Игорь Скляр

«Не жалею, что ушел из МДТ»

 
Знаменитый представитель театрального Петербурга – Игорь Скляр по-прежнему ассоциируется с Малым драматическим театром Льва Додина, в котором прошла значительная часть его творческой жизни. И сегодня зрители снова интересуются, почему актер давно не играет в премьерах, хотя далеко уже не первый год, как он покинул тот театр. В интервью «Театралу» он рассказал о причинах своего ухода и о том, почему не собирается возвращаться на прославленную сцену…
– Сегодня человечество стремится к саморазрушению, добыванию новых ощущений, впечатлений, – говорит актер. – Вчера была хорошая машина, а завтра нужна новая, лучшая. Это стремление к получению все новых ощущений от жизни, не познание ее, а отупение. Создается ощущение, что человечество теряет инстинкт самосохранения.

– Разве театр – не погоня за ощущениями?

– Есть разный театр. Настоящий хороший театр – это прежде всего познание человека, а не просто жизни. Мне интересна жизнь. Интересно, если актер скрупулезно отслеживает логику отношений, обстоятельств, поведения. Это меня втягивает, и я начинаю сопереживать. А если один прием, второй прием, то через пять минут мне скучно.

– Поэтому ушли из МДТ?

– И нет, и да. Театр внутри – это все равно семейные, почти родственные отношения. Только не поймите превратно, но между партнерами в театре иногда возникают более близкие отношения, чем с родственниками, потому что в работе они открываются перед друг другом и зрителем до конца.

– Так что послужило причиной вашего ухода?

– Ничто и все. Просто семейные отношения. «Почему вы развелись с женой?» «По разным причинам» «Она вам изменила?» «Нет». «Надоела?» «Нет». «Нашли другую?»

– В Интернете есть якобы ваши слова, сказанные после ухода: «Додин – собственник и тиран».

– Это чушь. Никогда я такого не говорил. Это выдумка журналистов.

– Но ведь этот театр – престижный. Президентский грант, гастроли по всему миру…

– Пусть престижный. Я считаю, что за последние десять лет в нем ничего не происходит.

– Ну а как же нашумевший «Король Лир»?

– Я там должен был играть, но не стал. Не понимаю и не понимал, почему надо бродить по сцене голым. В спектаклях Някрошюса тоже есть эротические сцены, но они воспринимаются иначе. Я знаю, что Отелло убьет Дездемону, но смотрю и думаю: «Неужели убьет?» И в этот момент мелькает ее тело, а меня это не отвлекает, это в потоке моих эмоциональных переживаний. А когда на сцене стоят формально голые дядьки, не зная, для чего они это делают, зритель стыдливо опускает глаза. Но я не буду обвинять кого-то в том, что он делает что-то не так, как мне кажется. Я не буду спорить, просто уйду в другую сторону.

– Вы снимались у замечательных режиссеров – Аллы Суриковой, Карена Шахназарова, Глеба Панфилова… Но у вас был фильм «Детский сад» с одним непрофессиональным режиссером – Евгением Евтушенко. Насколько интересно было работать с поэтом?

– Я вообще люблю людей неординарных и по-хорошему сумасшедших. Евтушенко из таких. В то время я жил в коммуналке на Владимирской площади. Около семи утра в коридоре зазвонил телефон, и поскольку он был ближе к моей комнате, то взял трубку я: «Здрасьте. С вами говорит Евтушенко», – услышал я. Потом он три с половиной часа рассказывал мне сценарий картины, убеждал, что именно я должен играть роль его отца, потому что очень похож на него, читал мне стихи. Я стоял в коридоре, в халатике, с голыми ногами, и, простите, хотел в туалет, слушал его и уже понимал, что буду сниматься, потому что такие люди близки мне.

– И как вам Евтушенко как режиссер?

– В фильме было у меня практически две сцены – прощания с семьей и допроса в кабинете Льва Толстого в Ясной Поляне. Кстати, до Евтушенко никому не удавалось там снимать. Сцена допроса была философская, на тему: кем быть лучше – винтиком системы или индивидуальностью вне системы? Были проблемы с переводом. Брандауэр, который играл немецкого офицера, не понимал по-русски. По сценарию я знал немецкий, а Клаус должен был достать из «моих» документов фотографию семьи и спросить: «Я вас спрашиваю – это ваш сын?». Эту фразу он мучительно не мог произнести: «Почему так много «ш»?!

– Через несколько лет вы были в гостях у Брандауэра. Как это случилось?

– Он сам пригласил. МДТ был на гастролях в Зальцбурге, на фестивале «Едеман» (фестиваль посвященный народному австрийскому эпосу. – «Т»), в котором Клаус был в то время режиссером. Я нашел его, мы встретились, и он пригласил меня в гости.

– Как-то вы рассказывали, что свой дом в Павловске построили, взяв в пример дом Брандауэра. Это так?

– Отчасти да. Мой дом напоминает альпийское шале. Для наших мест он кажется непривычным, но мне захотелось именно такой.

– Участок для дома подарил вам Анатолий Собчак. Сегодня, когда о нем стало известно больше, чем тогда, вы по-прежнему относитесь к нему с благодарностью?

– Конечно. Не только за это. За то, что был 1991 год. У меня тогда рождался сын, он у нас дитя путча – родился 23 августа. Я метался между роддомом и съемками «Тартюфа» и толком не знал, что происходит в стране, хотя понимал, что что-то происходит. Потом узнал, что Анатолий Александрович повел себя в этой ситуации мужественно и по-человечески правильно.

– Но потом было и другое…

– А что другое? Когда я читаю стихи Высоцкого или слушаю Битлз, то меня не интересует, зачем они употребляли ЛСД или что великий артист был алкоголиком. Мне хочется повторять тексты песен и стихи, которые они написали. Мне интересно читать про Пушкина, но не про то, с кем он спал или какое вино пил за обедом, а про обстоятельства его жизни. Ведь выстрел, который прозвучал в 1837 году, был заряжен за семь лет до этого. Мне интересны первопричины – талант и стремление к самосгоранию вещи взаимообусловленные. А то, как великий человек прожил свою жизнь с точки зрения обывателя, меня не интересует. Обыватель судит с бытовой точки зрения, а если судить по ней, то все артисты, музыканты, художники – пьяницы и распутники.

– Я правильно понимаю, что вы Собчака относите к великим людям?

– Я про современников не употреблял бы такие эпитеты. Он был неординарный и очень одаренный человек.

– Вы, как я заметил, довольно аполитичны, но тем не менее принимали активное участие в борьбе против строительства газпромовской башни на Охте. Почему?

– Не просто принимал, а принимал с большой страстью. Потому что считаю, что нельзя нарушать гармонию, которая называется Санкт-Петербургом. Потому что нельзя на стол с фамильным серебром и саксонским фарфором ставить пластиковую бутылку с водой. При этом я не против «Газпрома». Пусть строят свою башню, но в другом месте. Я выступал на митинге, записывал видеообращение к президенту, но это мой личный взгляд. При этом не разделяю интересов людей, которые пришли на площадь перед ТЮЗом, размахивая партийными флагами. Помню, как ко мне подошел немецкий репортер: «Вы разделяете убеждения этой партии?» В гробу ее видел. Я пришел отстаивать ту гармонию, ради которой живу в этом месте Земли. Объездив полмира, знаю, что таких мест больше нет. Зачем же ломать? Если это можно назвать общественной жизнью, то я ею занимаюсь.

– А еще было что-то общественно-значимое?

– Участвовал в ельцинских «бригадах» (актеры принимали участие в предвыборной агитации. – «Т») в 1996 году.

– А сегодня понимаете, что это было?

– Нет. Я понимаю, что на тот момент для страны другой альтернативы не было. Даже сейчас менять коней на середине реки – большой риск. Это если говорить с точки зрения здравого смысла, а нам его не хватает.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также