Царь Голод

«Нелепая поэмка» в ТЮЗе режиссер Кама Гинкас

 
Режиссер мучающийся и лукавый, страдающий и конфликтный, мстительный и непримиримый, Кама Гинкас поставил текст № 1 для всего корпуса «русской мысли», его, возможно, отправную точку – диспут о свободе человека: «Великого Инквизитора» Достоевского.
Ничего сложнее не сыскать для сцены: философский монолог, горячечный, жестокий по отношению к слушателю, агрессивный и к просветлению не ведущий. Гинкас правильно подгадал время постановки: сегодня как раз история страны подошла к тому рубежу, когда ежедневно проверяется готовность общества принять все без исключения условия свободы. А именно об условиях свободы «говорит» молчаливый Иисус у Достоевского, и именно о безусловности несвободы ему рассказывает разуверившийся Инквизитор. Что выберет современное общество, лихо за несколько лет превратившееся из самого либерального и пытливого в самое буржуазное и заносчивое: дешевые гарантированные хлебы и послушание или свободу, грозящую неопределенностью, пробуждающую инициативу и волю к самоопределению. В буме потребления угасли идеалы перестройки: гласность, покаяние, историческая справедливость, монолитность общества. Расслоенное, разобщенное, оно сегодня проще, чем когда-либо, готово принять любые правила игры, лишь бы сохранить доступ к благам цивилизации.

[%5441%]В этом смысле с анализом общества, которое произвел Великий Инквизитор, Гинкас согласен: и с чрезмерной «элитарностью» христианства, обращающегося лишь к посвященным, и иллюзорной верностью народа, знающего лишь один закон – закон голода. Важнее в «Нелепой поэмке» другое. Путем парадоксов и сомнений, путем издевательств и лукавства Кама Гинкас защищает природу Иисуса Христа, отстаивая свое право на свободу, но и признавая право других эту свободу не иметь или презирать ее. Кама Гинкас оскорбляет чувства верующих, распиная хлебные батоны на деревянном кресте, показывая истинного бога толпы, но все равно упорно остается с Распятым. «Нелепая поэмка» – режиссерский и личностный подвиг Камы Гинкаса, спектакль-позиция. Гинкас через слова Инквизитора предъявляет нам всю сложнейшую метафизику христианства разом, оставаясь под руку с Христом хотя бы за одно то, что Христос – такой сложный, а Инквизитор – такой элементарный, такой позитивист.

Режиссер окружает пространство своего диспута немым, не способным на защиту Христа Алешей Карамазовым и агрессивными защитниками Инквизитора, бесчисленной ратью людей-инвалидов – «колясочников» и «костыльников», ассоциируя человечество с этой непрокормленной воробьиной ордой, зависимой от хлебов. Гинкас напоминает нам о том, что эти «нищие духом» блаженны. И своего хлеба всегда дождутся, как птицы.

[%5440%]В Инквизиторе Игорь Ясулович играет самую суть инквизиции, как ее понимает Достоевский, – гнев, гневливость почти античного свойства по поводу безгневности, «свободолюбивости» христианства. Он кружит по сцене как хозяин, не забывая заигрывать со свитой инвалидов, которая «играет» своего короля, он показывает нам сценические фокусы, чтобы убедить в чудесах своего правления: грызет кирпич, самораспинается на кресте или управляет инвалидной толпой как оркестром Царя Голода. В финале Инквизитор застывает за столом под слова о страдающем одиноком правителе, принявшем на себя грехи своего народа. Сидящий Игорь Ясулович становится какой-то прекрасной световой живописью Караваджо, голограммой, духовным образом, иконой. Здесь театр преодолевает свою природу, свершается превращение театра в живопись: палач, сраженный неожиданным поцелуем Иисуса, застывает немым парадоксом. Умным человеком, так и не понявшим Самого Главного.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Чайка» — это молодая пьеса, которая жива всегда»

    29 января, в день рождения А.П. Чехова, в музее МХАТ состоятся бесплатные мероприятия, посвященные 160-летию знаменитого писателя и драматурга: лекция «Загадка «Чайки» и спектакль «Медведь». Легендарную пьесу «Чайка» сегодня ставят и играют по-разному. ...
  • В Губернском театре поставили кабаре

    Губернский театр 13 февраля представит премьеру спектакля «Серебряное зеркало» в новом для себя жанре – поэтическое кабаре. В основе постановки Ольги Матвеевой – женская поэзия начала XX века. «Работая над спектаклем, нам хотелось восстановить забытые страницы истории русской поэзии, – рассказала Ольга Матвеева. ...
  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
  • Сорокин-трип

    Живой классик Владимир Сорокин не склонен доверять театру (и однажды чуть было не подал в суд на Андрея Могучего, категорически не приняв постановку «Дисморфомании»). Но три театра – «Практика», Театр на Малой Бронной и «Ленком» – почти синхронно взялись за сорокинские тексты, и автор, похоже, остался доволен. ...
Читайте также