Режиссер-постановщик Андрей Житинкин

«Зритель устал от экспериментов»

 
После премьеры «Пиковой дамы», состоявшейся в Малом театре, режиссер-постановщик Андрей Житинкин ответил на вопросы «Театрала».
Почему вы выбрали для постановки именно «Пиковую даму»? История постановок – огромная, слов много, действия мало... Чем объясняется ваш выбор?

– Невероятной актуальностью этого произведения! Сегодня многие молодые люди хотят получить все и сразу – не затрачиваясь, не прилагая ни малейших усилий. Причем, касается это не только рвачей по натуре, но и умных, талантливых. А Пушкин описал Германна талантливым человеком, который долго готовился к старту – не пьянствовал, избегал кутежей, не играл в карты, но все равно однажды подвергся роковому искушению, которое не смог преодолеть. Мало того, Германн в какой-то момент заигрался – захотел овладеть миром. Не случайно же Александр Сергеевич Пушкин написал о нем: «Профиль Наполеона, душа Мефистофеля». Я считаю, таких людей как этот новый «Мессия», надо попытаться предостеречь и остановить, потому что очень легко расшатать наш маленький земной шарик – вплоть до мировой войны, до вселенской катастрофы. Думаю, Пушкин и об этом думал тоже. В финале нашего спектакля зло наказано: графиня роковым образом остановила потенциального «завоевателя планеты».

Не говорили ли вам сами стены Малого театра: «Только, пожалуйста, г-н Житинкин, без экспериментов: у нас тут – оплот традиций русской сцены»?

– По-моему, современный зритель уже настолько устал от экспериментов, что его сейчас не заинтересуешь и не удивишь никаким авангардным или абсурдистским ходом. Публика – поверьте, это мое глубокое убеждение! – соскучилась по красоте, изяществу, гармоничной картинке и стильному оформлению. Поэтому в нашем спектакле нет перевернутых с ног на голову историй. Да, сегодня многие, особенно молодые режиссеры любят переносить время действия в наши дни, иногда даже дописывают за классиков текст. Я считаю, что это неправильно. Для нас главным было – сломать канон изнутри. Внешне это сделать легко: возьми и перенеси время действия в наши дни. Мы могли бы сыграть «Пиковую даму» в современном офисе, в модном интерьере в стиле хай-тек, но зачем?! Когда я имею режиссерское счастье видеть, как завороженный зритель тянется к сцене и, вытянув шею, внимает подлинный пушкинский текст. Плохо, когда публика отшатывается от сцены, пугаясь идущей с подмостков агрессии. Я считаю, что мы сделали стильный спектакль. Костюмы от нашего выдающегося кутюрье Славы Зайцева – платья с кринолином, военные мундиры с золотыми эполетами – это же была очень красивая эпоха. Художник-постановщик спектакля Андрей Шаров, с которым мы совместно сделали, наверное, около 30 спектаклей, очень точно чувствует атмосферу и стилистику драматургического материала. Поэтому художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин сразу принял и одобрил нашу версию.

Вы сказали, что стремились сломать канон изнутри: чем ваша «Пиковая дама» отличается от предыдущих трактовок?

– Мы хотели очистить пушкинский текст от штампов. Ведь многие зрители знают сюжет «Пиковой дамы» по опере Чайковского – прекрасной, яркой, пафосной и при этом… мелодраматичной. Там, например, Лиза топится, чего в помине нет у Пушкина! Это все придумал либреттист. Мы стремились уйти от мелодрамы.
Но, по-моему, главное, о чем хотел поведать в этом произведении Пушкин, так это об экзистенциальном выборе каждого человека. Каждый должен для себя решить: поведется ли он – извините за современный глагол «поведется», но здесь он, по-моему, уместен – на этот анекдот, чудо, сказку о легком выигрыше? Или же все-таки будет последовательно, исключительно за счет внутренних усилий, не отвергая нравственный императив, не идя по головам окружающих, добиваться своей цели – пожалуйста, какой угодно высокой? И стоит ли претендовать на мировое господство? Ведь все те люди, которые бросали вызов Богам, а их было много – я ставил и «Калигулу», и «Милого друга», и «Признания авантюриста Феликса Круля», – очень плохо кончили. Наш герой сходит с ума, его отправляют в Обуховскую больницу, что соответствует пушкинскому тексту. Но душа Германна в нашем спектакле спасена призраком Пиковой дамы, которая укачивает Германна и поет ему колыбельную – старинную народную колыбельную того времени.


  • Нравится

Самое читаемое

  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
Читайте также


Читайте также

  • Юрий Грымов: «Я никогда не провожу кастинги»

    В среду, 20 июня, театр «Модерн» представит свою версию горьковской пьесы «На дне». С того момента, как Юрий ГРЫМОВ возглавил театр, в «Модерне» значительно поменялся репертуар и, по словам режиссера, пришла новая публика. ...
  • Ольга Прокофьева: «Хочу сыграть великую женщину»

    20 июня одна из ведущих актрис Театра им. Маяковского Ольга ПРОКОФЬЕВА отмечает юбилей.   – Ольга, вас можно по праву назвать одной из самых элегантных актрис, какими средствами вы этого достигаете?   – Вся наша жизнь в голове. ...
  • Константин Райкин: «И в Москве есть глухая провинция…»

    На протяжении многолетней истории «Сатирикон» переживал разные периоды, но сейчас наступил, наверное, самый сложный. Дело в том, что никто пока не может назвать внятных сроков окончания реконструкции, и коллектив уже не первый год продолжает вести кочевую жизнь, выпуская в таких условиях на порядок меньше спектаклей. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
Читайте также