Валентина Талызина

«Для дружбы надо иметь сердце»

 
Валентина Талызина не умеет, по ее же собственному признанию, говорить о своих ролях. Еще куда ни шло – рассуждать о том, что уже состоялось, например, на экране. Сыграно так сыграно. А вот о том, что началось буквально вчера… А вчера была премьера – заглавная роль в спектакле «Мораль пани Дульской».
– О такой роли, конечно, можно мечтать, но чтобы вот так умно, театроведчески все разбирать, где мораль, а где принцип… Нет, не могу. Могу сказать о своем партнере. Леня Евтифьев – он играет моего мужа, пана Дульского, – за весь спектакль произносит всего одну емкую фразу: «Да пошло все к черту» (в оригинале в спектакле фраза звучит так: «Господа! Идите вы все в задницу!» – Прим. ред.). Дульский – красивый мужчина, высокий. Он выбрал для себя путь, что нужно просто молчать. И он не выдерживает только один раз за весь спектакль. Леня меня все время заклинает: «Валя, только серьезно, Валя, только не комикуй». И я делаю все серьезно. Это вообще серьезная история, и вовсе не смешная.

– Это вообще комедия?

– Вчера вот оказалось – комедия.

– А история-то не смешная…

– Не смешная. Но и не подлая. Обыкновенная. И люди поступают так, как они не могут не поступить. В силу своих характеров, воспитания, своего представления о жизни.

– А у нас остались еще люди, которые поступают так, как они не могут не поступить, или мы все время живем с оглядкой?

– Я думаю, остались. Я уверена. Все мои друзья такие.

– У вас хорошие друзья…

– Ну, я выбираю.

– Это, наверное, не те, кого показывают по телевизору все время…

– Не те, абсолютно. У нас есть в театре прекрасная актриса – Марина Кондратьева, которая играет Ганку. Блестящая актриса, умница, очаровательная. В общем, добрейшей души человек.

– Тяжело дружить в наше время?

– Да нет. Я вот дружу. Через три года будет 50 лет, как я дружу с Федей Чеханковым. Судьба свела. Есть у меня подруга, близкая, прекрасная, – Зоя Чурина. Правда, звоню не часто… Мы сидели за одной партой. Дружить – надо иметь время, надо иметь сердце… Это тяжело, конечно. Но у меня есть подруга очень хорошая, потрясающая, – профессор, доктор медицинских наук. Она третий человек по проблемам СПИДа в России. Татьяна Никифоровна Ермак. И еще она художница. Вы можете себе это представить? Она пишет книги о смерти с ужасающими фотографиями и занимается проблемой СПИДа, а с другой стороны – она делает миниатюры…

– Почему вы перестали делать поэтические программы?

– Милая моя, сейчас другие это делают по телевизору. Вот с этими большими, выпуклыми и наглыми глазами. И Пушкина, и Петра Первого. Главное для них – быть в кадре. Они вытеснили художественных артистов. Вообще, сегодня все поменялось. Телевидение – не сказать, что разнузданное, но обширное. Мне кажется, сегодня честные, скромные люди сидят где-то в щелях. Сидят и спокойно существуют. И своим собственным существованием поддерживают общество, нравственные ценности…

– Поддерживают?

– Конечно. Только так. Провинция держит. Это какой-то духовный срез, эти скромные, спокойные люди, которые не врут.

– А мне иногда кажется, что мы живем в звенящей тишине и чем дальше, тем громче она звенит. И каждый раз, перед тем как пошевелиться, мы сто раз подумаем, что скажут люди.

– Знаете, сколько бы нас сейчас ни призывали к революции, ее не будет. Ни оранжевой, ни зеленой, никакой. И я не пойду. Однажды Гайдар, такой спокойненький, сказал по телевидению – я вас всех прошу идти сейчас на площадь перед Моссоветом. И я ему сказала в кадр – иди сам. А я не пойду. Я все понимаю про сегодняшнюю реальность, про то, что все стоит денег, и больших денег, и я мало кому сейчас верю. К счастью, правда, телевидение – это рентген. Оно обладает такими лучами, которые пронизывают человека сразу, и он даже об этом, может быть, и не подозревает. Сразу понятно, кто он и откуда, сколько врет, что правда, кого любит. Однажды Андрей Малахов вел какую-то передачу. Там шел разговор о том, как удержать мужчину. И там были женщины, которые зачем-то туда приезжают и вываливают это все… Одна из них плакала – муж от нее ушел. Хорошенькая, беленькая, плакала прямо такими слезами огромными – как ей теперь жить, что вот такой ужас, ушел… Вторая проклинала своего мужа и говорила, что она пошла в партком, местком и дирекцию и он теперь у нее платит, сволочь такая, и она его еще прижмет. Третья говорила, что никогда, имея троих детей, она не пойдет к их отцу – ни просить, ни умолять, ничего. Кто прав? Все правы. И одна женщина сидела, с простым лицом, довольно интеллигентная, с простой прической, почти не накрашенная, в кофточке какой-то… И она сразу привлекла мое внимание. Это вот лицо – благородное, скромное. И я подумала – ну когда она скажет? Она что-то сказала, незначительное. Но оказалось – графиня Шереметьева. Она была только одна, которая привлекала мое внимание. Которой я поверила. Но это так редко бывает.

– Вы преподаете?

– Нет. Не могу. Это очень тяжело, этому надо отдать жизнь. Надо взять на себя ответственность за этих людей. И потом, понимаете, они молодые – думают, что все так легко и просто. Я помню, когда однажды, в какой-то радиопередаче, меня снял с роли Игорь Ильинский. Он сказал: «У этой девочки нет действия». Я жила тогда в общежитии, в полуподвале. Пришла домой, села на кровать, рыдала горючими слезами и говорила: «Господи, ну что же они меня бросили, как котенка в море, а что такое действие – я не знаю». То есть я все знала, меня учили, я была отличницей, у меня был красный диплом. Но я не понимала, что Ильинский от меня хочет. И много-много раз я разбивала себе нос, пока, в общем, наверное положивши жизнь, научилась. Почти что научилась выстраивать роль самой. Это очень трудно. И этим владеют очень редкие актрисы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также