Жрица на мотоцикле

Арпад Шиллинг рассказал о кризисе одной семьи и целого общества

 
Когда четыре года назад Арпад Шиллинг распустил свой театр «Кретакор», объявив о своем разочаровании в возможностях театрального искусства, – многим казалось, что мировая сцена навсегда потеряла одного из своих сталкеров и забияк. Однако после нескольких лет молчания Шиллинг, откликнувшись на предложение руководителя театра «Трафо» Дьюри Сабо, вернулся к своим политическим спектаклям, поставив несколько спектаклей под общим названием «Трилогия кризиса», которые рассказывают историю одной венгерской семьи. Третья часть трилогии с успехом была показана на Wiener Festwochen.
Когда Маяковского спрашивали, в чем цель его политических стихов, он отвечал: «Сказать сволочам, что они сволочи!» Венгерский режиссер Арпад Шиллинг вполне мог бы повторить фразу нашего поэта. Цель «сказать всем сволочам, что они сволочи», – всегда была привлекательна для одного из ярчайших представителей политического театра. «Трилогия кризиса» рассказывает о среднестатистической венгерской семье Гат, и их выживании в сволочном мире. Первая часть посвящена сыну – Балажу, вторая – отцу семейства, психоаналитику. Наконец, третья итоговая часть, носящая подзаголовок «Священнослужительница», рассказывает историю матери семейства.

Разочаровавшись (как и сам постановщик и автор текста Арпад Шиллинг в сценической профессии), бывшая актриса отправляется в школу-интернат в глухую деревню вести занятия практической психологии, носящей немецкой название – «dramapadagogik». Сейчас это довольно модное направление в западной психологии и психиатрии, предполагающее помощь игровых практик в решении разного рода психологических и даже физиологических проблем.

К работе над постановкой Арпад Шиллинг привлек профессиональных актеров и реальных детей. В Венгрии спектакль играется в школах и гимназиях.

Постановка начинается уроком физкультуры: бодрой трусцой по кругу бегают неуклюжие и старательные подростки, тщательно выполняя команды: «нале-направо!», «стоп», «бегом»… В мирное занятие врывается шум мотоцикла, со сцены в зал ползут отвратительные выхлопные газы, а всех раздражающая мотоциклистка снимает шлем и оказывается новой школьной учительницей. Урок физкультуры сменяется уроком «драмы». И вот притихший зал слушает разнообразные, красноречивые и достаточно ужасные истории детей из семей, которые принято называть неблагополучными.

Арпад Шиллинг сознательно довольно надолго оставляет непроясненным: рассказывают ли дети психологу и залу свои реальные истории или «играют» придуманные режиссером сценарии. Пока, обращаясь к фестивальному залу, юный исполнитель не бросит с вызовом: «Ну и что с того, что этот несчастный ребенок – это не я сам? Вам уже на него наплевать?»

Надо сказать, что дети в этой постановке существуют прекрасно, полностью подтверждая тезис, что кошку и ребенка на сцене не переиграть никому. К сожалению, рядом с их естественной непосредственностью вдруг проявились многочисленные театральные штампы взрослых исполнителей. Особенно пострадала роль протагонистки. Мама Гат в исполнении Лиллы Шарошди. Истеричная, фальшивая в любой своей реакции – смеется ли она над остроумными ответами учеников, или скандалит с маленьким сыном – эта мадам Гат с самого начала вызывает зубную боль. Испытываешь подлинное облегчение, когда неизбежное разворачивание сюжета приводит ее к конфликту с коллегами (прежде всего с учителем закона Божьего отцом Лоландом), а потом и с детьми.

Не думаю, что неприязнь к главной героине входила в планы режиссера, но личностный звук исполнительницы довольно многое переакцентировал в замысле спектакля. Пытаясь расшевелить и раскрепостить детей, приезжая учительница слишком многое разрушает в их картине мира, слишком многие традиционные ценности ставит под сомнение, недостаточно зная, чем их заменить. Пытаясь научить детей быть сильными, эта «священннослужительница» культа прогресса сама внутренне слаба, зажата, несчастна. Она рассталась с мужем и не может найти понимания со своим единственным маленьким сыном, который тоскует по Будапешту и рвется к отцу.

Дети – ярые консерваторы, ненавидящие любое покушение на привычную картину мира. При этом дети чувствуют фальшь и внутреннюю слабость в любом человеке как чувствуют животные. Приехавшую учительницу изгоняет не только педагогический коллектив – ее отвергает и детское сообщество. Любимая ученица с размаху бьет по мотоциклу учительницы, так что у машины отлетают пластиковые надкрылья: убирайтесь отсюда поскорее! Без вас будет чище!

…Арпад Шиллинг предоставляет зрителям возможность самим оценивать эксперимент и степень его удачности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой (шорт-лист фестиваля «Любимовка»-2018) разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
  • В театре «Мастерская» поставили «Сирано де Бержерак»

     Режиссер Александр Баргман представил в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» спектакль «Сирано де Бержерак» по поэме Ростана. Сирано – один из литературных символов высокой любви. Благородный поэт закручивает безумную романтическую интригу и оказывается ее жертвой. ...
Читайте также