Царь Голод

«Нелепая поэмка» в ТЮЗе режиссер Кама Гинкас

 
Режиссер мучающийся и лукавый, страдающий и конфликтный, мстительный и непримиримый, Кама Гинкас поставил текст № 1 для всего корпуса «русской мысли», его, возможно, отправную точку – диспут о свободе человека: «Великого Инквизитора» Достоевского.
Ничего сложнее не сыскать для сцены: философский монолог, горячечный, жестокий по отношению к слушателю, агрессивный и к просветлению не ведущий. Гинкас правильно подгадал время постановки: сегодня как раз история страны подошла к тому рубежу, когда ежедневно проверяется готовность общества принять все без исключения условия свободы. А именно об условиях свободы «говорит» молчаливый Иисус у Достоевского, и именно о безусловности несвободы ему рассказывает разуверившийся Инквизитор. Что выберет современное общество, лихо за несколько лет превратившееся из самого либерального и пытливого в самое буржуазное и заносчивое: дешевые гарантированные хлебы и послушание или свободу, грозящую неопределенностью, пробуждающую инициативу и волю к самоопределению. В буме потребления угасли идеалы перестройки: гласность, покаяние, историческая справедливость, монолитность общества. Расслоенное, разобщенное, оно сегодня проще, чем когда-либо, готово принять любые правила игры, лишь бы сохранить доступ к благам цивилизации.

[%5441%]В этом смысле с анализом общества, которое произвел Великий Инквизитор, Гинкас согласен: и с чрезмерной «элитарностью» христианства, обращающегося лишь к посвященным, и иллюзорной верностью народа, знающего лишь один закон – закон голода. Важнее в «Нелепой поэмке» другое. Путем парадоксов и сомнений, путем издевательств и лукавства Кама Гинкас защищает природу Иисуса Христа, отстаивая свое право на свободу, но и признавая право других эту свободу не иметь или презирать ее. Кама Гинкас оскорбляет чувства верующих, распиная хлебные батоны на деревянном кресте, показывая истинного бога толпы, но все равно упорно остается с Распятым. «Нелепая поэмка» – режиссерский и личностный подвиг Камы Гинкаса, спектакль-позиция. Гинкас через слова Инквизитора предъявляет нам всю сложнейшую метафизику христианства разом, оставаясь под руку с Христом хотя бы за одно то, что Христос – такой сложный, а Инквизитор – такой элементарный, такой позитивист.

Режиссер окружает пространство своего диспута немым, не способным на защиту Христа Алешей Карамазовым и агрессивными защитниками Инквизитора, бесчисленной ратью людей-инвалидов – «колясочников» и «костыльников», ассоциируя человечество с этой непрокормленной воробьиной ордой, зависимой от хлебов. Гинкас напоминает нам о том, что эти «нищие духом» блаженны. И своего хлеба всегда дождутся, как птицы.

[%5440%]В Инквизиторе Игорь Ясулович играет самую суть инквизиции, как ее понимает Достоевский, – гнев, гневливость почти античного свойства по поводу безгневности, «свободолюбивости» христианства. Он кружит по сцене как хозяин, не забывая заигрывать со свитой инвалидов, которая «играет» своего короля, он показывает нам сценические фокусы, чтобы убедить в чудесах своего правления: грызет кирпич, самораспинается на кресте или управляет инвалидной толпой как оркестром Царя Голода. В финале Инквизитор застывает за столом под слова о страдающем одиноком правителе, принявшем на себя грехи своего народа. Сидящий Игорь Ясулович становится какой-то прекрасной световой живописью Караваджо, голограммой, духовным образом, иконой. Здесь театр преодолевает свою природу, свершается превращение театра в живопись: палач, сраженный неожиданным поцелуем Иисуса, застывает немым парадоксом. Умным человеком, так и не понявшим Самого Главного.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также