Кафешантан по-советски

«Мораль пани Дульской» в Театре им. Моссовета

 
Известная польская обличительница и моралистка Г.Запольская больше всего на свете переживала за судьбы несчастных, обманутых женщин. Ее героинь постоянно обижали, насиловали, обманывали, грабили и выкидывали из дома. Насмешливая комедия нравов «Мораль пани Дульской» с момента опубликования (т.е. с начала прошлого века) стала «хитом» любого уважающего себя театра, поскольку в этой пьесе не только есть чему поучать, но и есть что играть.
Все персонажи в ней, включая главу семейства, отвратительные. Они лицемерят, изменяют мужьям и женам, хамят, пьянствуют, развратничают, подличают, доносят друг на друга и все время врут, врут, врут. Короче, «раздолье» для артистов – «играй не хочу»!

Богатый артистами и сценическими масштабами Театр им. Моссовета, видимо, искал бенефис для своей лучшей актрисы Валентины Талызиной, которая после мамаши Кураж давно не получала подарков от главного режиссера. Павел Хомский в каждой своей работе пытается «по-мичурински» скрестить консервативную основательность старого советского театра с молодежным сленгом, имитирующим созвучность сегодняшнему дню. Соединить это, по-видимому, невозможно – поэтому плановые большие спектакли театра расползаются в разные стороны, как прекрасные породистые скакуны, брошенные на лед. Так было с «Доктором Джекилом и Мистером Хайдом», где архаичная громоздкость постановки погребла под собой Александра Домогарова и Екатерину Гусеву, так случилось и с «Дульской». Много кафешантана, девчачьего визга, вздымающихся вверх оборок и стройных ножек в трогательных панталончиках. Много пьяных выкриков и «апартов» в зал, много «толстых» намеков на вялые тонкости – и самое главное, все это абсолютно не смешно и абсолютно не страшно. Такого рода «музычно-драматичную» сатиру можно было наблюдать в середине 70-х в театре Сатиры, где спектакли были построены по типу – здесь у нас «танчик», а здесь мы будем «обличать». То ли актеры разучились проживать свои роли, то ли режиссер сознательно ограничился обозначениями характеров, не обременяя участников излишней внутренней работой. Страсти заменяются криком. Юмор – кривлянием. И все гонят сюжет – а сюжет незамысловатый, как «черный» анекдот – греши тихо, соблюдай приличия. А из этой пьесы вполне можно было вытащить тему «Детей Ванюшина» или «Мещан» – написана она вполне красочным афористичным языком и, ей-богу, ничуть не устарела – стоило только поменять акценты, отказаться от пресловутой социальности и попробовать поговорить о человеке.

Валентина Талызина в роли хозяйки декоративного семейного гнезда, как и положено звезде, выходит на аплодисментах, но роль строит на своем собственном многоопытном запасе. Яркая шумная остроумная женщина, она вполне узнаваема и по-прежнему любима публикой. Но тот, кто видел ее лучшие театральные работы, вправе ждать от актрисы такого уровня новых потрясений. Ведь Талызина обладает редким даром – она как раз умеет соединять несоединимое: быт и трагедию, буффонаду и драму. Возраст для нее не имеет значения – она никогда не стремилась в героини, и роли свои выстраивала изнутри, обладая способностью подсвечивать своих героинь, предоставляя возможность увидеть зрителям самые потаенные грани своего таланта.

Ведь она играла Катерину Ивановну в инсценировке «Преступления и наказания», Юлию Тугину в «Последней жертве», Екатерину II в «Царской охоте», мамашу Кураж. Настоящей актерской вершиной стала для нее роль Мэртл в «Царствии земном» Т.Уильямса, где ее партнерами были Г.Жженов и Г.Бортников. Ролей такого масштаба ей не предлагают – она берет, что дают, и делает, что может. Режиссерский рисунок прост и понятен – как в бразильских сериалах: если про героиню говорят «она заболела», героиня выходит с завязанной полотенцем головой, если про героя говорят, «он всю ночь гулял», герой выходит, шатаясь, как матрос во время качки. В таком театре нет тайны, а значит, нет души. Во всяком случае, ее – душу – ничто не тревожит.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
  • Евгений Арье представит спектакль «Папа»

    Режиссер Евгений Арье готовится представить в «Современнике» премьеру «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Показы пройдут 24 и 25 января. Главные роли сыграют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.   «Папа» – одна из самых известных пьес французского писателя Флориана Зеллера, получившего признание уже в возрасте 22 лет. ...
  • Михаил Ефремов: «Сажают людей, а надо бы деревья»

    Премьера спектакля Марины Брусникиной «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского состоялась на сцене театра «Практика» в понедельник, 13 января. Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана, впоследствии постановка будет идти на целом ряде московских площадок. ...
Читайте также