Жрица на мотоцикле

Арпад Шиллинг рассказал о кризисе одной семьи и целого общества

 
Когда четыре года назад Арпад Шиллинг распустил свой театр «Кретакор», объявив о своем разочаровании в возможностях театрального искусства, – многим казалось, что мировая сцена навсегда потеряла одного из своих сталкеров и забияк. Однако после нескольких лет молчания Шиллинг, откликнувшись на предложение руководителя театра «Трафо» Дьюри Сабо, вернулся к своим политическим спектаклям, поставив несколько спектаклей под общим названием «Трилогия кризиса», которые рассказывают историю одной венгерской семьи. Третья часть трилогии с успехом была показана на Wiener Festwochen.
Когда Маяковского спрашивали, в чем цель его политических стихов, он отвечал: «Сказать сволочам, что они сволочи!» Венгерский режиссер Арпад Шиллинг вполне мог бы повторить фразу нашего поэта. Цель «сказать всем сволочам, что они сволочи», – всегда была привлекательна для одного из ярчайших представителей политического театра. «Трилогия кризиса» рассказывает о среднестатистической венгерской семье Гат, и их выживании в сволочном мире. Первая часть посвящена сыну – Балажу, вторая – отцу семейства, психоаналитику. Наконец, третья итоговая часть, носящая подзаголовок «Священнослужительница», рассказывает историю матери семейства.

Разочаровавшись (как и сам постановщик и автор текста Арпад Шиллинг в сценической профессии), бывшая актриса отправляется в школу-интернат в глухую деревню вести занятия практической психологии, носящей немецкой название – «dramapadagogik». Сейчас это довольно модное направление в западной психологии и психиатрии, предполагающее помощь игровых практик в решении разного рода психологических и даже физиологических проблем.

К работе над постановкой Арпад Шиллинг привлек профессиональных актеров и реальных детей. В Венгрии спектакль играется в школах и гимназиях.

Постановка начинается уроком физкультуры: бодрой трусцой по кругу бегают неуклюжие и старательные подростки, тщательно выполняя команды: «нале-направо!», «стоп», «бегом»… В мирное занятие врывается шум мотоцикла, со сцены в зал ползут отвратительные выхлопные газы, а всех раздражающая мотоциклистка снимает шлем и оказывается новой школьной учительницей. Урок физкультуры сменяется уроком «драмы». И вот притихший зал слушает разнообразные, красноречивые и достаточно ужасные истории детей из семей, которые принято называть неблагополучными.

Арпад Шиллинг сознательно довольно надолго оставляет непроясненным: рассказывают ли дети психологу и залу свои реальные истории или «играют» придуманные режиссером сценарии. Пока, обращаясь к фестивальному залу, юный исполнитель не бросит с вызовом: «Ну и что с того, что этот несчастный ребенок – это не я сам? Вам уже на него наплевать?»

Надо сказать, что дети в этой постановке существуют прекрасно, полностью подтверждая тезис, что кошку и ребенка на сцене не переиграть никому. К сожалению, рядом с их естественной непосредственностью вдруг проявились многочисленные театральные штампы взрослых исполнителей. Особенно пострадала роль протагонистки. Мама Гат в исполнении Лиллы Шарошди. Истеричная, фальшивая в любой своей реакции – смеется ли она над остроумными ответами учеников, или скандалит с маленьким сыном – эта мадам Гат с самого начала вызывает зубную боль. Испытываешь подлинное облегчение, когда неизбежное разворачивание сюжета приводит ее к конфликту с коллегами (прежде всего с учителем закона Божьего отцом Лоландом), а потом и с детьми.

Не думаю, что неприязнь к главной героине входила в планы режиссера, но личностный звук исполнительницы довольно многое переакцентировал в замысле спектакля. Пытаясь расшевелить и раскрепостить детей, приезжая учительница слишком многое разрушает в их картине мира, слишком многие традиционные ценности ставит под сомнение, недостаточно зная, чем их заменить. Пытаясь научить детей быть сильными, эта «священннослужительница» культа прогресса сама внутренне слаба, зажата, несчастна. Она рассталась с мужем и не может найти понимания со своим единственным маленьким сыном, который тоскует по Будапешту и рвется к отцу.

Дети – ярые консерваторы, ненавидящие любое покушение на привычную картину мира. При этом дети чувствуют фальшь и внутреннюю слабость в любом человеке как чувствуют животные. Приехавшую учительницу изгоняет не только педагогический коллектив – ее отвергает и детское сообщество. Любимая ученица с размаху бьет по мотоциклу учительницы, так что у машины отлетают пластиковые надкрылья: убирайтесь отсюда поскорее! Без вас будет чище!

…Арпад Шиллинг предоставляет зрителям возможность самим оценивать эксперимент и степень его удачности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • В новом сезоне «Геликон-опера» представит шесть премьер

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» в юбилейном 30-м сезоне готовится представить шесть премьер, первой из них станет постановка «Мистер Георг Отс» в режиссуре художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. ...
  • Лев Додин исследует Флобера

    Под занавес 74-го сезона Малый драматический театр – Театр Европы представит премьеру «Кровь книги. Флобер». Постановка, посвященная Гюставу Флоберу и его роману «Мадам Бовари», выйдет на Камерной сцене 20 июля. ...
  • Ноктюрн, ковер, медведь и дети

    «Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес». ...
  • Александринский театр поставит пьесу французского сюрреалиста

    Первой премьерой нового 264-го сезона в Александринском театре станет постановка Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» по пьесе французского драматурга и поэта Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». ...
Читайте также