Дмитрий Шостакович

«Скучно, бездарно, глупо…»

 
Музыкальная комедия «Москва, Черемушки» по пьесе В. Масса и М. Червинского написана Д. Шостаковичем в 1958 году. За последние годы оперетта «Москва, Черемушки» была поставлена в Великобритании, США, Германии, во Франции, в Австрии. В России Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – первый, кто за долгие годы обратился к этому почти забытому на родине произведению Д. Шостаковича.
Дирижер-постановщик – Мария Максимчук
Режиссер-постановщик – Ирина Лычагина
Художник-постановщик – Елена Степанова
Руководитель постановки – Александр Титель
«Москва, Черемушки» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

После долгого строительства, чередовавшегося с пожарами, многострадальный Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, наконец-то открылся. Правда, пока зрителей пригласили лишь на вновь отстроенную Малую сцену, представляющую собой зал-трансформер. Здесь можно свободно играть пространством, перемещая сценическую и зрительскую зоны так, как нужно для конкретного спектакля. Этим конкретным спектаклем стала оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки». Выбор, казалось бы, логичный: нынче год столетия советского классика. Не так давно некоторые европейские театры обратились к этому названию (например, в Вене и Лионе). Кроме того, работа изначально реализовывалась студентами мастерской главного режиссера театра Александра Тителя, а следовательно, должна носить характер студийности, эксперимента и поиска, что как раз адекватно задачам Малой сцены. И наконец, сам сюжет оперетты, рассказывающий о жутко интригующих вещах – строительстве, получении от Моссовета новой жилплощади, кознях бюрократов, – в данный момент очень близок театру.

Но это только на наш взгляд. А на взгляд самого автора…

Вот выдержка из письма Шостаковича его близкому другу Исааку Гликману: «Я аккуратно посещаю репетиции моей оперетты. Горю со стыда. Если ты думаешь приехать на премьеру, то советую тебе раздумать. Не стоит терять время для того, чтобы полюбоваться на мой позор. Скучно, бездарно, глупо. Вот все, что я могу тебе сказать по секрету. Крепко жму руку». (Москва, 19 декабря, 1958 года).

Написанная в форме череды песенок-куплетов, с цитированием народных шедевров типа «Бывали дни веселые» и «Цыпленок жареный», музыка оперетты поставила бы в тупик всякого, кто заранее не информирован о ее авторстве: печать гения Шостаковича обнаружить в этом сочинении очень сложно, даже вооружившись слуховым аппаратом. Показательно, что ни один из номеров этой оперетты так и не стал хитом. За исключением одной темки, построенной на автоцитате из песни «Нас утро встречает прохладой». Только надо учесть, что эта песня из кинофильма «Встречный» была написана и обрела популярность аж за четверть века до написания оперетты. Шостакович по своей музыкантской природе никогда не был конформистом, хотя много писал по партийному спецзаказу. Его протест – трудно теперь сказать, произвольный или непроизвольный – выражался в том, что из-под палки он писал … «не свою» музыку.

В этот период ряд произведений Шостаковича, например, опера «Леди Макбет Мценского уезда» и Четвертая симфония, все еще находились под запретом. При этом композитор был вполне обласкан новой «оттепельной» властью – 22 апреля 1958 года его осчастливили Ленинской премией. В такой ситуации он вряд ли мог отказаться от написания «демократического» сочинения для широких народных масс.

Режиссер-постановщик Ирина Лычагина не понаслышке знакома с историей создания оперетты и отношением к ней композитора. Она потомок Владимира Масса, написавшего в соавторстве с Михаилом Червинским пьесу, ставшую основой более чем сомнительного по литературным достоинствам либретто. Вместе с художницей Еленой Степановой и дирижером Марией Максимчук она решительно отбросила мучительные рефлексии композитора на свалку истории. На сцене – комикс в духе соцарта 50-х. Недостаточно пародийный, чтобы кто-то заподозрил авторов в недостатке пиетета по отношению к музыке Шостаковича. Но и недостаточно качественный, чтобы этот пиетет однозначно читался. Во всяком случае, если уж играть подобную «легкую» музыку, написанную в формате «умца-умца» и изобилующую повторами, то это надо делать с феерическим мастерством и блеском. Тогда есть шанс, что все это можно подать в упаковке под девизом «шутка гения». Однако оркестр под управлением маэстрессы Максимчук столь же далек от блеска, сколь далеки от оригинальности бытовые и идеологические атрибуты эпохи: острые бюсты, розовые унитазы, манекены космонавтов и портреты вождей.

Актерские работы тоже весьма приблизительны. Молодые исполнители – студенты РАТИ Павел Иванов (мятущийся Бубенцов), Татьяна Фильчакова (хорошая девушка Маша), Андрей Грачев (старый москвич Бабуров), Екатерина Щербаченко (очень хорошая девушка Лидочка), а также уже более опытные, хотя тоже достаточно молодые артисты театра – Чингис Аюшев (шофер Сергей), Анастасия Бакастова (арматурщица Люся), Анна Викторова (персональная жена Вава), Денис Макаров (недобросовестный управхоз) и Илья Павлов (Дребеднев, чиновник, злоупотребляющий властью) – не очень понимают своей задачи. Они старательно поют и даже местами танцуют сатирическую советскую оперетту, что у них получается с большей или меньшей степенью музыкальности. Однако той грани, за которой незатейливая советская сатира должна перейти в современный ироничный взгляд на всю эту идейно-бытовую пургу, они не чувствуют. Впрочем, возможно, не чувствуют именно потому, что и сами постановщики не вполне уверены – нужен он, этот сегодняшний взгляд или уж обойдемся без оного?

Сам Шостакович в свое время сыронизировал в адрес композитора Виссариона Шебалина, «восхитившись» его способностью писать идейно выдержанные произведения левой рукой. Вряд ли сегодня имеет смысл реанимировать то, чего сами авторы стыдились. Да еще и ставить это в том же режиме, в котором они это писали, – одной левой.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
  • В Петербурге пройдет Всеобщий музыкальный диктант

    Ежегодная акция по проверке музыкального слуха и теоретических знаний «Всеобщий музыкальный диктант» пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге, передает городской Комитет по культуре. Акция проводится по инициативе Студенческого совета РАМ имени Гнесиных, в этом году – во второй раз. ...
Читайте также