Кафешантан по-советски

«Мораль пани Дульской» в Театре им. Моссовета

 
Известная польская обличительница и моралистка Г.Запольская больше всего на свете переживала за судьбы несчастных, обманутых женщин. Ее героинь постоянно обижали, насиловали, обманывали, грабили и выкидывали из дома. Насмешливая комедия нравов «Мораль пани Дульской» с момента опубликования (т.е. с начала прошлого века) стала «хитом» любого уважающего себя театра, поскольку в этой пьесе не только есть чему поучать, но и есть что играть.
Все персонажи в ней, включая главу семейства, отвратительные. Они лицемерят, изменяют мужьям и женам, хамят, пьянствуют, развратничают, подличают, доносят друг на друга и все время врут, врут, врут. Короче, «раздолье» для артистов – «играй не хочу»!

Богатый артистами и сценическими масштабами Театр им. Моссовета, видимо, искал бенефис для своей лучшей актрисы Валентины Талызиной, которая после мамаши Кураж давно не получала подарков от главного режиссера. Павел Хомский в каждой своей работе пытается «по-мичурински» скрестить консервативную основательность старого советского театра с молодежным сленгом, имитирующим созвучность сегодняшнему дню. Соединить это, по-видимому, невозможно – поэтому плановые большие спектакли театра расползаются в разные стороны, как прекрасные породистые скакуны, брошенные на лед. Так было с «Доктором Джекилом и Мистером Хайдом», где архаичная громоздкость постановки погребла под собой Александра Домогарова и Екатерину Гусеву, так случилось и с «Дульской». Много кафешантана, девчачьего визга, вздымающихся вверх оборок и стройных ножек в трогательных панталончиках. Много пьяных выкриков и «апартов» в зал, много «толстых» намеков на вялые тонкости – и самое главное, все это абсолютно не смешно и абсолютно не страшно. Такого рода «музычно-драматичную» сатиру можно было наблюдать в середине 70-х в театре Сатиры, где спектакли были построены по типу – здесь у нас «танчик», а здесь мы будем «обличать». То ли актеры разучились проживать свои роли, то ли режиссер сознательно ограничился обозначениями характеров, не обременяя участников излишней внутренней работой. Страсти заменяются криком. Юмор – кривлянием. И все гонят сюжет – а сюжет незамысловатый, как «черный» анекдот – греши тихо, соблюдай приличия. А из этой пьесы вполне можно было вытащить тему «Детей Ванюшина» или «Мещан» – написана она вполне красочным афористичным языком и, ей-богу, ничуть не устарела – стоило только поменять акценты, отказаться от пресловутой социальности и попробовать поговорить о человеке.

Валентина Талызина в роли хозяйки декоративного семейного гнезда, как и положено звезде, выходит на аплодисментах, но роль строит на своем собственном многоопытном запасе. Яркая шумная остроумная женщина, она вполне узнаваема и по-прежнему любима публикой. Но тот, кто видел ее лучшие театральные работы, вправе ждать от актрисы такого уровня новых потрясений. Ведь Талызина обладает редким даром – она как раз умеет соединять несоединимое: быт и трагедию, буффонаду и драму. Возраст для нее не имеет значения – она никогда не стремилась в героини, и роли свои выстраивала изнутри, обладая способностью подсвечивать своих героинь, предоставляя возможность увидеть зрителям самые потаенные грани своего таланта.

Ведь она играла Катерину Ивановну в инсценировке «Преступления и наказания», Юлию Тугину в «Последней жертве», Екатерину II в «Царской охоте», мамашу Кураж. Настоящей актерской вершиной стала для нее роль Мэртл в «Царствии земном» Т.Уильямса, где ее партнерами были Г.Жженов и Г.Бортников. Ролей такого масштаба ей не предлагают – она берет, что дают, и делает, что может. Режиссерский рисунок прост и понятен – как в бразильских сериалах: если про героиню говорят «она заболела», героиня выходит с завязанной полотенцем головой, если про героя говорят, «он всю ночь гулял», герой выходит, шатаясь, как матрос во время качки. В таком театре нет тайны, а значит, нет души. Во всяком случае, ее – душу – ничто не тревожит.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также