Коновалова и Валентин Гафт. Мне, как организатору премии, приятно, что в жюри этого года вошли Валерий Яков, Николай Сванидзе, Дмитрий Бертман – талантливые, интеллигентные люди, которым можно доверять, с которыми можно советоваться. А дальше мы думаем выходить за пределы Москвы. Высококлассные актеры есть и в Петербурге, и в других городах. Есть уникальные люди в соседних цехах – на балу в честь Немоляевой встретил Эльдара Рязанова и задумался, почему я не делаю бал в его честь. Это наша недоработка: надо делать балы в честь таких людей, как Рязанов, Башмет, Вишневская, Плисецкая, Васильев, Софи Лорен, Богдан Ступка. Хочется, чтобы этот проект жил именно в Театре Вахтангова, где работают очень творческие и интеллигентные люди, начиная от Римаса Туминачса и директора Кирилла Крока и заканчивая звукорежиссерами, костюмерами, гримерами. …И в этой ситуации я думаю: какой же я счастливый человек. Я могу спокойно отметать звонки ходоков из разных политических организаций. Наша принцесса Турандот ни разу не взяла ни копейки из городского или федерального бюджета. Никто не может упрекнуть ее в том, что она любит за деньги. Счастье, когда ты служишь при дворе Его Величества театра, где правят непреходящие ценности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Это был забег на длинную дистанцию»

    Директор Российского государственного театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина Анатолий Полянкин с 1 августа покидает свой пост. Что стало причиной столь неожиданного поворота? «Театрал» получил возможность эксклюзивного интервью с художественным руководителем «Сатирикона» Константином Райкиным и директором театра Анатолием Полянкиным. ...
  • Год неравных возможностей

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии КАМИНСКОЙ (мнения других экспертов – ищите по хэштэгу «Итоги сезона» внизу этой публикации). ...
  • Инну Чурикову выписали из больницы

    Народная артистка СССР Инна Чурикова вернулась домой после госпитализации. Напомним, вечером 18 июля во время спектакля «Старая дева» Инна Михайловна оступилась на сцене и с полученной травмой была госпитализирована в Институт им. ...
  • Инну Чурикову перевели из реанимации в обычную палату

    Инну Чурикову перевели из реанимации в обычную палату в НИИ им. Склифосовского, сообщает РИА Новости со ссылкой на справочную больницы. Актриса находится в состоянии средней тяжести.   Ранее сообщалось, что Чурикова госпитализирована в тяжелом состоянии. ...
Читайте также