Средний палец Михаила Угарова

«Газета «Русский инвалид за 18 июля…» в театре «Et Cetera»

 
Михаил Угаров успел поставить немало спектаклей на разных площадках Москвы. Но все помнят его как режиссера прежде всего по дебютному «Облом off» в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. Оно и неудивительно: ведь Угарову удалось тогда реанимировать хрестоматийный сюжет Гончарова и создать принципиально нового героя: милого, слегка сумасшедшего ребенка Обломова, которого зрители тут же полюбили и объявили идеалом.
В новой постановке Угаров попытался вернуться к своему удачному дебюту. Он даже позвал на помощь некоторых «обломовцев»: главного героя в «Инвалиде» опять сыграл Владимир Скворцов, исполнитель роли Ильи Ильича, декорации снова придумал художник Андрей Климов, а озвучил спектакль все тот же Пан-квартет, который творил чудеса на балкончике в Центре драматургии и режиссуры.

Сюжетно «Инвалид» тоже во многом пересекается с «Облом off», хотя написан был раньше, в 1992 году. Герой – мелкий литератор Иван Павлович, промышляющий путевыми заметками в газете «Русский инвалид», – два года назад пережил личную драму. Любимая женщина сначала согласилась бежать с ним за границу, но потом вдруг передумала и вернулась к законному супругу. С тех самых пор Иван Павлович не выходит на улицу. Он, как и Обломов, болен, одинок и пребывает в перманентной рефлексии. Правда, в отличие от Ильи Ильича его мало интересует человек и вся обломовская философия цельности. На этот раз Угаров вкладывает в уста Скворцова совсем другие слова: герой долго и как-то чересчур горячо рассуждает о литературе и законах, по которым должно строиться произведение.

«Стильный спектакль, только не понятно, о чем говорят», – пошутил Иван Павлович посреди монолога, видимо подсказывая критикам, как покороче написать о премьере. И действительно, околесица, которую несет герой добрую половину спектакля, раздражает своей бессвязанностью и подробными описаниями пустяков. Угаров-драматург так старался следовать своим литературным лозунгам, что совершенно забыл о зрителе: в нагромождении умных слов, в нарочитой пунктирности сюжета «маленькие трагедии» персонажей запрятаны так глубоко, что нет никакой возможности разделить их переживания.

Чем компенсировать бесстрастность своей пьесы, Угаров-режиссер придумать так и не смог. Он заставил своего героя сидеть к зрителю спиной, разрешил исчезать без объяснений, нарядил его в современный костюм и кричащую красную шапочку (действие происходит в девятнадцатом веке, но Угаров и не обещал быть логичным) и при этом не дал ему говорить о том, что действительно для него важно, – о любви. Главная режиссерская находка, адекватная памфлетному содержанию, – это оскорбительный средний палец, проще говоря fuck, показанный Иваном Павловичем залу в конце спектакля. Видимо, самый веский аргумент Угарова за новые формы.

«Инвалид» неприятно удивляет статичностью и однообразием мизансцен. Он вообще больше напоминает читку пьесы, чем полноценный спектакль. Кажется, Угаров на этот раз сделал все, чтобы зритель не отвлекался от текста. Он даже целиком напечатал пьесу в программке к спектаклю, остроумно оформленной под газету XIX века.

Сделать драматургию более глубокой, а режиссуру более выразительной изо всех сил пытаются калягинские актеры. Но как бы ни был обаятелен Владимир Скворцов, ему здесь откровенно нечего играть. Даже наполненные слезами глаза в финале спектакля не добавляют его персонажу индивидуальности. Иван Павлович вышел бледным, как и планировал драматург, намеренно лишивший нас героя, впечатлений и удовольствия. Мы прочитали первый попавшийся номер газеты «Русский инвалид», который нам подсунул Михаил Угаров. Право же, лучше бы почитали роман.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также